Преподавание литературы Урок по литературе. 8-й класс. "Жанры литературы и их многообразие"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1093 Тырышкина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Тип урока: комбинированный Форма проведения урока: групповая (каждая группа выполняет работу на специальном листке, который сдается в конце урока). Оформление доски: Жанры литературы и их многообразие
З – знаю 1) синквей 1) письмо по кругу
Оборудование: портреты писателей, выставка книг для иллюстрирования жанров литературы. Ход работы: I. Организационный момент Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, т.к. вы будете выступать не только в роли читателя, слушателя, критика, но и в роли автора. Давайте прочитаем слова, являющиеся эпиграфом к нашему занятию, и попытаемся их прокомментировать. - Чтение эпиграфа учащимся про себя, затем выразительно вслух. Почему? Итак, сегодня мы с вами тоже будем творить, будем волновать друг друга нашими талантами и поражать разнообразием форм, доступных авторов XXI века. II. Определение целей урока Внимательно прочитайте тему урока, записанную на доске, и, пользуясь уже известной нам аббревиатурой ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), попробуйте определить цели урока III. Повторение пройденного (реализация домашнего задания) К сегодняшнему урока нужно было повторить, какие роды литературы, жанры литературы и литературные направления мы уже знаем, привести примеры на основе изученных произведений, выявить характерные черты и особенности каждого литературного жанра (у каждой группы к уроку было свое задание).
Дайте характеристику жанрам драматургии: трагедии, комедии, драме (вопрос к 4 группе). IV. Изучение нового материала Мы с вами знаем, что литература не стоит на месте, авторы находятся в постоянном поиске новых тем, сюжетов, форм, слов. - Вспомните, что мы говорили о литературных направлениях, и докажите что это так (17-18 в.в. – классицизм, 18-19 в.в. – романтизм, 18 в. – сентиментализм, 19 в. – натурализм, 19-20 в.в – реализм, 20 в.- символизм). Современный автор находится в поиске нового оформления своих мыслей, вот и мы попробуем приобщиться к “литературной кухне”. Для знакомства с новыми жанрами я выбрала произведения, о котором мы говорили совсем недавно – рассказ М.Горького “Челкаш”. Анализируя поступки героев, мы писали эссе (учащиеся сами предлагали проблемные темы), заполняли сравнительную таблицу “Челкаш и Гаврила”, составляли синквей и диаманту. Давайте вспомним, что же у нас получилось. - Чтение синквейнов “Челкаш” и “Гаврила”. Молодцы, а теперь пришло время для знакомства с новыми литературными жанрами. 1. Письмо по кругу Я предлагаю тему: Это рассказ о … Каждый из вас дописывает на листе свою фразу, прочитав предыдущие, листок движения по часовой стрелке (учащиеся выполняют работу в группах, читают написанное и анализируют работу). 2. Цзацзуань Этот термин пришел к нам из литературы Китая и означает “заметки о разном”. Авторы: Су Щи (1037-1101 г.г.), Ли Шань – Инь (812-858 г.г.), Одно слово выносится в начало строки, ниже следует изречения, дополняющие и поясняющие заголовок. I группа – о чем думал Челкаш после ссоры с Гаврилой; 3. Танкетка Это лаконичный жанр, близкий к любимой нами “SMS – ке”, к рекламной реплике, появился в начале 2003 года – 6 слогов о главном. Стихотворение состоит из двух строк, по сумме это 6 слогов: 2+4, 4+2, 3+3; слова тянутся с маленькой буквы, нет знаков препинания (например, стихи украли ночь, не люби не меня). Учащиеся выполняют работу в группах, читают написанное и анализирует. 4. Текст на одну букву. Составить предложение, характеризующие кого- либо из героев, но все слова в тексте должны начинаться с одной и той же буквы. (Например: “Никто не найдет нас ночью на небосклоне несбывшихся надежд”). 5. Стихотворение по названию. Это нерифмованное стихотворение из 6-ти строк. В начало каждой строки выносится название произведения: 1 Строка – ассоциация по цвету Учащиеся выполняют работу в группах, затем читают написанное и анализируют. V. Подведение итогов урока - Какой теме посвящено было занятие? VI. Домашние задание Спасибо всем за работу! А в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать отзыв о нашем уроке в понравившемся вам новом литературном жанре (синквейн, диаманта, цзацзуань, танкетка, текст на одну букву, стихотворение по названию). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |