Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Фонетическая зарядка
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Фонетическая зарядка


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1458

Сидоренкова Надежда Владимировна, Учитель начальных классов

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского прибоя”.

К. Г. Паустовский

Если прислушаться, то можно услышать, что мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приемники, телевизоры, звон колокольчика, тиканье часов, птичьи голоса. Все это звуки. Но для того, чтобы люди могли обращаться, что-то сообщать друг другу, очень важны звуки речи. Из звуков речи состоят слова.

Фонетика – одна из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Особое внимание нужно обращать на различие понятий “звук” и “буква”, вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе, правильно выделять ударные слоги, умение делить слова на слоги.
При обучении грамоте учимся делить слова на слоги, определять ударение в словах. Для закрепления провожу задания, которые детям интересны. Привожу примеры таких заданий.

Игра “Переселение зверей”.

(Учитель рассказывает содержание игры.)

Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные , чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д ..

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот.

Игра “Переезд”.

Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой один слог (стол, шкаф, стул), на вторую – название из двух слогов (диван, ковер, люстра, кровать, кресло), на третью – из трех слогов (зеркало, тумбочка).

Игра “Новоселье”.

Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог. Выберем, что закупили звери.

Слова: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь.

Игра “Рыбалка”.

Однажды Волк с Лисой отправились ловить рыбу. После рыбалки решили поделить рыбу. Волку досталась рыба, в названии которой один слог, а лисе – та рыба. в названии которой два слога.
Дети говорят, что Волку достанется сом, ерш, лещ, язь, линь, а Лисе – карась, щука, плотва, налим, угорь, окунь, жерех.

Содержание этого задания можно изменить. Например: Волку досталась рыба. в названии которой звуков меньше, чем букв, а Лисе – рыба, в названии которой звуков столько, сколько букв. Значит, Волк получит такую рыбу, как карась, голавль, окунь, пескарь, линь. У Лисы будут сом, плотва, красноперка, налим, карп.

Игра “В лес по ягоды и грибы”.

Решили звери на зиму запасти ягод и грибов. Стали в лес ходить. Решили собирать только те ягоды, в названии которых ударение падает на второй слог.

(Называю по два слова, а дети выбирают нужное ).

Клюква или брусника?
Малина
или земляника?
Черника или костяника?

Белочка грибы на зиму сушить стала, но собирала только те грибы, в названии которых 3 слога. (На доске картинки с изображением грибов. Дети выбирают и называют: боровик, лисичка, моховик, опенок, волнушка).

Игра “В зоопарке”.

Ребята были в зоопарке. Но смотрели не всех зверей, а только тех , в названии которых три слога.

(Называю по два животных, а дети выбирают нужное слово).

Слон или бегемот?
Косуля
или медведь?
Волк или лисица?
Мартышка
или тигр?
Лев или носорог?
Крокодил
или росомаха?
Леопард или манул?

Задания.

1. Назовите слова, в которых при изменении ударения меняется смысл: пироги, замок, кружки, стоит.

2. Нужно изменить звук, чтобы получилось новое слово: карта – парта, тушить – тужить, врач – грач, колос – голос.

3. Нужно к слову добавить новый звук, чтобы появилось новое слово: сон – стон, каска – краска, кошка – крошка, ролик – кролик, тучка – штучка, сук – стук.

Начиная со второго класса на уроках русского языка провожу фонетическую зарядку.

Задания постепенно усложняются. Это же самое задание о животных можно усложнить. Выбрать тех животных, в названии которых есть только твердые согласные

Слон или бегемот?
Тигр или волк?
Барсук или крокодил?
Носорог или медведь?
Панду или обезьяна?
Зебра или норка?

Фонетическую зарядку чаще всего провожу в начале урока. Это могут быть занимательные вопросы, ответы на которые дети обычно не знают. Даю 3 –4 варианта ответов. По подсказке они отвечают на вопрос. Таким образом, проверяю не только знание фонетики, но и развиваю любознательность.

Примеры таких вопросов.

1. Чем питается животное большая панда?

а) бамбук,
б) пальма,
в) лиана?

Подсказка: 2 слога, 4 согласных.

2. В 1980 году в Москве проходили XXII Игры Летней Олимпиады. Какое животное было символом Олимпиады?

а) лиса,
б) медведь,
в) заяц?

Подсказка: в слове все согласные мягкие.

3. Какое озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым?

а) Балхаш,
б)Байкал?

Подсказка: в названии озера есть 2 глухие согласные.

4. Какая страна первая обрела флаг?

а) Япония,
б) Дания,
в) Россия?

Подсказка: в отгадке 6 звуков.

5. В какой стране впервые стали пользоваться ложками?

а) Индия,
б) Греция,
в) Египет?

Подсказка: 6 букв, 7 звуков, ударение падает на второй слог.

6. Какое из данных животных обитает только в Австралии?

а) бегемот,
б) леопард,
в) утконос?

Подсказка: в отгадке 3 слога, ударный последний слог, все согласные твердые.

7. Назовите самую высокую гору в Европе.

а) Монблан,
б) Эльбрус?

Подсказка: в названии 7букв, 6звуков.

8. Самая большая река в мире.

а) Енисей,
б) Нил,
в) Амазонка,
г) Лена.

Подсказка: все согласные сонорные.

9. У какой птицы самые широкие крылья?

а) альбатрос,
б) гриф?

Подсказка: в названии этой птицы есть буква, которая не обозначает звука.

10. Какую страну можно из конца в конец проехать на метро?

а) Ватикан,
б) Сингапур,
в) Люксембург.

Подсказка: есть 2 непарные согласные, 1согласная мягкая.

11. Кто изобрел носовые платки?

а) французы,
б) немцы,
в) англичане.

Подсказка: в слове 2слога.

12. В какой стране самый большой стадион?

а) Англия,
б) Россия,
в) Испания.

Подсказка: в названии страны 4слога.

13. Самая большая планета из нашей Галактики.

а) Сатурн,
б) Юпитер
в) Уран.

Подсказка: в ответе есть буква, обозначающая 2 звука.

14. Самый густонаселенный город в мире.

а) Токио,
б) Дели,
в) Пекин.

Подсказка: В ответе все согласные глухие.

15. Какая птица спит в воздухе?

а) орел,
б) кукушка,
в) стриж.

Подсказка: в конце слова есть сомнительная согласная.

Иногда задаю вопросы на уроке по разным темам. Обычно на уроке задаю 3 – 4 вопроса. Некоторые вопросы связаны между собой по темам. Например: “Южная Америка”, “Северная Америка”.

1. Лист какого дерева изображен на флаге Канады?

а) тополь,
б) клен,
в) дуб,
г) рябина.

Подсказка: 1 слог, 3 согласных, 1 согласный звук мягкий.

2. Самая большая страна в Северной Америке.

а) Мексика,
б) США,
в) Канада.

Подсказка: Все гласные а.

3. Самая большая страна Южной Америки.

а) Аргентина,
б) Бразилия,
в) Венесуэла.

Подсказка: в слове все согласные звонкие.

4. В какой стране Южной Америки находится самое сухое место на Земле.

а) Боливия,
б) Чили,
в) Уругвай.

Подсказка: 2 слога.

Для домашнего задания составляю более сложные задания, на которые требуется больше времени. Если на уроке дети отвечают устно, то эти задания выполняют письменно.

Карточка № 1.

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

  1. в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),
  2. в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
  3. в слове 1слог, все согласные звуки твердые,
  4. в слове 4 слога (помидоры)

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

Карточка № 2.

1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв (арония, яблоки).

2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины).

Карточка № 3.

1. В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты.
Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков? Мама дочке купила пальто.

2. В магазине “Обувь” продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды.
Что купил папа сыну, если в названии обуви 3слога, последний слог ударный. Папа сыну купил сапоги.

Для быстрой проверки составляю тесты.

Тест № 1.

А. Сколько гласных звуков в русском языке?

1) – 8,
2) – 9,
3) – 10,
4) – 7,
5) – 6.

Б. Какая гласная буква обозначает 1 звук?

1) – е,
2) – ю,
3) – я,
4) – а.

В. Какая гласная буква обозначает 2 звука?

1) – а,
2) – о,
3) – у,
4) – я,
5) – ю.

Г. Сколько звуков и букв в слове огонь?

1) 5 букв, 5 звуков,
2) 4 буквы, 4 звука,
3) 4 звука, 5 букв,
4) 5 звуков, 4 буквы.

Д. Какая буква не обозначает звука?

1) – а,
2) – э,
3) – ы,
4) – ъ.

Ответы: А – 5, Б – 4, В – 4, Г – 3, Д – 4.

Таким образом, используя такие задания, можно и проверять, и закреплять знание фонетики.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21