Преподавание литературы Обобщение и систематизация сведений о причастии и причастном оборотеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 796 Седикова Евгения Валерьевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи: отработать умения находить в предложении причастные обороты и ставить знаки препинания при них; отработать умения правильно использовать причастия в речи; отработать умения смыслового различения действительных и страдательных причастий; отработать умения правильного выбора правописания суффиксов причастий; отработать умения правильного написания НЕ с причастиями. Ход урока. 1 часть. Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем сведения о причастии и причастном обороте, повторим трудные случаи правописания причастий. Урок проведем в виде игры, для этого вы сформированы в три команды, которые будут соревноваться между собой, набирая во время урока очки за каждое задание. Победит команда, набравшая наибольшее количество очков. Очки записываем в таблицу. 2 часть. Первый конкурс. Ответьте на вопросы: Почему причастие называется особой формой глагола? (Команда, правильно ответившая на вопрос, получает 1 балл). В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? (Правильный ответ - 1 балл) Второй конкурс. Перед вами (на доске) две корзинки (действительные и страдательные причастия ), вам необходимо правильно заполнить эти корзинки грибами-причастиями. У каждой команды грибы определённого цвета: жёлтого, зелёного и голубого. Кто быстрее и правильнее заполнит корзинки, тот и победил. Дидактический материал: 1 команда: распахавший, проезжающий, зацветающий, выжженный, усеянный, видимый, движимый, скрываемый. 2 команда: одевающий, сказавший, показавшийся, обвешанный, засыпанный, решённый, закрываемый, уважаемый. 3 команда: надевающий, собиравший, шелестящий, поднимаемый, понятый, сжатый, колотый, задержанный. (За каждый правильный выбор - 1 балл) Учащиеся объясняют свой выбор, подводятся итоги и заносятся в таблицу. Третий конкурс. Прежде чем перейти к следующему конкурсу, ответьте на вопрос: Каким правилом следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах –ущ--, -- ющ--, --ащ--, --ящ--,--ем--,--им--? А теперь поиграем в “Лото”. Ваша задача – заполнить все карточки, лежащие перед вами, руководствуясь только что повторенным правилом. Та команда, которая заполнит карточки правильнее и быстрее всех, выигрывает. Бочонки: а – 1, ющ – 7, у – 3, я – 3, е – 5, и – 4, о – 1. Карточки: приближа…щийся, держ…щий, верт…щий, вид…мый, бор…щийся, вычита…мый, вед…мый – 1 команда; стел…щийся, кле…щий, люб…щий, бре…щийся, колыщ…щийся, управля…мый, гон…мый, разреза…мый – 2 команда; хмур…щийся, одева…щий, рде…щий, мерк…щий, люб…мый, завис…мый, поднима…мый, составля…мый – 3 команда. Подсчитаем, сколько баллов набрала каждая команда, занесём результаты в таблицу (за одну закрытую карточку – 1 балл). Четвёртый конкурс. Этот конкурс основан на умении правильно использовать причастия в речи и отличать их от других частей речи. За правильный ответ 1 балл. Учитель зачитывает текст: Провожая своего учителя, учащиеся на вокзале услышали, как проводник предупреждал пассажира: “Этот вагон некурящий”. Какую ошибку допустил проводник? К какой части речи относится здесь слово некурящий? Как правильно сказать? Пятый конкурс “Эстафета”. Каждая команда получает лист со словами, в которых пропущены некоторые буквы. Необходимо вставить пропущенные буквы и объяснить свой выбор. На застеклё…ой веранде Слома…ым прутиком Избалова…ый ребёнок Вяза…ая кофта Вяза…ая бабушкой кофта Дрессирова…ый медведь Ране…ый солдат Краше…ый пол Краше…ый вчера пол Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание(2 балла). Шестой конкурс. Ответьте на мой вопрос: Сколько букв Н пишется в кратких страдательных причастиях и в кратких отглагольных прилагательных? Поиграем в “Домино”, используя знание этого правила. Карточки, выданные каждой команде, необходимо сложить в одну цепочку и объяснить свой выбор. Побеждает команда, быстрее всех собравшая цепочку(2 балла). Карточки: 1-ая: -ны причёса- ; 2-ая: -нны нахмуре-; 3-ья: -ны взволнова-; 4-ая: ны торжестве-; 5-ая:-ны увлече-; 6-ая: -нны исправле-. Седьмой конкурс “Конкурс капитанов”. Капитанам даются карточки (или текст записывается на доске) с заданием: раскрыть скобки и объяснить правописание данных в карточке слов (3 балла). Карточка №1: (Не)кошенный луг,(не)вымытый нами пол,(не)вымыт пол,(не)стихающий шум, всё время (не)доумевающий взгляд. Карточка №2: (Не)увядающая красота, страница (не)дописана,(не)замерзающее озеро, (не)замерзающее всю зиму озеро,(не)годующая на площади толпа,(не)дописанная до конца страница. Карточка №3:(Не)законченная глава романа,(не)сломленный духом,(не)законченная вовремя глава романа, карандаш (не)сломан,(не)навидящий войну, (не)убранный мусор. Во время выполнения капитанами своих заданий остальные члены команд в тетрадях образуют от данных им глаголов (1 команде - дышать, 2 команде - увидеть, 3 команде -отработать) все возможные формы причастия , учитель проводит выборочную проверку тетради одного ученика от каждой команды и оценивает выполненную работу. Оценка, полученная учащимся, заносится в таблицу результатов. Восьмой конкурс. В этом конкурсе ученикам необходимо умение правильно использовать причастия в речи. Из двух слов, предложенных учителем, члены команды должны выбрать то слово, которое уместно использовать в данном предложении, и объяснить свой выбор. Задание для 1 команды: Я взял в библиотеке (рекомендованную или рекомендательную) учителем книгу. Задание для 2 команды: Папа нашёл работу с (гарантийной или гарантированной) оплатой труда. Задание для 3 команды: Я поторопил сестру, (одевающую или надевающую) пальто. За правильный ответ – 2 балла. Девятый конкурс – “Конструктор”. Каждой команде даётся задание на листе. За правильный ответ – 2 балла. Задание 1 команде: к корню причастия творящий прибавить букву, стоящую между З и Я, и суффикс глаголов прошедшего времени. Задание 2 команде: образовать краткое страдательное причастие прошедшего времени от глагола дать, прибавить к нему однобуквенный союз и букву, соответствующую звуку[йа]. Задание 3 команде: к звуку, соответствующему букве Ю в слове люкс, прибавить корень причастия довезённый и окончание инфинитива. Десятый конкурс. Прочитайте на доске пунтограмму, выраженную схемами (рисунок 1) По данным схемам команды должны придумать предложения, используя причастия из предыдущего конкурса (для 2 команды необходимо образовать полную форму причастия).За правильное выполнение задания – 3 балла. Одиннадцатый конкурс. На доске схема “Причастие как часть речи”, командам необходимо дополнить данную схему там, где стоят вопросы. Команда, быстро и правильно выполнившая это задание, систематизирует и обобщает сведения о причастии и причастном обороте и получает 3 балла (рисунок 2) 3 часть. Подведение итогов, выявление победившей команды и выставление оценок учащимся. 4 часть. Домашнее задание: подготовиться к диктанту, упр.130(сильным учащимся), упр. № 128 (слабым учащимся). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |