Преподавание литературы
"Только для детей". Урок внеклассного чтения или внеклассное мероприятие по повести Г.П. Михасенко "Кандаурские мальчишки"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1196
Платик Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Я пишу только для детей, и в этом моя особенность, и этим я могу быть интересен людям. Г.П.Михасенко Цели: стимулировать интерес учеников к чтению произведений местных авторов, познакомить с биографией и творчеством Г.П.Михасенко, развивать творческие способности и познавательную активность. Оборудование: - портрет писателя - выставка книг - стенгазеты, выпущенные учениками - рисунки к произведению - карточки с эпизодами Ход мероприятия: Ведущий 1: Добрый день! Сегодня мы приглашаем вас к разговору о творчестве нашего земляка, Геннадия Павловича Михасенко. Геннадий Павлович Михасенко родился 16 февраля 1936 года в Славгороде Алтайского края в семье кадрового военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт, а мать с сыном перебралась в деревню Кандаурово Новосибирской области. Здесь прошло детство писателя и те события, о которых позднее расскажет Геннадий Павлович в своей автобиографической повести «Кандаурские мальчишки». До конца войны, до мирных дней, прожили мать и сын, горячо веря в возвращение отца. И он пришёл, принеся в дом память о павших товарищах, о фронтовом братстве и удивление, что под таким огнём уцелел. Ведущий 2: После войны семья переезжает в Новосибирск, с этим городом связаны школьные и институтские годы будущего писателя. После окончания инженерно-строительного института он работает на строительстве Братской ГЭС. Здесь стал он профессиональным писателем, прибавив к техническому образованию ещё и Высшие литературные курсы. Ведущий 1: Сначала не просто было решить: что выбрать? Тянуло и к стихам, и к прозе, пробовал работать над пьесой, писал понемногу автобиографическую повесть. Первая книга – «Кандаурские мальчишки» - вышла в Новосибирске в 1959 году. Многообразная личная одарённость писателя передаётся его литературным героям: многие из них рифмуют, упражняются в языках, овладевают техникой рисования. Михасенко принципиально считает, что нет человека без таланта, и в ребячьих характерах он всегда старается высветить, выявить творческую способность личности, а значит поднять её над заурядностью житейской, вдохнуть веру в её собственные силы. Воспитанию добрых чувств служат книги писателя. Ведущий 2: С интересными фактами биографии писателя вас познакомит библиотекарь Ведущий 1: конкурс-разминка Ребята, вы познакомились с повестью Геннадия Павловича «Кандаурские мальчишки». Давайте проверим, насколько внимательно вы читали произведение. За каждый правильный ответ на мои вопросы, вы получаете жетон. «Узнай героя» - Звуки вылетали изо рта её быстро – тара-тара-тара-тара,- как из трубы старинного испорченного граммофона. (Марфа Граммофониха).
- Самой знаменитой частью на голове его были уши – большие, как вареники, которые разварились и из которых выпала начинка. (Колька)
- Его не смущало ни то, что галифе стянуты где-то под мышками, ни то, что в пилотку вместо звезды ввинчен железнодорожный крестик. (Петька Лейтенант)
- Кепка сидела на его голове, как всегда, небрежно – козырьком вбок. Он никогда не заботился о том, чтобы надеть её правильно – как подвернулась кепка под руку, так он её и нахлобучил на голову, а где козырёк – не имеет значения, лишь бы вихры не лезли в глаза. Лицо его, в частых веснушках – точно недоспелые маковинки въелись в кожу. (Шурка)
- Маленькая, с льняными волосёнками, не знавшими гребёнок, в платьице-колокольчике и босиком. (Нюська, сестра Шурки)
