Преподавание русского языка Изучение языка на материале поэтического текстаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 824 Марченя Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы Развитие “дара слова”, “языкового чутья”, “чувства языка” невозможно без прочного усвоения теоретических основ изучаемого объекта – русского языка. Но при этом важно заботиться и о том, чтобы дитя усваивало “выразительность родного языка”. “Изучая родной язык, надо изучать именно язык, орудия и средства его выразительности, а не что другое, …вдумываться в средства, представляемые языком для выражения мысли..”, – писал известный лингвист ХIX века И.И.Срезневский. [2 – 111] Очень многое зависит от выбора того языкового материала, на примере которого изучается язык… “В школе дети должны читать и заучивать только то, что имело бы для них цену и тогда, когда они вырастут”, – отмечал не менее известный Ф.И.Буслаев. [1 – 47] “… Пусть дитя узнает и поймет великие нравственные мысли, хотя и не во всем их глубоком объеме; оно учит их не для одного мгновения, а на целую жизнь, в продолжении коей они разовьются опытом и делами”. [1 – 48] Почему нам кажется важным, интересным и целесообразным работать именно с поэтическими текстами, нисколько не умаляя ценности всех других, текстов разных типов и стилей… Поэтические и стихотворные тексты используются учителем как дополнительный материал, который делает урок разнообразнее, интереснее… Это ещё одна возможность и для учителя проявить себя в творческом поиске. “Учителю следует развивать в себе высокую потребность в поиске, то есть активное творческое отношение к себе как к профессионалу и к окружающей действительности, поскольку это позволит преодолевать разрушающее влияние какой-либо неблагоприятной ситуации в образовательном процессе”, – об этом заявляют психологи. [4 – 69] Следует, думается, разграничить понятия “стихотворный” и “поэтический” текст. “Поэтический” – 1. Художественный, творческий. 2. Изящный, вызывающий чувство очарования. 3. Эмоциональный, восторженный. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.) “Стихотворный” – Относящийся к стихам, написанный стихами, не прозаический. (Там же.) Стихотворные тексты чаще всего используются в младших и переходных к средним классах (5-6), в которых в шутливой форме подается реальный (об окружающем мире) грамматический материал. Мы говорим больше о поэтических текстах, то есть о стихотворениях наших русских поэтов. В практике преподавания русского языка обязательны упражнения, выполнение которых “направлено к действительному усвоению того или другого из богатств или особенностей языка”... В подборе художественных текстов или относительно законченных фрагментов мы руководствовались и тем, что они своим содержанием и формой организации обучения воспитывают, то есть формируют определенные свойства и черты личности человека. “Образовательные задачи обучения могут быть хорошо выполнены, если реализованы на высоком уровне его воспитательные функции”. (Эльконин). [3 – 92] Поэтический текст более воздействует на чувственное восприятие… Следовательно, лучше запоминаются образцы речи, развивается чувство языка. “Воображение у ребёнка… не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребёнка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека”. Учитывая этот фактор, учитель должен вплетать в структуру каждого урока элементы, активизирующие деятельность правополушарного (образного) компонента мышления. [3 – 120] Выше перечисленным целям, думается, и отвечают в полной мере поэтические тексты. Как можно работать с ними на уроке? Как призывала и настаивала известный методист Никитина Е.И. (учиться у которой посчастливилось автору), любой текст на уроке читается учителем наизусть, а поэтический текст особенно. Это воздействует на учащихся… как волшебная палочка, по мановению которой привлекается внимание! Далее – небольшая беседа о впечатлении, грамматический разбор (орфографический и пунктуационный), беседа об изучаемых языковых единицах, воспроизведение текста (частичное или полное, восстановление авторского текста, осложненное списывание, объяснительный диктант, диктант “Проверяю себя”, письмо по памяти…) Каждый учитель сам выбирает оптимальные формы работы с текстом и время на уроке. * Как пример, предлагаем использование стихотворения С.Есенина “Лисица” на уроке русского языка в 6-м классе при изучении темы “Лексика”.
Текст распечатан на каждого ученика. Предлагаются следующие задания: 1) Прочитайте стихотворение. Какую картину вы представили? Какие чувства возникли у вас? Какие слова эти чувства вызвали? Какие средства выразительности использовал поэт? (Называются эпитеты, сравнения, метафоры… Слова “нога” и “лицо” в характеристике лисы сразу обращают на себя внимание, и учащиеся сразу же определяют их как средство оживления – “очеловечивания”, чтобы вызвать еще большее сочувствие...) 2) Все ли слова понятны? Если непонятны, то почему? Выписывают справа от текста: “прошвой”, “отмежевала”, “бластился” “взбыстрил”, “звонистую”, “желна”, “ощур”. 3) Определите, используя различные словари, значение “непонятных” слов. “Прошва” – см. прошивать. Прошивать – простегать, шить насквозь. … прошва, выпушка, выпуск, оторочка; всякая вставная полоска в одеже. [5 – Т.3 -527] “Отмежевать” – отделить межей, чертой или межевыми знаками.[5 – T.2 – 737] “Бластился” – казался; “желна” – большой черный дятел. “Ощур” – от “ощерять” – пск. Оскалить, оскалиться. [5 – T.2 – 779] 4) Выразительно прочитайте стихотворение; запишите одну-две строфы по памяти.
Замечательная возможность повторения синтаксиса и пунктуации (односоставные предложения, простые и сложные предложения… Если знакомить с этим стихотворением шестиклассников, то имеется возможность перспективного знакомства с деепричастием и его обособлением и видами односоставных предложений). А предлагается это стихотворение в 6-м классе при изучении темы “Глагол”, когда изучаются формы глагола в изъявительном и повелительном наклонении. * Стихотворение Н.Рыленкова используется на уроке по теме “Описание природы” в 6-м классе, когда необходимо показать учащимся, что прежде чем описывать какой-либо пейзаж, необходимо быть очень внимательным, восприимчивым к отдельным, не всегда открытым первому взгляду мгновениям родной природы. Стихотворение читается, объясняется смысл…. Объясняются орфограммы и пунктограммы (знаки препинания при обобщающем слове, в сложноподчиненном предложении; синтаксический параллелизм), повторяется синтаксис простого и сложного предложений. После чего пишется по памяти часть стихотворения… Н.И.Рыленков.
* Известное для нас, учителей, но неизвестное пока восьмиклассникам стихотворение А. Блока (1912) предлагается учащимся для исследования без знаков препинания:
Предлагаются следующие задания:
(Поэтически выражена в стихотворении тема любви к России. Повторение постановки знака “тире” между подлежащим и сказуемым.) “Баллада ХIII”
В этом стихотворении можно обнаружить причастный и деепричастный обороты, однородные члены, приложения, обращения, сравнительный оборот, названия, авторские неологизмы. Замечательно оно и тем, что границы предложений не совпадают с границами строк. Поэтому предлагались тексты стихотворения без знаков препинания с заданием: разграничить части предложений, понять границы оборотов, а для этого необходимо знание частей речи, знание лексической и синтаксической сочетаемости слов. После грамматического разбора предлагалось выразительно прочитать стихотворение и объяснить его смысл. Практика проведения таких уроков показывает, что учащиеся запоминают стихотворения, тренируются в навыках интерпретации поэтического текста, что интегрируется и с литературным образованием. Данная статья не ставит целью привести примеры большого количества стихотворений, которые успешно используются нами на уроках русского языка, но показать замечательную возможность использования поэтических текстов в процессе изучения русского языка. Так мы успешно используем на уроках стихотворения выше названных поэтов, а также других известных русских поэтов, в том числе и местных, ульяновских: В.Дворянского, С.Матлиной, В.Сахарцева. Каждый учитель в этом отношении проявляет свой творческий подход. Таким образом, использование поэтического текста на уроках русского языка: Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |