Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок (русскоий язык + литература + музыка). К.Паустовский. "Корзина с еловыми шишками". Практикум по теме "Причастие" (7-й класс)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок (русскоий язык + литература + музыка). К.Паустовский. "Корзина с еловыми шишками". Практикум по теме "Причастие" (7-й класс)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1874

Захарчук Алла Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • закрепление пунктуационного навыка постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами;
  • развитие умения различать страдательные причастия и отглагольные прилагательные, действительные и страдательные причастия;
  • повторить изученные орфограммы по теме “Причастие”;
  • воспитание чувства прекрасного, учить ребят быть щедрыми, внимательными к окружающему, любить жизнь.

Наглядность:

  • презентация, корзина с еловыми шишками, рисунки уч-ся, магнитофон (Э.Григ “Утро” ),
  • схемы – правила по теме “Причастие”, кроссворд.

План и ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Звучит музыка (Э.Григ. “Утро” ). На ее фоне учитель читает слова К.Паустовского: “Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения” (слайд № 2). Приложение

Жизнь каждого человека наполнена радостями и горестями, взлетами и падениями, и трагическими событиями. Но несмотря ни на что, в ней всегда есть место чуду. Выздоровел после тяжелой болезни – чудо, увидел восход солнца – чудо, подарил кому-то радость – чудо.

Сегодня мы познакомимся с судьбой знаменитого композитора и простой девушки. Их жизнь – это чудо. Их судьба учит нас быть внимательными друг к другу, к тому, что нас окружает, учит любить и ценить жизнь, открывать прекрасное, понимать музыку. А эта корзина с еловыми шишками – символ удачи, радости, надежды, счастья, любви.

Тема, цели урока.

2. Работа с текстом рассказа К.Паустовского.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ писателя?

Слово учителя о языке произведения, о роли прилагательных и причастий в нем: причастия более употребительны в письменной речи, в научном и научно – популярном стиле. Довольно часто используют причастия в своих произведениях И.Бунин, М.Шолохов, А.Куприн, К.Паустовский.

3. Диктант с последующей взаимопроверкой (у доски, с обратной стороны, работают два человека, остальные пишут в тетради ).

Стеклянная лодка, струнный оркестр, кованые листья, деревянная пристань, горевшие в листве, седая небритая борода, заштопанное платье, фонари зажжены, обиженная Золушка, серебряные туфли, окружающая обстановка, вырезанные картины.

Взаимопроверка с экрана (слайд 3).

4. Выполнение заданий:

– Найдите причастия, определите, какие они: действительные или страдательные.

– Найдите отглагольные прилагательные.

– Какие орфограммы представлены в диктанте?

5. Повторение орфограмм по теме “Причастие”(на доске – плакаты – схемы ).

6.Выразительное чтение учителем начала рассказа (звучит музыка Э.Грига ).

7. Сообщение учащихся о судьбе композитора Э.Грига (слайд 4).

8. Чтение по ролям отрывка “Встреча Грига и дочери лесника”.

9. Слово учителя: корзина с еловыми шишками – символ радости, росточек новой жизни.

10. Беседа с учащимися.

– Что обещал подарить композитор Дагни? Почему?

– Как вы озаглавили первую часть рассказа?

– Как же Григ работал над музыкой?

11. Работа с текстом: на партах листы с отрывком из рассказа.

Задание: выразительно прочитать текст, определить стиль, тип речи, назвать причастия и причастные обороты (слайды 5–6).

Самостоятельная работа: вставить буквы, расставить знаки препинания.

Листы ученики сдают учителю, предварительно подписав их.

1-й вариант

Единстве..е укр..шение дома к..мпозитора рояль. Он мог петь обо всем о любви о порыве человеческого духа. Белые и ч..рные клавиши уб..гавшие из(под) крепких пальц..в Грига т..сковали см..ялись гремели бурей. Потом в т..шине еще долго звучала одна маленькая струна будто плакала обиже..ая сестрами Золушка.

2-й вариант

В..да капавшая из кухо..ого крана моното..о твердила что время не ждет. Нужно т..ропиться чтобы исполнить все задума..ое. Григ п..сал музыку для дочер.. л..сника. Он п..сал о глубочайшей прелест.. юности и счастья и мысле..о видел бегущую перед ним девушку с зелеными сия..щими глазами.

12. Повторение изученного о причастном обороте (на доске плакат ).

13. Беседа с учащимися.

– Как вы озаглавили вторую часть?

– Как сложилась судьба Дагни после встречи с композитором?

– Как озаглавили третью часть?

14. Работа с рисунками учеников.

– Посмотрите на рисунки ребят: на них Дагни Педерсен перед концертом, изменившим всю ее жизнь. Почему?

15. Задание: несколько человек получают карточки со словарными словами из рассказа Паустовского, необходимо вставить пропущенные буквы.

Словарный диктант

К..мп..зитор, к..рзина, р..яль, с..кунда, м..тросы, а(к, кк )орды, к..нцерт, п..рикмахер, т..атр, с..р..фан, лес..ница, ..ркестр, к..рабль, в..лшебница,б..тфорты, п..рик, к..в..леры, сп..ктакль, с..мфония, пье(с,сс)а.

Все остальные записывают предложение (1 человек работает у доски, другие – в тетради ) и выполняют разборы (синтаксический разбор предложения , морфологический разбор причастия кувыркавшихся).

Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке.

– Как же восприняла Дагни музыкальную пьесу Грига, посвященную ей?

Выразительное чтение наизусть отрывка из рассказа: “ Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря (…) Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности” (индивидуальное задание ).

(Слайд 8).

16. Творческая работа: сочинение по данному началу.

“Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где…”

(Слайд 9).

– Закончите текст, используя опорные слова, можно придумать свои, но обязательно в каждом предложении должны быть причастия (5-7 предложений ).

Опорные слова: бушующие волны, любящее сердце, подаривший радость и чудо жизни, дрожащие капельки росы, стелющиеся туманы, запорошенные снегом тропинки, сияющие глаза, нераскрытые тайны.

Звучит музыка Э.Грига (“Утро”). Учащиеся пишут сочинение под музыку.

17. Прослушивание 2–4 сочинений учащихся.

18. Обратимся к рассказу.

– Как вы озаглавили 4 часть?

– Почему дядя Дагни был уверен, что жизнь девушки “не пройдет даром”?

19. Разгадывание кроссворда (на доске, слайд 10).

Перед вами кроссворд, он составлен только из причастий. В выделенных клетках вы прочтете слово, которое обозначает качество человека. В нем та первая почка, та радость жизни, о которой писал К.Паустовский (слова эпиграфа ).

  1. “Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения”. Образуйте однокоренное слово – страдательное причастие прошедшего времени.
  2. “Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев”. Образуйте однокоренное слово – действительное причастие настоящего времени.
  3. “Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна”. Образуйте однокоренное слово – страдательное причастие прошедшего времени.
  4. “Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига”. Образуйте действительное причастие настоящего времени.
  5. “Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту”. Найдите действительное причастие прошедшего времени.
  6. “Итак, сейчас будут исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника”. Найдите краткое страдательное причастие.
  7. “Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она захотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло”. Найдите действительное причастие прошедшего времени.
  8. “С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: “Спасибо!” Найдите действительное причастие настоящего времени.

– За что поблагодарила бы Дагни Эдварда Грига? (Слайд 11)

– Почему?

20. Итоги урока (слайд 12).

– О чем рассказ К.Паустовского?

– Почему он назван “Корзина с еловыми шишками”?

– Чему он учит нас?

Заключительное слово учителя: чтение эпиграфа, вывод, пожелание.

Учитесь видеть красоту вокруг себя, будьте щедрыми, дарите свою радость людям. Постигайте прекрасное, вместе с ним в вашу жизнь войдут Вера, Надежда, Любовь. Слушайте хорошую музыку: она способна сотворить чудо.

21. Домашнее задание (слайд 13).

  1. Выписать из текста 4 – 5 предложений с причастными оборотами. Выполнить морфологический разбор одного из причастий, синтаксический разбор одного из предложений.
  2. Повторить орфограммы по теме “Причастие”.
  3. Индивидуальное задание: написать сочинение – миниатюру на одну из тем:
    “В чем сила музыки?”, “Мое отношение к музыке”.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21