- Молчаливые и спокойные, слишком грамотные и гордые. Была в их жизни какая-то непонятная строгость и скрытность. Глаза у одного голубые, до того голубые, что, наверное, голубеет лицо от его взгляда, Второй не походил на всех, он не казался забавным, что-то было в нём серьёзное, занимался моделированием самолётов. (Витя и Толя Кожины)
- Вы не забывайте старика, а то я в тоску впадаю… Только что мухи, вот суседи вроде… Семьдесят лет прожил, а мух как следует не знал, летают, леший их возьми, а кто такие – убей, не скажу… (дед Митрофан)
- Парень он крепкий, как сруб. И ума не пойдёт занимать. Он получал две газеты и частенько на вечёрках рассказывал про события на фронтах и про жизнь в Африках. (Брат Миши – Анатолий)
- Таких женщин, как она, поискать да поискать, хоть и городская, а своя: и к людям всей душой, и никакой работы не чурается. (Лена, мама Миши)
- У него большой нос, который на семерых рос, а одному достался. С другим носом он выглядел бы смешно. Волосы густые и длинные. В углу лба – шрам, уходящий в волосы, как тропинка в лес. (Отец Мишки, Павел)
- От раны сохранилась лишь маленькая ямочка-шрам, которая прощупывалась под волосами. Вот и с папой он выровнялся: у папы – шрам и у него – шрам. (Мишка, главный герой)
- Он был нашим любимцем. Необычайно сильный и красивый, не кусался, не лягался, не уросил. (Конь Игренька)
- Рыжая костлявая кобылёнка, носившая непонятную кличку. (Греза)
- Она была или задумчивой, или глупой. Всегда проходила мимо своего двора и, если её не остановить, могла спокойно пройти всю деревню и выйти в поле и ещё дальше. Поэтому её встречали каждый вечер и провожали в хлев. (Корова Пеганка)
- Одна антиресная личность – баран. Вот ворота покалечены – его дело, он всё наковырял нехристь! Старается, будто трудодни зарабатывает. Рога по два раза завиты, сам как чёрт и звать … (Чертило)
Ведущий 2: конкурс рисунков Приглашаем всех, кто нарисовал иллюстрации к произведению, ребята демонстрируют рисунки, а зрители угадывают, какой эпизод изображён. За правильный ответ получаете жетоны. Рисунок 1. (Ответ - Выгоню его со стадом, а через час он вертается… ); Рисунок 2 (Ответ - Петька вскочил на брёвна и, как только бык поравнялся с ним, кошкой бросился ему на хребет… Шарахнувшись несколько раз в стороны и не сбросив мальчишку, клещом вцепившегося в спину, бык задрал хвост и с рёвом пустился по улице) Ведущий 1: конкурс «Найди своё место» Приглашаются все, кто получил жетоны в 1 и 2 конкурсах, участники делятся на две команды, каждой команде выдаются карточки с названием эпизода и кратким описанием на обороте. Надо восстановить последовательность событий и занять своё место в цепи, чья команда быстрее справится, та и победила. Зрители следят за правильностью выполнения, при затруднении подсказывают. (1 команда получает карточки по I части повести) 1 | Пожар | У Марфы Граммофонихи загорелась баня… - Пусть, окаянная, сгорит. У меня уж для новой брёвна припасены. А от этой всё одно никакой пользы, один страх... | 2 | Силостные ямы | Когда в колхозе начался сенокос, для нас нашлось дело… - Что, мужички, помогать рвётесь? Тогда слушайте. Сейчас приедут на Игреньке. Так вот, выпрягайте и уминайте траву! Ясно? | 3 | Пастухи | Утром мы впервые выгоняли стадо… Шурка побежал открывать овчарню. Колька занял пост у входа в коровник, чтобы не пускать туда овец, а я остался за оградой, преграждая путь в переулок. | 4 | Хромушку зарезали | Под кустом, шагах в десяти от нас, в том месте, где начинались сплошные тальниковые заросли, лежала Хромушка. Она судорожно билась и урывками вскрикивала, потом вдруг запрокинула голову, перекатилась на спину, как играющая лошадь, и мы увидели нож, торчащий из-под оттопыренной ноги. | 5 | Пасека | Мы подсели к чашке с мёдом. Соты таяли во рту. Сперва казалось, что не будет конца нашим жадным глоткам… Но пятую ложку мы тянули в рот вяло, восьмую я вовсе не дотянул, но Колька осилил и восьмую, и девятую. | 6 | Пьеса в клубе | Действие началось. На сцену вышел высокий фашистский генерал с разбухшим животом, с одним стёклышком у глаз вместо нормальных очков. Генерал заговорил маминым голосом. Ого-го-го! Забавно она преобразилась. | 7 | Собрание колхозников | А теперь я хочу сказать нашим детишкам спасибо, спасибо от имени правления колхоза и от всех вас… А наших пастухов я порадую: пасечник Степаныч велел передать им вот эти патроны, пять штук… | 8 | Змея | - Меня змея шваркнула, - выдохнул Колька. - А ну, давай! – Шурка схватил Колькину ногу, опрокидывая того на спину, и впился в щиколотку губами. Щёки его мигом ввалились – он высасывал яд. То и дело сплёвывая, он оторвался, наконец. – Ну, как теперь? | (2 команда получает карточки по II части повести) 1 | В нашем полку прибыло | Скрипучая дверь стремительно откинулась, и на крыльцо шагнул Витька, в серых брюках до пяток, в ботинках и в белой рубахе. - Значит, пасти? – проговорил вдруг Петька. Витька замер на приступке. - Пасти… - Ладно, попасём. – Ребята повернулись и неторопливо двинулись к скотному. | 2 | Месть | Витька зажёг спичку и через нос бросил её в череп. Маска, бесформенная в темноте, выявилась вдруг во всей своей жути. Глаза, круглые и большие, острый филиний нос горели, резко вырисовывая на бревенчатой стене избы дрожащие золотые пятаки. Особенно страшными были зубные прорези. Пакля начала чадить, и через глазницы повалила копоть. Шурка поднёс горящую тыкву к окну. | 3 | Преступнику не удалось отобрать у Кольки улику | При слабом желтом свете лучины они разом разглядели слово «ТИМ», нацарапанное на чёрной рукоятке. Нелепые, но чёткие буквы стояли не рядом, а с разрядкой: «Т И М». | 4 | В трясине завязла овечка | Метрах в двух-трёх от нас, посередине ржавой, пузырящейся полыньи, билась овечка. Увидев нас, она на миг утихла, затем начала рваться ещё яростнее. Трясина колыхалась, как студень, глубже втягивая её. | 5 | В тайгу за шишками | - Тикайте…шест кидаю. Мы стали под кедры: я под тот, где сидел Колька, а Витька – под соседний… Возник нарастающий стремительный шум… Я почувствовал удар, схватился за голову… И вдруг кедры вздрогнули перед глазами, качнулись и повалились на бок. Я рухнул во влажный мох… | 6 | Хорошее дело | Низкий сруб бани блестел в темноте, рядом валялись брёвна, сброшенные когда-то нами на землю... Мы как можно осторожнее принялись за дело. Шурка, Петька и Колька кое-что смыслили в том, как класть сруб, поэтому они взобрались наверх, а мы втроём взялись за бревно... Мы сели отдыхать внутри сруба… Сердце полнилось радостью. | 7 | Письмо с фронта | Папа был ранен, потерял сознание, оказался в фашистском тылу. Ему удалось бежать. Потом они наткнулись на партизан. Они пускали по откос фашистские эшелоны, забрасывали гранатами автоколонны… | 8 | Аэроплан | Придерживая пропеллер одной рукой, Толик другой поднял модель над головой и с толчком пустил…Белый, он исчезал на фоне облаков, потом вдруг вырывался на голубой простор… казалось, он никогда не приземлится, а будет вот так летать и летать… И наше детство – оно тоже летело… | Ведущий 2: конкурс переводчиков Приглашаю принять участие в конкурсе всех желающих. Я называю слова, а вы поясните их, раскройте значение, смысл. - Хлев – стайка, сарай, специальное помещение для содержания домашнего скота.
- Поскотина – пастбище, выгон, прилегающий к деревне.
- Кошара – помещение для овец.
- Матка – перекладина на потолке.
- Портки – штаны.
- Чуни – верёвочные лапти.
- Согра – болотистый лес.
- Хмара – тёмное облако, туча, густой туман, мгла.
- «Шмоньки» - прошлогодние гнилушки картофеля.
- Прогагарили – просмотрели.
- Не уторкать – не успокоить, не уложить.
Ведущий1: Конкурс «Лабиринт» Я буду задавать вопросы и называть три варианта ответа, кто считает, что правильный ответ под номером один, бежит к цифре 1, если верный ответ под номером 2, бежит к цифре 2, если 3, то к цифре 3 (цифры прикреплены на стене). Сначала участвует весь зал, потом те игроки, которые верно выбрали ответ, и так до победителя. Каким способом мальчики доставили раненую Хромушку в стойло? - несли на руках
- привязали к Чертиле
- позвали взрослых
Какая роль досталась Мишке в постановке пьесы? - фашистского генерала
- русского разведчика
- звонка
Каким способом Колька собирал шишки в тайге? - забрался на кедр с помощью ремня
- шишковал колотом
- подбирал опавшие
Как мальчики спасались от комаров в тайге? - намазались мазью
- развели костёр
- надели накомарники
В какую игру любили играть мальчишки весной на солнцепёке возле школы? - лапта
- бабки
- прятки
Чем Петька ловил гольянов? - удочкой
- руками
- портками
Как Анатолий объяснил мальчишкам, что такое тайга? - советские джунгли
- хвойный лес
- лиственный лес
Витя читал больному Мише «Золотой ключик», кто автор? - Толстой, который с бородой
- Толстой без бороды
- Ершов
Чем увлекался Толя? - шахматами
- сочинял стихи
- моделированием самолетов
Зачем бабушка Акулова загадывала загадки больному Мишке? - развлекала
- проверить, светлая ли у него голова
- отвлекала от грустных мыслей
Ведущий 1: Дополнительные вопросы победителям. 1. Отгадайте загадки бабушки Акуловой: - на болоте плачет, а с болота нейдёт (кулик)
- Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце украло (роса)
- Стоит дерево, дерево ханское, платье шемаханское, цветы ангельски, когти дьявольски (шиповник)
2. Как изменились герои за три летних месяца? 3. Кто из героев вам понравился? Ведущий 2: А сейчас предлагаю послушать ребят, которые написали отзыв на произведение. Логачёв Максим События повести происходят в деревне Кандаур в годы войны. Автор рассказывает о ребятах, которые сначала бездельничали, но потом стали пастухами. Самое сильное впечатление на меня произвело описание старого кладбища, где Кожины, Витя и Толик, похоронили маму, а отец их погиб на фронте. Ребята остались сиротами. Но жители деревни поручили заботу о них бабушке Акуловой. Больше всех мне понравился Витя: он был загадочным, скромным, но очень умным. Дома у него было много книжек, которыми он делился со своими друзьями. И когда ребята пасли овец, то по-переменке читали «Синдбада-морехода» или «Путешествие Гулливера в страну лилипутов». Эта книга научила меня тому, что не стоит над кем-либо насмехаться, а лучше подружиться. Будет больше пользы. Исупов Антон В этом произведении говорится о том, как простые мальчишки из деревни Кандаур преодолевают все тяготы деревенского житья в военное время. Всех мужчин забрали на фронт. А работать пришлось женщинам и ребятишкам. Мне понравилось, как ребята вызволяли из болота овечку, потому что мальчишки делали всё сообща, хотя между ними и бывали малюсенькие конфликты. Самым ярким героем я считаю Мишку. Он самый понимающий из ребят: не смеётся над проблемами и болезнями других людей. Эта самая классная книжка из всех, которые я когда-либо читал. Она научила меня лучше понимать других людей. Старшинов Алексей События, описанные в произведении Геннадия Павловича Михасенко «Кандаурские мальчишки», разворачиваются в военное время, и поэтому все совершеннолетние мужчины ушли на фронт. Остались только женщины и мальчики. И всем пришлось трудиться. Мальчишкам доверили пасти овец. Трудно приходилось порой ребятам. Неизвестный преступник зарезал Хромушку. В этот момент у ребят было смешанное чувство: страх и желание отомстить. Они наставили на преступника незаряженное ружьё, и тот убежал. Мне нравится, что мальчишки не боятся трудностей. Пробуют всё новое и необычное: утаптывают траву в силостных ямах, пасут колхозных овец, следят за строптивым Чертилой, который всегда наровит вернуться в стойло. Для ребят работа не только труд, но и развлечение. Всё выполняют они весело, с желанием и смекалкой. Я понял, что взрослые нуждаются в помощи детей. Хотя они и старше и сильнее, но всё равно им трудно, поэтому надо помогать родителям во всём и везде. Ведущий 1: Библиотекарь познакомит вас с выставкой книг Г.П.Михасенко. Ведущий 2: А завершить наш сегодняшний праздник мне хочется той правдой, которую нашёл главный герой в словах деда Митрофана: - Человек-то без народа, что овца без стада, - дичает… Все друг к дружке жмутся, народ-то любит тесноту, чтоб в обязательности локоть в бок упирался… Я внимательно слушал деда Митрофана и тут же дал себе слово, что никогда и ни за что на свете не отстану и не покину своих друзей. Но и после этого я не успокоился и продолжал думать и думать про людей, который любят жить тесно, дружно. Тётка Дарья, тётка Матрёна, Анатолий, дед Митрофан, пасечник Степаныч – всех этих людей перебрал я в уме и с радостью почувствовал, что они мне близки, каждый по-разному, но все одинаково близки, любил я их, как родных… Нет, нет, я никогда не буду чураться людей! И я хочу пожелать всем присутствующим: «Никогда не чурайтесь людей». Подведение итогов и награждение победителей проводится после каждого конкурса. Использованная литература: Михасенко Г.П. Кандаурские мальчишки: Повести. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1991. – (Сибирская библиотека для детей и юношества), 352 с., ил.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|