Преподавание русского языка Элективный курс по русскому языку "Занимательная стилистика" (9-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2527 Ненахова Наталья Владимировна Пояснительная запискаКурс «Занимательная стилистика» имеет предметно-ориентационный характер. Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Не случайно язык называют одним из удивительнейших орудий в руках человека. Но служить человеку он будет лишь тогда, когда тот сможет им пользоваться умело, узнает его секреты, овладеет им как мастер. И чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к своей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче, наконец, глубже изучать этот язык, чтоб проникнуть в его тайны, лучше познать его природу. Всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Цель элективного курса «Занимательная стилистика» – реализовать интересы учащихся к предмету на лучших образцах художественного слова, побудить их к размышлению над собственной речью, привить навыки культуры словообразования. Кроме того, содержание данного курса направлено на создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора гуманитарного профиля обучения. Программа подготовлена на основе содержательного материала, который заставит учащихся вспомнить некоторые разделы, изученные на уроках русского языка. Курс «Занимательная стилистика» предполагает решение следующих задач:
Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю). Занятия складываются из теоретической и практической частей. Программа легко адаптируется к уровню обученности школьников, допускает увеличения или уменьшения количества часов. Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида творческих работ. Степень усвоения материала легко контролируется, поскольку предусмотрено достаточное количество творческих заданий, работа в группах, рецензирование предложенных учителем текстов. Изучение курса начинается с входной диагностики, завершается реферативной работой и тестированием. Результаты творческой деятельности могут войти в «портфолио» учащихся. Содержание программы1. Стилистические ресурсы русского языка (1 час). Вводное занятие. Объяснение целей и задач курса. Что делает нашу речь выразительной? Секреты художественного мастерства писателей. Культура устной речи – одна из составляющих ораторского искусства. Входная диагностика. 2. Стили речи (1час). Книжные стили (художественный, публицистический, научный, официально-деловой). Стилистическая окраска слов. Экспрессивная лексика. Стилистическое использование многозначности («Молодая была уже не молода»). Каламбур. Разговорный стиль речи. Канцелярская окраска речи (штампы). 3. «О словах разнообразных, одинаковых, но разных» (1 час). Омонимы. Стилистическое использование омонимов. Омонимические рифмы. Омофония – неисчерпаемый источник каламбуров. Юмористические стихи и загадки, построенные на омонимии. Омонимия – причина досадных недоразумений и речевых ошибок. 4. Синонимы, антонимы, паронимы (1 час). Стилистическое использование синонимов, антонимов, паронимов. Семантические и стилистические синонимы. Использование лексических синонимов – одна из сложнейших проблем стилистики («муки слова»). Антитеза, оксюморон, использование их в художественных произведениях. Паронимы – неисчерпаемость выразительных возможностей родного языка. 5. «А нельзя ли без них?» (1 час). Стилистическая оценка жаргонизмов. 6. Стилистическое использование историзмов и архаизмов(1 час). Историзмы, их роль в исторических произведениях. Фонетические, словообразовательные и семантические архаизмы как необходимость для создания колорита древности при изображении старины. Использование устаревших слов как источник юмористического звучания речи. Стилистические ошибки, вызванные неуместным использованием устаревших слов. 7. Стилистическая оценка неологизмов (1 час). Лексические и семантические неологизмы. Оказионализмы – индивидуально-авторские новообразования. Индивидуально-стилистические неологизмы поэтов-футуристов (Влади- мир Маяковский, Игорь Северянин). Увлечение неологизмами – опасность пустой игры словами («Я намакаронился»). 8. Слова…Слова…Слова…(1 час). «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко» (Паскаль). Многословие. Плеоназм – излишество. Тавтология в детских сочинениях. Тавтология как средство усиления выразительности в поэтической речи. Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистики. 9. Слово под пером писателей (1час). Тропы. Достижение образности речи, благодаря употреблению слов в переносном значении. Речевые штампы, штампованные «образы» - зло в ученических сочинениях. Секреты образного словоупотребления великих мастеров (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Фет, С. Есенин). 10. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения – изобразительно-выразительные средства языка (1 час). Постоянные эпитеты как средство стилизации. Изобразительные, эмоциональные и метафорические эпитеты в лирике Сергея Есенина. «Ни в сказке сказать, ни пером описать» (сравнение – образное выражение, основанное на сопоставлении двух предметов). Художественная сила сравнений – в прямой зависимости от их неожиданности и новизны. Метафора. Развёрнутые метафоры. «Звезда с звездою говорит» (олицетворение). 11. «Все флаги в гости будут к нам» (1 час). Метонимия. Отличие метонимии от метафоры. Метонимия в повседневной речи и в художественных произведениях. Синекдоха – разновидность метонимии. 12. Стилистические фигуры (1 час). Стилистические фигуры – обороты речи как отступления от некой языковой нормы в целях эмоционального воздействия на читателя. Образные и необразные перифразы. Эстетическая функция образных перифраз. Увлечение перифразами таит в себе опасность многословия. Градация. Анафора. Эпифора. Инверсия. Речевая недостаточность и эллипсис. Риторический вопрос. 13. Звукопись (1 час). Звукоподражательные слова, их фонетическая выразительность. «Полночною порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» (К.Д. Бальмонт «Камыши»). Анализ стихотворений. Аллитерация, ассонанс. 14. О правильном ударении и произношении (1 час). «Свёкла или свекла»? (Знакомство с орфоэпическими словарями.) Двоякие формы ударения. Ударения в именах существительных, прилагательных, глаголах. 15. Стилистическое использование словообразования (1 час). Богатство словообразовательных суффиксов, искусство их применения для выражения разнообразных оттенков и эмоциональной окраски слов. Стилистическое использование русского словообразования в творчестве лучших писателей (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин). Как быть вежливым? (Неудачное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в повседневной речи.) 16. Стилистически грамотное построение предложений (1 час). «Велосипед разбил трамвай». (Порядок слов в предложении.) «Можно ли оплатить за проезд»? (Управление). «Круглый сирота – круглая сирота». (Согласование определений.) «В кружке занима..тся пять учеников». (Согласование сказуемого.) Творческая работа. 17. Итоговая работа (тестирование) – 2 часа. Учебно-тематический планКонтрольное тестирование1. В каком слове произносится звук «Т»? 2. В каком слове ударение падает на последний слог? 3. Укажите ошибку в образовании формы слова: 4. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 5. Выберите грамматически верное продолжение предложения. 6. Значение какого слова определено неверно? 7. Укажите верное утверждение. 8. Какое из данных слов является синонимом к слову невыразимый? 9. Какое из данных слов является антонимом к слову страдание? 10. Какое слово имеет омонимы? 11. Укажите лишнее слово в ряду синонимов: 12. Какое слово является устаревшим? 13. Укажите многозначное слово: 14. Какое слово имеет омоним: ОТВЕТЫ: 1а, 2а, 3б, 4в, 5б, 6г, 7б, 8в, 9г, 10в, 11б, 12г, 13а, 14г. Список литературыУчебные пособия для учащихся
Методические пособия для учителя
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |