Преподавание литературы Сценарий урока литературы "Проблема чести в произведениях М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова", А.Пушкина "Выстрел", П.Мериме "Маттео Фальконе" (позиция автора, героя, рассказчика)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1424 Митин Евгений Владимирович, учитель русского языка и литературы Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Изображение жизни и выражение точки зрения автора в эпических произведениях». Задачи урока:
Литература: В мире литературы. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г. Кутузова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 480с.: ил. ISBN 5-7107-7680-7 Оборудование урока: Мультимедиа аппаратура (компьютер/ноутбук, экран, проектор), лучше – интерактивная доска, презентация PowerPoint, тексты произведений и рабочие листы-карточки (раздаточный материал группам). Ход урока I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности детей к уроку, сообщение темы урока, постановка цели и задач урока. Рис. 1. Тема урока (слайд презентации, приложение 1) II. Основная часть урока. 1. Актуализация знаний. Какие произведения мы с вами изучали и анализировали в этой четверти? (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», А.С. Пушкин «Выстрел» и П. Мериме «Маттео Фальконе). Рис. 2. Портреты авторов (слайд презентации, приложение 1)
Рис. 3. Понятие чести (слайд презентации, приложение 1) 2. Работа в группах. Учащиеся делятся на три группы (каждой группе – одно из произведений). Каждая группа работает над содержанием этих произведений и отвечает на вопрос: Как герои этих произведений относятся к понятию чести? Одинаково ли это понятие? Какими идеалами при этом они руководствуются? Почему так отличаются понятия чести у героев? (Калашников – народные идеалы нравственности; Сильвио – дворянская честь; Маттео – «семейная, родовая», «корсиканская» честь). Необходимо уточнить, что Сильвио – человек цивилизованный, а Маттео – нецивилизованный и живут они в разных социумах. Понятие цивилизованный записать на доске (Цивилизованный – являющийся носителем цивилизации. Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры, мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой). Также необходимо вспомнить где и когда происходят события, описанные в произведениях. 3. Дискуссия между группами. Вывод: Любое сообщество формирует свое понятие чести. Рис. 4. Вывод (слайд презентации, приложение 1) В процессе дискуссии заполняются таблица «Отношение (позиция) автора, героя, рассказчика к проблеме чести в эпических произведениях «Песнь про купца Калашникова», «Выстрел», «Маттео Фальконе»). Рис. 5. Таблица «Позиции автора, героя, рассказчика» в произведениях (слайд презентации, приложение 1) При работе с таблицей учителю необходимо корректировать ответы детей и вспомнить с учащимися такие понятия, как: Автор – носитель идеи произведения. Он выражает свое отношение к событиям, героям, рассказчику выбором языковых средств, которые несут определенную оценку. Точка зрения автора несравненно глубже точки зрения рассказчика. Автор проявляет свою точку зрения на изображение в выборе темы, героев, языковых средств в сюжете и композиции эпического произведения. Рассказчик – художественный образ, созданный средствами языка, конкретное лицо со своим характером. Тема – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества, повествования. (то, о чем говорится в тексте). Идея – основная, главная мысль текста. Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Итог: Позиции автора, героя, рассказчика могут в чем-то совпадать и не совпадать. Рис. 6. Литературоведческие понятия (слайды презентации, приложение 1) Рис. 7. Литературоведческие понятия (слайды презентации, приложение 1) III. Самостоятельная творческая работа учащихся (карточки):
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание: Эссе «Существует ли понятие чести в современном обществе?» Рис. 8. Домашнее задание (слайд презентации, приложение 1) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |