Преподавание русского языка Осенний пейзаж (подготовка к сочинению-описанию осенней природы)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4812 Молчанова Кристина Альгимантасовна, учитель русского языка и литературы Выбранные технологии активизируют самостоятельную, творческую деятельность учащихся, усиливают интерес к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка – восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности. ХОД УРОКА 1. Организационный момент Звукозапись стихотворения на фоне постепенной смены фотографий осенней природы. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
– Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я начала стихотворением Ф. Тютчева. О чем оно? 2. Тема урока – Действительно, сегодня мы окунемся в красоту, сказочность, неповторимость осенней природы, и тема нашего урока – осенний пейзаж (запись числа и темы урока в тетрадь). Учитель: Есть время года, которое привлекает почти всех своей таинственностью, непохожестью. Это осень. О ней слагают песни, о ней пишут стихи и музыку. Эпиграф – Начать бы мне хотелось со слов К. Паустовского: «…Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые слова действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства, какие писатель хотел ему передать» 3. Изучение нового материала (собирание материалов к сочинению) Фотография осенней природы Учитель: У каждого человека своя осень. Одни любят осень со спокойным тихим дождем, туманами по утрам. Другие – золотую, когда все разноцветье переливается в лучах яркого солнца. Во все времена природа привлекала к себе внимание человека, ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов. Живопись – Давайте и мы отправимся в путешествие в осень.
– Почему осень названа волшебницей и о каких кистях и красках идет речь? На фоне музыки репродукции картин художников: Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Ю. Обуховский «Октябрь», «Поздняя осень». – Нравятся ли картины, чем они притягивают нас? Поэзия – Глядя на такую красоту невозможно сдержать свои чувства. Вот поэтому настроение природы передают в своих стихотворениях поэты. Великолепно передал осеннюю красоту природы И. Бунин в своем стихотворении «Лес, точно терем расписной…» (читает учитель)
– Какое настроение вызывает у поэта осень? Репродукции картин Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Ю. Обуховский «Октябрь», Ю. Обуховский «Поздняя осень». – Как вы думаете, к какой картине это стихотворение можно отнести? Работа с синонимами – Приведите синонимы к словам: лиловый, золотой, багряный, лазурный. Многие писатели и поэты восхищались красотой осенней природы, и мне бы хотелось познакомить вас с высказываниями мастеров слова об осени:
(Работа с выразительными средствами речи, которые используют писатели.) Музыка – Какие чувства преобладают осенью?
– Многие композиторы обращались к теме осени. Давайте и мы послушаем отрывок из муз. произведения Вивальди «Времена года. Осень». Закройте глаза и представьте, что вы сейчас не на уроке, а в осеннем лесу. Физкультминутка Закройте глаза и представьте себя бабочкой, которая кружится в солнечный день над пожелтевшей листвой, порхает, играя в лучах солнца. А вот она летит между березками и теперь она незаметна среди ярких осенних листьев. 4. Осознание и осмысление рабочего материала (работа с текстом) 1) Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянились как спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. – Докажите, что перед нами текст. 2) Вставить пропущенные буквы, объяснить написание (1 человек у доски) Русская осень В природе есть праз..ники. Ледохо.. . Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надева..т самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что з..мля начинает даже светит..ся. Вы замечали, наверно: идеш.. по лесу – свет! Думаешь, пятна со..нца, а это два ж..лтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осин. Бере..ки наполнены белым, матовым и пронзительно желтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. (В. Песков) – О каком празднике осени идет речь? 3) Составьте и запишите предложения, используя слова. Ковер, пестрый, листьев, из, землю, укрыл. Вся, окрестность, в лучах, утонула, ласкового, солнца. Стройные, замерли, березки, в, чарующем, под, радостную, танце, музыку, осени. 4) Распространить текст Осенью деревья дарят зеленой елочке подарки. Осина подарила….. Клен роняет….. Ива засыпает елочку…. Нарядилась елочка, стоит в золоте, багрянце и бронзе. Слова для справок: тонкие золотые листочки, оранжевые звездочки ,красные фонарики – Как вы думаете, что обозначают слова багрянец и бронза в этом тексте? 5. Применение знаний и умений полученных на уроке Работа со словосочетаниями. Составить небольшой текст, используя словосочетания: ярко-желтый наряд, стройная березка, чудесная пора, неповторимая красота осени, радостное настроение, разноцветный ковер из листьев. 6. Итог – Мы хорошо поработали сегодня на уроке. А что же мы делали, какой цели был подчинен наш урок? 7. Домашнее задание – Дома вам предстоит самим написать сочинение-описание осенней природы, опираясь на иллюстрации, которые подготовили, личные наблюдения и воспоминания, на тот материал, с которым работали на уроке. В своих сочинениях вы должны описать осеннюю природу, ваши чувства, настроения. 8. Рефлексия – Открыли ли вы для себя на уроке что-то новое? (Стихотворение звучит на фоне смены картин природы)
Оценивание работы учащихся на уроке. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |