Преподавание русского языка Фонетическая зарядкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1458 Сидоренкова Надежда Владимировна, Учитель начальных классов
Если прислушаться, то можно услышать, что мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приемники, телевизоры, звон колокольчика, тиканье часов, птичьи голоса. Все это звуки. Но для того, чтобы люди могли обращаться, что-то сообщать друг другу, очень важны звуки речи. Из звуков речи состоят слова. Фонетика – одна из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Особое внимание нужно обращать на различие понятий “звук” и “буква”, вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе, правильно выделять ударные слоги, умение делить слова на слоги. Игра “Переселение зверей”. (Учитель рассказывает содержание игры.) Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные , чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д .. Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот. Игра “Переезд”. Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой один слог (стол, шкаф, стул), на вторую – название из двух слогов (диван, ковер, люстра, кровать, кресло), на третью – из трех слогов (зеркало, тумбочка). Игра “Новоселье”. Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог. Выберем, что закупили звери. Слова: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь. Игра “Рыбалка”. Однажды Волк с Лисой отправились ловить рыбу. После рыбалки решили поделить рыбу. Волку досталась рыба, в названии которой один слог, а лисе – та рыба. в названии которой два слога. Содержание этого задания можно изменить. Например: Волку досталась рыба. в названии которой звуков меньше, чем букв, а Лисе – рыба, в названии которой звуков столько, сколько букв. Значит, Волк получит такую рыбу, как карась, голавль, окунь, пескарь, линь. У Лисы будут сом, плотва, красноперка, налим, карп. Игра “В лес по ягоды и грибы”. Решили звери на зиму запасти ягод и грибов. Стали в лес ходить. Решили собирать только те ягоды, в названии которых ударение падает на второй слог. (Называю по два слова, а дети выбирают нужное ).
Белочка грибы на зиму сушить стала, но собирала только те грибы, в названии которых 3 слога. (На доске картинки с изображением грибов. Дети выбирают и называют: боровик, лисичка, моховик, опенок, волнушка). Игра “В зоопарке”. Ребята были в зоопарке. Но смотрели не всех зверей, а только тех , в названии которых три слога. (Называю по два животных, а дети выбирают нужное слово).
Задания. 1. Назовите слова, в которых при изменении ударения меняется смысл: пироги, замок, кружки, стоит. 2. Нужно изменить звук, чтобы получилось новое слово: карта – парта, тушить – тужить, врач – грач, колос – голос. 3. Нужно к слову добавить новый звук, чтобы появилось новое слово: сон – стон, каска – краска, кошка – крошка, ролик – кролик, тучка – штучка, сук – стук. Начиная со второго класса на уроках русского языка провожу фонетическую зарядку. Задания постепенно усложняются. Это же самое задание о животных можно усложнить. Выбрать тех животных, в названии которых есть только твердые согласные
Фонетическую зарядку чаще всего провожу в начале урока. Это могут быть занимательные вопросы, ответы на которые дети обычно не знают. Даю 3 –4 варианта ответов. По подсказке они отвечают на вопрос. Таким образом, проверяю не только знание фонетики, но и развиваю любознательность. Примеры таких вопросов. 1. Чем питается животное большая панда?
Подсказка: 2 слога, 4 согласных. 2. В 1980 году в Москве проходили XXII Игры Летней Олимпиады. Какое животное было символом Олимпиады?
Подсказка: в слове все согласные мягкие. 3. Какое озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым?
Подсказка: в названии озера есть 2 глухие согласные. 4. Какая страна первая обрела флаг?
Подсказка: в отгадке 6 звуков. 5. В какой стране впервые стали пользоваться ложками?
Подсказка: 6 букв, 7 звуков, ударение падает на второй слог. 6. Какое из данных животных обитает только в Австралии?
Подсказка: в отгадке 3 слога, ударный последний слог, все согласные твердые. 7. Назовите самую высокую гору в Европе.
Подсказка: в названии 7букв, 6звуков. 8. Самая большая река в мире.
Подсказка: все согласные сонорные. 9. У какой птицы самые широкие крылья?
Подсказка: в названии этой птицы есть буква, которая не обозначает звука. 10. Какую страну можно из конца в конец проехать на метро?
Подсказка: есть 2 непарные согласные, 1согласная мягкая. 11. Кто изобрел носовые платки?
Подсказка: в слове 2слога. 12. В какой стране самый большой стадион?
Подсказка: в названии страны 4слога. 13. Самая большая планета из нашей Галактики.
Подсказка: в ответе есть буква, обозначающая 2 звука. 14. Самый густонаселенный город в мире.
Подсказка: В ответе все согласные глухие. 15. Какая птица спит в воздухе?
Подсказка: в конце слова есть сомнительная согласная. Иногда задаю вопросы на уроке по разным темам. Обычно на уроке задаю 3 – 4 вопроса. Некоторые вопросы связаны между собой по темам. Например: “Южная Америка”, “Северная Америка”. 1. Лист какого дерева изображен на флаге Канады?
Подсказка: 1 слог, 3 согласных, 1 согласный звук мягкий. 2. Самая большая страна в Северной Америке.
Подсказка: Все гласные а. 3. Самая большая страна Южной Америки.
Подсказка: в слове все согласные звонкие. 4. В какой стране Южной Америки находится самое сухое место на Земле.
Подсказка: 2 слога. Для домашнего задания составляю более сложные задания, на которые требуется больше времени. Если на уроке дети отвечают устно, то эти задания выполняют письменно. Карточка № 1. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук. Карточка № 2. 1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник. 2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины). Карточка № 3. 1. В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты. 2. В магазине “Обувь” продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды. Для быстрой проверки составляю тесты. Тест № 1. А. Сколько гласных звуков в русском языке?
Б. Какая гласная буква обозначает 1 звук?
В. Какая гласная буква обозначает 2 звука?
Г. Сколько звуков и букв в слове огонь?
Д. Какая буква не обозначает звука?
Ответы: А – 5, Б – 4, В – 4, Г – 3, Д – 4. Таким образом, используя такие задания, можно и проверять, и закреплять знание фонетики.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |