Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Тема паруса в русской литературе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Тема паруса в русской литературе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1431

Головкина Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы

Введение.

Познакомившись с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус», меня заинтересовал вопрос, какие ещё поэты и писатели в своих произведениях обращались к теме паруса, как она их объединяет и как можно составить литературную инсталляцию на эту тему.

Так обозначилась проблема – тема паруса в русской литературе.

Цель проекта: изучить тему паруса в произведениях русских писателей и поэтов.

Задачи:

  • собрать информацию о русских писателях и поэтах, в чьих произведениях прозвучала тема паруса;
  • прочитать художественные произведения;
  • выяснить отношение к этой теме русских классиков и взаимосвязь в видении символа – паруса;
  • выбрать инструменты компьютерной программы для составления литературной инсталляции;
  • подвести итог по проделанной работе и представить литературную инсталляцию.

Этапы создания проекта

  1. Организационный – определить задачи проекта.
  2. Поисковый и исследовательский – сбор информации и изучение.
  3. Языковая работа – логически и грамматически правильно оформить полученную информацию.
  4. Выбор компьютерных программ, шаблона оформления слайдов, эффекта анимации для литературной инсталляции.
  5. Предъявление проекта и его продукта – литературной инсталляции.
  6. Заключение.

Презентация проекта (см. Приложение) – в форме доклада с использованием компьютерной программы Microsoft Power Point.

Продукт проекта – доклад, литературная инсталляция «Паруса русской литературы».

Методы исследования: анализ художественных произведений, интернет-материалов, изучение компьютерных программ для создания литературной инсталляции.

Заключение. Результатом проведенных мной исследований станет доклад на уроке внеклассного чтения по данной теме, участие в школьном конкурсе ученических проектов.

Содержание проекта

I. Образ паруса.

Парус, одинокий парус... Как объект поэтического осмысления, авторского миропонимания, образ паруса многопланов. Он – и воплощение гармонии человека с природой, и воплощение его скитальческой судьбы, утраченной гармонии. Так или иначе, парусник привлекает романтиков и скептиков, любителей путешествий и домоседов. В нём есть какая-то тайна, какая-то загадка. У каждого он свой. Кто-то воспринимает его с грустью, кто-то с тихой радостью, кто-то с восторгом.

Чем больше парусов, тем увереннее чувствует себя корабль в открытом море. Давайте же наполним его паруса поэзией и прозой известных классиков.

В центре первого слайда (см. Приложение. Слайд 1) один из акварельных рисунков М.Ю. Лермонтова с одиноким белым парусом, настраивающим на восприятие темы паруса. Для второго слайда отобрано из интернета и поставлено на компьютер с помощью программы Microsoft Power Point изображение парусника с белыми парусами. Фоном выбран синий цвет (шаблон оформления«Океан»),создающий эффект морского пространства. Текст белого цвета, выполненный с использованием эффекта анимации – «центрифуга»,напоминает набегающие с белой пеной волны.

II. Паруса русской литературы.

Помню, как моё сердце сжималось при мысли, как трудно мятежному парусу в борьбе со стихией. Мне захотелось узнать, так ли он одинок? К моей большой радости, лермонтовский парус не одиноко белеет на горизонте русской поэзии. Рядом с ним – паруса Пушкина, Бунина, Цветаевой, Грина, Катаева, Высоцкого. Романтичный образ паруса встречается с приметным постоянством в произведениях всех этих классиков, придавая их произведениям особое романтическое звучание. Парус, сам по себе, уже предмет символичный; в сочетании с морем, берегом, ветром способен вызвать множество ассоциаций. У одних он – борец со стихией, у других – символ надежды, мечты и свободы. Символично и то, что многие поэты и писатели обращались к теме паруса в трудные периоды своей жизни.

Изображения поэтов и писателей (Слайд 3) взяты в интернете на странице images.yandex.ru и поставлены на компьютер в порядке, соответствующем периодам творчества (Пушкин, Лермонтов, Бунин, Грин, Цветаева, Высоцкий).

III. Лермонтовский парус.

Лермонтовский парус наполнил, казалось бы известные слова каким-то новым смыслом, не поддающимся, словно музыка, объяснению. Губы шепчут строфу, и слова, как иней под ладонью, тают и проливаются особым звучанием. В этих словах и надежда, и жажда бури:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним – луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.

Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 году. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение, о чем свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов послал первый вариант стихотворения. Это яркий образец пейзажно-символической лирики. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения поэта, но и настроения русской интеллигенции 30-ых гг. XIX в.: чувство одиночества, разочарования и стремления к борьбе в обстановке реакции после восстания декабристов. Первые две строфы воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса), а следующие – мысли и переживания лирического героя. Стихотворение представляет собой лирическую миниатюру: картину моря и плывущий в морской дали парус. Мятежник-парус, как и сам автор, хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни и очистительной буре (3-я строфа).

Портрет М.Ю.Лермонтова перенесён в литературную инсталляцию с помощью эффекта анимации «Центрифуга»и помещён на переднем парусе.

IV. Борцы со стихией.

Лермонтовский «Парус» – символ борьбы. Парадокс в том, что он, сочиненный безвестным 18-летним кавалерийским юнкером в начале 1830-ых гг., стал культовым стихотворением русской литературы на все времена, символом свободы и борьбы, и его подхватил через 100 лет Владимир Высоцкий. Его парус – парус-борец, безрассудный и трагический. Это о нем он пел: «Парус! Пор-р-рвали парус!.. Каюсь, каюсь, каюсь…».

А у дельфина взрезано брюхо винтом.
Выстрела в спину не ожидает никто.
На батарее нету снарядов уже.
Надо быстрее на вираже.
Парус! Пор-р-рвали парус!..
Каюсь, каюсь, каюсь…
Даже в дозоре можешь не встретить врага.
Это не горе, если болит нога.
Петли дверные многим скрипят, многим поют:
- Кто вы такие? Вас здесь не ждут!
Но парус! Порвали парус!
Каюсь, каюсь, каюсь…
Многие лета – тем, кто поет во сне.
Все части света могут лежать на дне,
Все континенты могут гореть в огне,
Только все это не по мне.
Но парус! Порвали парус!
Каюсь, каюсь, каюсь…

У Лермонтова и мачта гнется и скрипит, у Высоцкого петли дверные многим скрипят. Оба парусника нетерпеливы, готовые плыть даже против ветра: Высоцкий – «Надо быстрее на вираже», Лермонтов – «А он, мятежный, просит бури, Как будто в буре есть покой…»

В своих воспоминаниях Владимир Высоцкий пишет: «Ветер дует в мою бога душу, рвет и треплет, и подгоняет, чтобы быстрей, быстрей. Мачты стонут, парус натянут до предела, как кожа на ребрах, готовая лопнуть. То колет, то бьет наотмашь. Он дует слишком сильно. Он учел только возможности крепкого корпуса: мол, выдержит – не один шторм его трепал. Но душа чувствительна к ударам, – лопнула, и в ней дыра. И теперь, сколько ни дуй – все в дыру, и судно на месте. И ветер напрасно тратит силы. Научился ходить против!

Парус борется с ветром. А я стою, и ветер злится, что не может сдвинуть меня с места. Но страшно, что я сам тоже хочу двигаться. Здесь наши желания совпадают. Хочу… и не могу.

Но уже я слышал, есть корабли с мотором, они не подставляют щеки своих парусов под удары ветра. Они возьмут меня на буксир».

В стихотворении Высоцкого «Капитаны» ясна идея: на буксир он не согласен. Его канаты «рвали кожу рук», «корсар рыскал в море», «гонится эскадра». В этом отношении интересен и подбор эпитетов, у Лермонтова «мятежный», у Высоцкого – «упругие тугие мышцы ветра», «раскаленная пена». Как справедливо отмечено Д. Соколовой, в его песнях часто встречается прилагательное «злой» в значении «упрямый», «непокорный», «шальной». «Наверху, впереди – злее ветры», «Пой, ураган, нам злые песни». Лермонтов и Высоцкий готовы вести свой парусник вперед и бороться со стихией.

Портрет В.Высоцкого перенесён в литературную инсталляцию с помощью эффекта анимации «Центрифуга» и помещён на паруснике рядом с лермонтовским парусом-портретом.

V. Осенние паруса.

Удивительно, что за пять лет до того, как появился лермонтовский парус, свой одинокий парус поднимает А.С. Пушкин в стихотворении «О Венеции». Он сравнивает себя с ночным гондольером, который

… любит песнь свою, поет он для забавы,
Без дальных умыслов; не ведает ни славы,
Ни страха, ни надежд, и, тихой музы полн,
Умеет услаждать свой путь над бездной волн.
На море жизненном, где бури так жестоко
Преследуют во мгле мой парус одинокой…

Удивительно, но строки об одиноком парусе Пушкин, как позднее и Лермонтов, пишет в сентябре, а именно 17 сентября 1827 года.

Проходит почти сто лет. И 14 сентября (опять сентябрь!) 1915 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, свой «Парус» пишет Иван Алексеевич Бунин:

Звездами вышит парус мой,
Высокий, белый и тугой,
Лик Богоматери меж них
Сияет, благостен и тих.
И что мне в том, что берега
Уже уходят от меня!
Душа полна, душа строга -
И тонко светятся рога
Младой луны в закате дня.

Портреты А.С. Пушкина и И. Бунина один за другим перемещены с помощью эффекта анимации «Центрифуга» на верхние паруса фрегата.

VI. Паруса надежды и мечты.

Автор знаменитой книги «Образы Италии» Павел Муратов заметил, что для русского человека парус «пейзажен не в поверхностном, а в очень глубоком значении слова. Видеть парус – верить в мечту». Александр Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая стала жизнью, произошла трансформация образа в символ. «Алые паруса», как символ мечты и веры в её исполнение, стали знаком XX века. Любовь превращает мечту в реальность. Происходит чудо встречи, героиня обретает заслуженное счастья. Мечты рождаются из самой жизни – сложной, полной труда, преодоления, терпения, незаслуженных обид, испытаний.

Мечта Ассоль, над которой смеялись все, осуществилась, и это явилось победой и надеждой на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости. В.В. Харчев отметил: «Ведь идеал Грина столь же романтичен, сколько и реалистичен: «сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья».

К. Паустовский отмечал: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить». Э. Постер считал, что «детское живёт в человеке до седых волос». Грин в «Алых парусах» решил важную задачу – сохранил детскую непосредственность видения, но направил её на изображение душевной жизни. Для многих феерия Грина была открытием романтического мира моря, свободы, отваги, мечты, любви...

«Алые паруса» А. Грина помогают поверить не одному поколению в осуществление кажущейся нереальной мечты.

Марина Цветаева с надеждой, ещё в 1920-е годы, говорила: «На парусах моих стихов все выплывут в открытое море…»

Герой повести В. Катаева, гимназист Петя, глядя на уплывающий парусник, улыбается. Он счастлив от того, что теперь матрос Родион Жуков, в спасении которого они с Гавриком сыграли немаловажную роль, теперь в безопасности. Он мечтательно декламирует лермонтовские строки:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…

Портреты А. Грина, М. Цветаевой, В. Катаева перемещёны в литературную инсталляцию с помощью эффекта анимации «Центрифуга» и помещёны на парусник.

VII. Заключение.

Обращение русских писателей к теме паруса было не случайно. Оно связано с их мировосприятием, авторской позицией. Кого из нас не волновал парусник, качающийся на морских волнах? Как парящий в небе орёл, так и парус в море, всегда будет волновать нас и писателей, для которых парус – символ свободы. Без неё невозможно творческое начало.

Изображение орла помещено в инсталляцию с помощью программы Adobe Photoshop CS.

Список литературы:

  1. Бунин И.А. Избранные сочинения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 831 с.
  2. Высоцкий В.С. Избранное. – Смоленск: Русич, 2006. – 480 с.
  3. Грин А.С. Алые паруса; Блистающий мир; Золотая цепь; Рассказы. – М.: Художественная литература, 1986. – 512 с.
  4. Лермонтов М.Ю. Стихотворения и поэмы. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2007. – 368 с.
  5. Паустовский К. Жизнь Александра Грина // Паустовский К. Лавровый венок. – М.: Молодая гвардия, 1985. – С. 386-402.
  6. Пушкин А.С. Стихотворения и поэмы; Евгений Онегин: Роман в стихах; Драматические произведения; Повести покойного Ивана Петровича Белкина. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 400 с.
  7. Харчев В.В. Поэзия и проза Грина. – М., 1975.
  8. Цветаева М.И. Избранное. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.
  9. Катаев В. Белеет парус одинокий. – М.: Молодая гвардия, 1985. С.123
  10. Муратов П .Образы Италии. – М., 2001.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21