Преподавание русского языка
 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. 9-й класс
 
Notice:  Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 
 
Notice:  Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 
Добавлено: 2012.08.26 
Просмотров: 1473  
 Ушакова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы   Цели урока:   - познакомить учащихся со сложноподчинёнными предложениями с несколькими придаточными;
    - ввести понятия однородное, последовательное, параллельное подчинение; 
    - научить строить схемы СПП с несколькими придаточными (линейные и вертикальные);
    - активизировать знания по фонетике (звуки – буквы, их количество в слове); морфологии (умение определять части речи, вспомнить разряды прилагательных, местоимений); повторить способы словообразования; виды подчинительной связи в словосочетаниях; виды односоставных предложений; отработать орфограммы (правописание безударных гласных в корне слова, О-Ё после шипящих, приставки на З- и С-, ПРИ-, ПРЕ-, правописание НЕ-НИ, Н-НН).
      | Ход урока |  «Полезное повторение» |      Двадцать первое февраля.        Классная работа.     Сегодня на уроке мы, как обычно, многое повторим, вспомним виды придаточных в СПП и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями, поэтому тема урока… Нет, тему вы сформулируете сами чуть позже, а сейчас синтаксическая разминка.  |  «Полётное» повторение  Назовите все звонкие согласные звуки.  [д], [в], [р], [в], [j`], [в], [р], [л`].  Двадцать первое - какая часть речи? Порядковое числительное – какое?  Какие ещё числительные знаете? Количественные – сколько?  Назовите способ образования слова «классная». Суффиксальный.  А в таком предложении:  Классная пришла в столовую посмотреть на нас.  Неморфологический  Какое ещё слово образовано неморфологическим способом?  Столовая  |     1. Синтаксическая разминка.  Я просила вас приготовить карточку-задание соседу. Вы должны, во-первых, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, выделить орфограммы; во-вторых, подчеркнуть грамматическую основу, показать границы простых предложений в составе сложного, указать вид придаточного.  Ученики работают в парах (выполняют, проверяют, выставляют отметку).  Какие орфограммы вам встретились?  |    |     |   2. Мини-тест.  В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?  1) провинциальный, фрагментарный, фигурировать  2) профиль, документ, изложение  3) создавать, лекционный, замолчать  4) либерализм, плавучий, вальсировать  В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?  1) дирижёр, дешёвка, трещотка  2) бечёвка, жёрдочка, решётка  3) трущоба, тушёнка, ночёвка  4) пшёнка, счёт, шорты  В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?  1) бескомпромиссный, здешний, восстать  2) притворщица, прекратить, притеснение  3) объективно, двухъярусный, сверхъестественный  4) заиндеветь, безыдейный, обыскать  |    |     |   3. Объяснение нового материала.  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.   Как ни кидались псы, как ни натягивали проволоку, но они не могли нас достать.  (Как ни…), (как ни…), [ ].  СПП с придаточными уступительными, с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ.        |  Выпишите все союзы из этого предложения.  как ни  как ни  но  |     |   Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.  Автор уверен, что есть любопытные читатели, которые пожелают узнать даже план и внутреннее расположение шкатулки.    [ ], (что…), (которые…О и О).     СПП с придаточными изъяснительным и определительным, с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ.        |  Какой частью речи является слово ДАЖЕ в предложении?  ДАЖЕ    1) союз  2) частица  3) местоимение  4) наречие    |     |   Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.  Пока я записывал и рисовал увиденное, мои странники усердно кричали, чтобы вызвать кого-нибудь.  (Пока…), [ ], (чтобы…).  СПП с придаточными времени и цели, с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ.        Ещё раз посмотрите на записанные предложения и сформулируйте тему урока.  | Найдите в этом предложении словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.  Усердно кричали.  Укажите все местоимения.  Я – личное  МОИ – притяжательное  КОГО-НИБУДЬ - неопределенное  Найдите слово, образованное неморфологическим способом.  Увиденное  |     |   СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ.  В блокнотах схемы       4. Работа с учебником.  Откройте учебник на стр. 119, самостоятельно посмотрите параграф 22.   |  - |     |   5. Закрепление нового материала.  Упражнение 207, стр. 127.   -  (Если радость кончается), [ищи], (в чём ошибся).
  СПП с придаточными условным, изъяснительным, с параллельным подчинением.      -  [Избавлю вас от описания гор, от возгласов, (которые ничего не выражают), от картин, (которые ничего не изображают, особенно для тех), (которые там не были), и от статистических замечаний], (которых решительно никто читать не будет).
  СПП с придаточными определительными, с параллельным и последовательным подчинением.      -  [Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, (сколько им лет), горы, от вечных ветров поседелые, реки], (которым названия нет).
  СПП с придаточными изъяснительным, определительным, с параллельным подчинением.      -  (Чтобы отбить, отбросить вражий вал), [такие город вынес испытанья], (каких ещё ни разу не знавал за двести сорок лет существованья).
  СПП с придаточными цели, определительным, с параллельным подчинением.      -  [Город как бы спрашивал тебя], (где же ты был в зимние дни), (когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней).
  СПП с придаточными изъяснительным, определительным, с последовательным подчинением.       |   - Определите вид главного предложения.
  Определённо-личное.      - Определите способ образования слова ОПИСАНИЕ
  Описание – описывать.  ВОЗГЛАС  Возглас – возгласить.  НИКТО  Никто - кто      -  Найдите в этом предложении слова, в которых звуков больше, чем букв.
  Белые  забывшие  поседелые  названия      -  Определите разряд прилагательного ВРАЖИЙ.
  Притяжательное.      - Выпишите из предложения все ЧАСТИЦЫ
  бы  же     |     |   6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.  Параграф 22, стр. 119  упражнение на выбор:   1 уровень сложности – упр. 203 (знаки препинания расставлены), необходимо подчеркнуть грамматические основы, обозначить границы простых, нарисовать схему, указать виды подчинительных и способ подчинения.  2 уровень сложности – упр. 200 (знаки препинания нужно расставить самим).     |     |      
Notice:  Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 
 
Notice:  Undefined offset:  1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 
 |