Преподавание литературы
Урок-путешествие "По страницам русской литературы"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 825
Макухина Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: обучающая - обобщение изученного, повторение литературоведческих терминов развивающая – развитие речи, памяти, абстрактного мышления, воображения воспитывающая - 1) воспитание высоких нравственных качеств 2) воспитание интереса к литературе Урок пройдёт в форме соревнований. Класс необходимо разделить на 3 команды, придумать название. На доске оформлены 5 страниц: биографическая, прозаическая, поэтическая, литературоведческая и лирическая. Команды приготовят по одному комплекту карточек с цифрами от 1 до 6. За каждый правильный ответ вручается жетон. Вступительное слово. Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок. Это урок-путешествие. А путешествовать мы будем по страницам русской литературы. Мы закончили изучение произведений русских писателей в курсе литературы 6 класса. Два самых больших раздела посвящены произведениям русских писателей 19 и 20 века. Со многими поэтами и писателями вы встретились впервые. Кроме этого вы узнали новые литературоведческие термины. Эта игра позволит проверить, как вы запомнили стихи и рассказы, изученные в 6 классе, как научились пользоваться выразительными средствами языка. 1 страница – биографическая На доске: 1. Некрасов 4. Чехов 2. Лесков 5. Платонов 3. Пришвин 6. Заболоцкий (Вопросы для всех, отвечают одновременно карточками от 1 до 6) 1) Эпиграфом к изучению чьих произведений являются слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»? ( Пришвин -3) 2) Чей это псевдоним – Антоша Чехонте? ( Чехов – 4) 3) Кто из писателей жил в большой семье из 10 человек и любил «кроме поля, деревни, матери и колокольного звона ещё и паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу»? (Платонов – 5) 4) Кто из писателей родился в 1821 году? (Некрасов -1) 5) Кто из названных русских писателей в 1938 году был несправедливо лишён свободы, Работал на лесоповале, строил дорогу на лютом сибирском морозе? (Заболоцкий – 6) 2 страница – прозаическая 1) Какой рассказ начинается словами… (задание в конвертах) 1 конверт: а) Бабушка возвратилась от соседей и сказала, что левотьевские ребятишки собираются на увал по землянику и велела сходить с ними? ( В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой») б) Последний день перед Рождеством прошёл. (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством») 2 конверт: а) В одном селе возле Блудова болота, в районе города Переславль- Залесского, осиротели двое детей. ( М.М. Пришвин «Кладовая солнца») б) В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович. ( А.С.Пушкин «Метель») 3 конверт: а) Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. ( Н.С.Лесков «Левша») б) Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? ( В.Г.Распутин «уроки французского») 2) Герою какого рассказа принадлежат эти вещи? (Положить вещи в три разные коробки, команды выбирают) - Копейки («Уроки Французского») - Молоток и гвозди («Левша») - Яблоки (« Корова») 3) Чей это портрет? А) Ему было всего только 10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. (Митраша) Б) «Лгут люди, я совсем не хороша…» Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими чёрными очами и невыразимо приятной усмешкой вдруг доказало противное. (Оксана) В) Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчик с разбитым лицом., неопрятный без матери и одинокий в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах… (герой рассказа Распутина «Уроки французского») 3 страница – поэтическая На доске: 1. Есенин 4. Тютчев 2. Рубцов 5. Заболоцкий 3. Никитин 6.Некрасов ( Вопросы для всех, отвечают одновременно карточками от 1 до 6) 1. Какому поэту принадлежат стихи? А) Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над землёю туман облаками вставал. (Никитин-3) | Б) Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. (Есенин-1) | В) Вылетев из Африки в апреле, К берегам отеческой земли Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли. ( Заболоцкий-5) | Г) Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. (Тютчев-4) | Д) Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело , И сон окутал родину мою… (Рубцов-2) | | 2. Определить размер стиха и рифму. ( Каждая команда вытягивает листок со строчками стихотворения) А) Ярко звёзд мерцанье В синеве небес; Месяца сиянье падает на лес. (хорей, рифма перекрёстная) | Б) Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. (Ямб, рифма перекрёстная) | В) Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт, Летают и плещут стрекозы, Весёлый ведут хоровод. (амфибрахий, рифма перекрёстная) | | 4 страница – литературоведческая Литературоведение –это наука о законах построения художественного произведения, о выразительных средствах, которые используют писатели. Знание этих тонкостей помогает в изучении произведений. 1. Теоретическая часть. Что это? На доске: 1. Аллитерация 4. Метафора 2. Инверсия 5. Эпитет 3. Антитеза 6. Композиция (Вопросы для всех, отвечают одновременно карточками от 1 до 6) 1) Построение художественного произведения (композиция- 6) 2) Слово или выражение, употреблённое в переносном значении вместо другого слова, т.к. между обозначаемыми предметами есть сходство (метафора-4) 3) Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность (аллитерация-1) 4) Противопоставление образов, эпизодов, картин, слов (антитеза-3) 5) Необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи (инверсия-2) 2.Практическая часть. Найти выразительные средства в стихотворении Тютчева «Чародейкою Зимою…» 5 страница – лирическая Чтение любимых стихотворений учащимися (можно не оценивать) Заканчивается урок подведением итогов, награждением команд.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|