Преподавание русского языка Урок по развитию речи в 6-м классе: "Сочинение-описание по личным впечатлениям"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 7144 Перова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы
Тип урока. Развитие речи. Цель образовательная. Учащиеся должны знать основные речеведческие понятия (тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи.), изобразительные средства языка (метафору, олицетворение, эпитет). Цель развивающая. Учащиеся должны уметь:
Дидактические средства обучения.
I. Мотивационно-ориентировочная часть. Учитель. Чтение эпиграфа к уроку. Волшебная красота зимы! И нарек русский человек зиму заветным словом – “матушка”. Не весну-красну, не лето ясное, не осень сытную, а именно зиму с ее снегами, холодами и метелями. Потому что, словно родная мать, зима заботливо укрывает теплым пуховым одеялом все, что нуждается в укрытии от лютых морозов. Сегодня мы будем писать сочинение о зиме. Мы с вами постараемся на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выразить его неповторимость. Тема сочинения, над которым вы будете работать, “Здравствуй, матушка-зима!” Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий глаз художника. Пусть будет вместе с нами яркое, образное слово поэта и писателя. Заранее подготовленные ученики читают литературный монтаж о зиме. 1. “Шелестит снег, соприкасаясь с ветвями, стволами. .Шорохи в лесу, шорохи. Каждое дерево по-своему встречает снегопад. Запахнувшись плотно, ели протягивают навстречу снежинкам кончики лап. В рассеянности сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. У берез опущены гибкие, плакучие ветви. Летит снег – белый мимо белых стволов. Не шелохнутся березы. Опустив ветви, подсказывают: сюда… сюда. (По Полуянову И.) 2. ***
(Проводится работа по восприятию художественных текстов.) – Вспомните пословицы, поговорки, загадки о зиме.
Загадки:
II. Операционно-исполнительная часть. 1. Наблюдения учащихся. Учитель. По моей просьбе вы наблюдали за снегом. – Каков же снег? Всегда ли он одинаков? От чего зависит состояние, вид снега? Ученики делятся своими впечатлениями, наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном городе, парке, в лесу. (Снег бывает разным. Он может быть рассыпчатым и липким, мягким и колючим. Даже цвет у него может быть разный.) – Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться своим настроением. Что делает нашу речь выразительной? (Эпитеты, сравнения, олицетворения.) – Вам было дано задание при наблюдении за снегом “собрать” эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения, то есть те “царственные” слова, о которых мы говорили на предыдущих уроках. Назовите их. (Работа над образными средствами языка.) – Запишем несколько наиболее удачных примеров на доске и в тетрадях. – Рассмотрим в этих словах встретившиеся орфограммы. (мягкий, пушистый снег; горит на солнце; легкий, словно пух; порхают снежинки) 2. Работа с художественным текстом. Давайте обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова. (На примере художественного текста учащиеся наблюдают за изобразительными средствами языка, учатся видеть происходящее глазами автора.)
– Что показалось интересным в этих лирических зарисовках? Каким же видят авторы окружающий мир? Какие изобразительные средства используют для описания зимы? – Орфографическая минутка. Выпишите слова, где пропущены буквы. Вставьте их, объясняя графически. (Форма контроля – взаимопроверка.) – Объясните знаки препинания. 3. А теперь посмотрим на снег глазами художника. На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Но давайте попробуем внимательно приглядеться. (Просмотр слайдов “Зимние пейзажи”.) Задание: обратите внимание на изображение снега и подберите к нему цветовые эпитеты, которые вы можете использовать в своем сочинении. Учитель вывешивает таблицу с подбором цветовой лексики.
Какие слова непонятны? Посмотрите их значение в толковых словарях (совершенствование навыков работы со словарем). III. Рефлексивно-оценочная часть. – Итак, вам предстоит создать художественное описание снега. Но вполне возможно, что вы включите в него и элементы повествования, а также рассуждения (скажем, личностную оценку описываемых картин природы). – Прочитайте эпиграф к сочинению, написанный на доске. Кто из вас смог самостоятельно дома подобрать эпиграф? Прочитайте его. Используйте его в своем сочинении. (Ученики повторяют, что такое эпиграф, как он оформляется в сочинении.) – Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. – Прочитайте “Памятку” для работы над сочинением.
IV. Домашнее задание. У каждого чувствующего природу человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что-то свое к тому, что уже сказано о природе. Должны сказать свое слово и вы.
Использованная литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |