Преподавание литературы Золотой XIX век. История и культура РоссииNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1323 Беляева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы; Бойкова Татьяна Ивановна, учитель ИЗО и МХК; Коровина Тамара Ивановна, учитель музыки; Наумова Альфадия Данифовна, учитель английского языка; Васильева Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы (Слайд 1) Ведущий: Добрый день, уважаемые старшеклассники! Золотое сердце, золотые руки, Золотой век! Почему целое столетие - 19 век назван золотым? Что происходило такого значительного в этот период? Наша задача – проанализировать исторические и культурные события. В результате нашей совместной работы мы создадим целостную картину развития России 19 века. 1 этап. История. Философия. Литература(Выступление учителя литературы) Слайд 2 Россия 19 века. Российская империя была третьим по площади из когда-либо образованных государств (после Монгольской и Британской империй- простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Глава империи — император всероссийский, обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью до 1905 года. Императоры династии Романовых сменяются на престоле один за другим. Это относительно спокойный для России период, но все-таки … Слайд 3 1812 год. Полчища наполеоновской армии, покоривших всю Европу, Слайд 4 вторгаются на территорию России. Наполеону хочется мирового господства. Слайд 5 Знаменитое Бородинское сражение, описанное М.Лермонтовым, показало силу и мощь народного сопротивления Лермонтов напишет: Слайд 6
Слайд 7 Наполеон стоит на Поклонной горе и ждет ключей от Москвы: но Пушкин пишет:
Весь народ встал на защиту Родины, недаром Наполеон сказал: “Русские воюют против всяких правил!”. Слайд 8 Толстой в своем романе “Война и мир” поет гимн простому народу-победителю: “Дубина народной войны поднялась со всею своею могущественной силой и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. Европа вздохнула с облегчением. Слайд 9 1825 год. 25 декабря на Сенатской площади Петербурга восстание дворян - этих людей, выкованных из чистой стали, по замечанию Герцена. Они выступают против монархического правления, против крепостного права. Слайд 10 Восстание разгромлено, зачинщики повешены, Слайд 11 а более 100 декабристов сосланы в Сибирь. Слайд 12 Удивительное дело: жены декабристов отправляются за мужьями в Сибирь. Слайд 13 Екатерина Муравьева привозит туда страстные строки Пушкина:
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16 Крымская кампания 1855 г., когда Россия вынуждена была противостоять нескольким государствам, показала полную несостоятельность власти самодержавия, Слайд 17 Россия терпела поражение. Особенно трагичными были бои по обороне Севастополя. Слайд 18 Участник этих боев Лев Толстой пишет в “Севастопольских рассказах” о героизме простого русского солдата. Слайд 19 Россия 19 века – это аграрная страна. Главным вопросом русской истории середины века было крепостное право. Слайд 20 Оно не только тормозило экономическое развитие России, но и унижало ее народ. Слайд 21 Отмена крепостного права мало что изменила в жизни ее народа. Слайд 22 Некрасов выступил в защиту народа: “Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая страдания народа, и что поэзия забыть ее должна, не верьте, юноши, юноши не стареет она!” Слайд 23 В русской литературе впервые появились строки, показывающие красоту этого угнетенного народа, особенно самой бесправной ее части – женщины. Некрасов, сравнивает крестьянку с царицей, и это было неслыханно. Он пишет: Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
В защиту крепостных выступит И. Тургенев, о разрушающем влиянии крепостного права расскажет А.Гончаров в своем романе “Обломов”. Слайд 27 Во второй половине 19 века начинается рост промышленности, начинается разрушение общинного уклада. Появляется такой слой населения как купечество. Мы с ужасом узнаем из пьес А.Островского о диких нравах той поры, о судьбе Катерины в пьесе “Гроза”, которая мечтала летать, но погибла. Слайд 28 Отчего люди не летают так, как птицы… Мне кажется, что я птица. Слайд 29 Философы так определили это время: бог умер. Огромные открытия в области науки вдруг убедили человека в том, что он может все, он подобен богу, поэтому может устраивать свой мир, как он его понимает. Слайд 30 Эту мысль высветил в своем романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский. Слайд 31 Раскольников решил, что он имеет право вершить судьбы людей, мы знаем, что его теория терпит крах, но она живуча и до сих пор, под ее знаменами люди оправдывают господство одних над другими. Достоевский скажет, что для мира важен каждый человек, и слезинка одного ребенка стоит всех благ мир. Слайд 32 Но, несмотря на все противоречия, несправедливости мира русская литература верит в силу народа и его будущее. Слайд 33 Эх, тройка, птица-тройка! Кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать себе версты, пока не зарябит тебе в очи. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Громом гремит под тобою дорога, летят мосты и остается позади все, что ни есть на земли, и, косясь и постораниваясь, дают ей дорогу другие народы и государства… Слайд 34 Русская литература 19 века – это самая мощная литературная школа в Европе. Основателем ее по праву считается наше все - А. Пушкин. Он основатель и нашего современного литературного языка. Каждый из нас помнит его строки: “Я вас любил” (чтение хором). Слайд 35 Посмотрите на эти портреты – это гордость нации, ее золотое достояние. Посмотрим на их лица, вспомним, как их зовут. Викторина “Знаем ли мы русских писателей”. Слайд 36 Вывод. Золотой 19 век. Россия Слайд 37 Рефлексия. Метод незаконченных предложений. Приложение 2. 2 этап. Русские художники 19 векаУчитель рассказывает о картинах выдающихся художников с комментариями из жизни автора. (Приложение 4) 3 этап. Музыка в 19 веке(Выступление учителя музыки) Слайд №1. Расцвет музыкальной культуры в 19 веке был подготовлен всем ходом развития её в России. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. В начале 19 века в русской музыке появились романтические тенденции, отсюда интерес к народно-эпическим сюжетам, сказочной фантастике. Но один из наиболее любимых видов музыкального искусства в конце 18 и в первой половине 19 века - романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную (строфическую) форму. Исполнялись эти “песенные романсы” под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары. В романсе, как и в народной песне, отразились думы, настроения и переживания простых людей. Важную роль в развитии русского романса первой половины 19 века сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов. Слайд №2. Александр Александрович Алябьев (1787-1851) “Соловей”- одна из любимых и наиболее распространённых песен Алябьева. Всё в ней скромно и просто. Звучит фрагмент романса “Соловей”. Слайд №3. Александр Егорович Варламов (1801-1848). Песни Варламова, искренние и простые, правдиво отражали те настроения, которые переживали русские люди в 30-е годы 20 столетия: неудовлетворённость действительностью, надежды на лучшее будущее и стремление к борьбе. Таковы песенные романсы “Река шумит” и “Белеет парус одинокий”. Романс “Белеет парус одинокий” написан на стихи Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро- испанского танца. Слайд №4, звучит фрагмент романса “Белеет парус одинокий”. Слайд №5. Александр Львович Гурилёв (1803-1858). Все произведения Гурилёва отличаются задушевностью, искренностью, теплотой. Многие романсы и песни основаны на танцевальных ритмах - мазурки, польки, вальса. Песня “Колокольчик” стала народной. Она поэтична, согрета искренним чувством. Звучит фрагмент романса “Колокольчик”. Творчество Алябьева, Варламова и Гурилёва - ценный вклад в сокровищницу русской музыки. Лучшие их песни и романсы входят в концертный репертуар певцов и хоров, они с любовью поются в народе и в наше время. Слайд №6. Принципиально новый этап развития русской музыки в 19 веке связан с творчеством М.И.Глинки – основоположника национальной музыкальной классики. Он поставил русскую музыкальную школу в один ряд с ведущими музыкальными школами Европы и определил дальнейшую направленность русской культуры; к классическим образцам принадлежат его оперы (“Жизнь за царя”, 1836 г.; “Руслан и Людмила”, 1842 г.), симфонические (“Камаринская”, “испанские увертюры” - “Арагонская хота” и “Ночь в Мадриде”), камерно-инструментальные и вокальные (выделяются романсы на стихи А.С.Пушкина) произведения. Вторая половина 19 века - время могучего расцвета русской музыки как и всего русского искусства. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества. Оно ставило своей целью “сделать хорошую музыку доступной большим массам публики”. В концертах, которые устраивало Русское музыкальное общество, получили возможность выступать русские артисты. В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Рубинштейн. А в 1866году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил брат Антона Григорьевича - Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист и хороший педагог. Учебным заведением массово- просветительского характера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Балакирева. Таким образом , в 60-е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью. В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идёт о “Новой русской школе”, или, как назвал её однажды в своей статье Стасов, “Могучей кучке”. (На экране появляются портреты композиторов “Могучей кучки”). В “Могучую кучку”, слайд№7 кроме Балакирева, слайд№8 вошли Кюи, слайд №9 Мусоргский, слайд №10 Бородин и слайд №11 Римский-Корсаков. Композиторы “Могучей кучки” называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикраси понятное массовому слушателю. Слайд№12 По общей демократической устремлённости к “кучкистам” близок П.И.Чайковский, не разделявший, однако, некоторые из их взглядов. Он чаще обращался к современной ему городской песне, к характерным интонациям бытового романса. Чайковский писал во всех жанрах, и в каждом из них сказал своё новое слово гениального художника. Но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера. Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает симфоническая музыка. Звучит фрагмент I части симфонии №6. Викторина “Чайковскому посвящается…”Вопросы: 1. Назовите дату и место рождения композитора П.И.Чайковского. (25.04.1840 г., город Воткинск) 2. В каком городе находится Государственный Академический театр оперы и балета им. П.И.Чайковского? (В Перми) 3. В каком музыкальном произведении Петра Ильича звучит “Вальс цветов”? (В балете “Щелкунчик”) 4. Как называется цикл музыкальных произведений, написанный Петром Ильичом для детей? Сколько произведений в этом цикле? (“Детский альбом”, 24 произведения) 5. Назовите балеты П.И.Чайковского. (“Лебединое озеро”, “Щелкунчик” и “Спящая красавица”) 6. В каких городах РФ открыты Дома- музеи П.И.Чайковского? (В Воткинске, в Клину) 7. Каким университетом в 1893 году была присуждена почётная степень доктора музыки? (Кембриджским университетом) 4 этап. Петр Ильич Чайковский - доктор Музыки(Выступление учителя английского языка) В1893 году в Англии, в университетском городе Кембридже, состоялось важное событие - присвоение звания Доктора Музыки великому композитору Петру Ильичу Чайковскому, человеку, чьё имя гордо носит наш родной город Чайковский. Вместе с другими известными миру музыкантами из Италии, Норвегии, Франции и Германии наш Пётр Ильич был удостоен этого почётного звания. Он был признан Европой и часто бывал за рубежом. В Кембридже выдающийся историк и профессор права Фредерик Мейтланд пригласил Чайковского погостить в его семье. Жена Флоренс вместе со своей сестрой Аделиной играли на пианино в течение двух дней для композитора. Ребята разыгрывают диалог “В гостиной Мейтланда”. Диалог. Сестра Флоренс Аделина исполняет произведение П. И. Чайковского на пианино (ученица музыкальной школы). Заключение Ведущий: 19 век - великий период, великие открытия, великие люди. Мы надеемся, что вы достойные преемники. И будите творить, создавать, прославляя нашу Родину- Россию. Мы дарим вам буклет “19 век- золотой век” с основной информацией и надеемся, что в результате нашей совместной работе перед вами возникла целостная картина золотого 19 века! (Приложение 6) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |