Преподавание русского языка Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе на тему: "Придаточные определительные в сложноподчиненном предложении"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 988 Фирсова Валентина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели: 1. Закрепить понятие о придаточных определительных. 2. Обратить внимание на синонимию определительного придаточного и причастного оборота. 3. Продолжить отработку построения схемы СПП. 4. Воспитание гражданственности, патриотизма. 5. Развитие речи учащихся, расширение лексического запаса, совершенствование прописных навыков. Оборудование: толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова, портреты К.Ф. Рылеева, Н.А. Некрасова, В.В. Маяковского, В.В. Путина, символика государства: гимн, флаг, герб, конституция; высказывания поэтов, словарные слова, карточки, жетоны. Интеграция русского языка, литературы и граждановедения. Эпиграф урока: "Я не поэт, а Гражданин" (К.Ф. Рылеев) ХОД УРОКА.1. Сообщение цели.Ребята, обратите, пожалуйста, на тему нашего урока, которая записана в форме схемы. Расшифруйте! Попытайтесь сформулировать цели и задачи нашего урока. Какой? [+/- указательное слово + существительное], (союзное слово: который, где, что…) 2. Подготовка к восприятию темы.Конечно же, сегодня на уроке мы закрепим понятие о придаточных определительных, уделим внимание синонимии определительного придаточного и причастного оборота, лексической работе над словом и продолжим отработку построения схемы СПП. Обратите внимание на знаменательные даты, которые окружают нас на сегодняшний день, о чем они вам напомнили? (на доске таблицы с датами: 10.12.1821 и 12.12.1993) Во-первых, 10 декабря (по новому стилю)1821г. родился народный поэт Николай Алексеевич Некрасов, а во- вторых, 12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации (основной закон государства). 3. Словарно – лексическая работа.Обратите внимание на эпиграф нашего урока: " Я не поэт, а Гражданин". Эта фраза принадлежит поэту - декабристу Кондратию Федоровичу Рылееву, который прежде всего считал себя гражданином своей отчизны. Все помыслы Рылеева были о том, чтобы сделать литературу трибуной, с которой можно бы было говорить о злободневных политических вопросах, учить молодежь патриотизму. Тюрьма мне в честь, не в укоризну, Скажите, пожалуйста, кто такой гражданин? (Ответы учащихся) Найдите данное слово в толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова, зачитайте словарную статью и сравните со своими ответами (ребята ищут в словаре значение данного слова) В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова дается следующее определение: ГРАЖДАНИН – 1. Это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических прав и обязанностей. 2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему. Подберите однокоренные слова к слову "гражданин". (гражданка, гражданский, гражданство) Каково лексическое значение этих слов, проследите за словообразованием и сконструируйте словосочетания. 4. Работа с синонимической конструкцией определительного придаточного и причастного оборота.
Давайте, еще раз обратим внимание на словарную статью слова "Гражданин". Внимательно прочитайте и охарактеризуйте предложение по количеству грамматических основ. Зачитывается предложение простое Чем осложнено? обособленным определением, выраженным причастным оборотом Ваша задача: преобразовать его в сложноподчиненное предложение. (Ребята зачитывают сконструированное предложение)
Запись готового предложения с пунктуационным, орфографическим и синтаксическим разборами и с составлением схемы. Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянному населению данного государства, пользуется его защитой и наделено совокупностью политических прав и обязанностей. Вывод: Какие придаточные называются определительными?
Что такое государство? Сравните свои ответы со словарной статьей в толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова (политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которого оно осуществляет свою власть и охрану существенного порядка). Подберите однокоренные слова. (Государственный, государственность, внутригосударственный, межгосударственный) Каково лексическое значение этих слов, проследите за словообразованием и сконструируйте словосочетания. 5. Комментарий учителя о Конституции.Конституция проводит четкое разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства. На сегодняшний день Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах (совокупность законов): в Декларации независимости (1776г. США), в Декларации прав человека и гражданина(1789г. Франция) (официальное или торжественное программное заявление; название некоторых официальных документов). Человеку отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Права и свободы гражданина реализуются в сфере отношений индивида с государством. · Вернемся снова в мир поэзии. Н.А. Некрасов, вдохновленный пафосом поэзии Рылеева в 1855г., перефразируя фразу: " Я не поэт, а Гражданин", в стихотворении "Поэт и гражданин" пишет: Поэтом можешь ты не быть, Как вы понимаете последнюю фразу, что значит "Отечества достойный сын"? У Некрасова звучит так (выразительное чтение наизусть учащегося).
· В Конституции названы и обязанности, которые несут лишь граждане, например: защита Отечества (с,59), возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (с.60) и т.д. Скажите, пожалуйста, с какого момента человек становится гражданином? (С рождения) 6. Закрепление. Работа у доски.Ну, что ж, дорогие граждане, продолжим работу у доски, и вашему вниманию будут предложены предложения, взятые из лирики Н.А. Некрасова. Ваша задача: определить вид придаточного. Есть-де на свете такая страна, · Параллельно проводится индивидуальная работа по карточкам. Вставить и объяснить пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, определить вид придаточного предложения, начертить схему. Наивная и страс..ная душа Лиш..ые даров довольства и свободы 7. Графический диктант с последующей проверкой.1.И набок валится пустой и мрачный дом, 2.То сердце не научится любить, 3. Но легче ль родине твоей, 8. Рефлексия.В заключении хочется вспомнить радостную, полную энергии фразу замечательного поэта В.В. Маяковского: Я достаю Какие новые знания вы приобрели на уроке? Если вы усвоили тему, то поднимите зеленые жетоны, которые говорят о том, что путь открыт для усвоения следующей порции материала, а красные - стоп, я не усвоил темы. 9. Домашнее задание.Из произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" выписать 5 сложноподчиненных предложений с придаточным определительным. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |