Преподавание русского языка Изложение с элементами сочинения для 8-х классовNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 7701 Никифорова Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Принципы обучения:
Методы объяснения:
Методы формирования и контроля знаний:
Методы формирования умений
Ход урока I. Организационный момент. А) Сегодня мы познакомимся с новым типом изложения (усложненным): сокращение текста и творческое его продолжение. Увеличено количество слов (около 300). На последних уроках литературы учились рассуждать, анализировать художественные произведения. Сегодня мы будем размышлять о тексте публицистического характера. Важно отметить сходства и различие этих стилей речи. Текст нашего изложения - это очерк, авторы которого Дворников и Крупчек. Речь пойдет о месте, где рождается великая русская река (Валдайская возвышенность, населенный пункт Волго-Верховье), об отношении к ней наших современников и предков. Б) Запись темы урока. Обращение к эпиграфу урока. П. Объяснение нового материала: Много песен на Руси сложено о Волге, много прекрасных стихотворений и много создано живописных полотен – “Бурлаки на Волге” И.Е. Репина и др. Песня Людмилы Зыкиной “Издалека долго течет река Волга”. Наш текст тоже о Волге. Наша цель сегодня проанализировать его, научиться описывать реку и попытаться подтвердить мысль авторов о том, что судьба Волги (и любой реки, протекающей по территории России) переплетена с судьбой России, судьбой народа. Задание: прослушайте текст, определите его тему, основную мысль, стиль и тип речи. Подумайте, на какие две части можно разделить этот текст. Озаглавьте текст. В работе вам помогут знакомые уже таблицы “Стили речи” и “Типы речи”. (Чтение текста учителем с объяснением непонятных слов, которые записаны на доске (1 раз) и беседа во время чтения. Словарная работа: Окрестности (то, что вокруг), исток – руслице, опушка, отороченная пиками елей, осока, хвощ, рубленый домик, янтарная бревна (желтоватый), дощатый помост с перильцами, половицы, смола, пряность, колыбель, рябь, застенчивое небо (эпитет). У истока Волги.
Беседа после чтения: (По ходу беседы учащиеся делают записи в рабочих тетрадях записи названия текста, основной мысли и новых теоретических понятий) Как можно озаглавить этот текст? (“У истока Волги”, “Исток Волги”, “Колыбель Волги”.) Сформулируйте основную мысль текста. (Волга дорога нашему сердцу. Судьба Волги неразрывно связана с судьбой России каждого русского человека, надо знать свои истоки.) Вопрос: А знаете ли вы, когда впервые в исторических источниках упоминается река Волга, какова этимология слова “Волга”? Индивидуальное задание: Упоминает о Волге еще древнегреческий ученый-астроном Птолемей Клавдий, автор “Географии” античного мира. Встречается название Ра, Аракс (Диодор Сицилийский, I в. до н. э.). В средние века — Итиль, или Этель. Этимологии и топонимисты в основном сходятся на одной и той же мысли: гидроним Волга так или иначе связан со славянским словом "влага", которое в древнерусском языке и в некоторых диалектах звучало как "волога"(отсюда, кстати, и имя реки Вологды и старинного города на ней). (Из книги "Загадки Российской цивилизации. Сакральная история, география, этнография". Демин В., Зеленцов С. Издательство “Вече”). Вопрос: С помощью таблицы “Стили речи” определите, к какому стилю речи относится текст? Запишите его определение в тетрадь. Ответ: К публицистическому. Учитель: Публицистика имеет свои жанры. Данный текст – проблемный очерк, социального значения, содержащий путевые заметки, которые служат доказательством (подтверждением) позиции автора (его взгляд на проблему), с выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания. Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, с которых идет речь. Определим основные средства публицистического стиля: использование общественной и нравственно-этической лексики, призывной интонации, гражданский пафос. Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской (эпитетов, сравнений, метафор, обращений, пословиц и поговорок, фразеологизмов, разговорных оборотов речи), с целью воздействия его в чем-то. Задание: Найдите средства выразительности, используемые в тексте. (Тишина холмов, спокойствие далей, бесконечный путь Волги, белая (от берез) опушка, крохотный ручей, янтарные бревна, пряность болотца, Волга- матушка, Волга-девочка и др.) Вопрос: На какие две логические части можно разделить текст? Они соответствуют разным типам речи. Эти типы могут смешиваться в одном тексте. (Используйте таблицу “Типы речи”) Ответ: Текст можно разделить на две части. Художественное описание истока Волги и рассуждение публицистического характера о неразрывности судьбы Волги с судьбой России. Вопрос: Каким типам речи соответствуют эти две части? (Работа по таблице). Ответ: 1. Описание. 2. Рассуждение. Описание изображает какое-либо явление предмета путем перечисления и раскрытия основных признаков (пейзажа, места). Рассуждение – словесное подтверждение какой-либо мысли. План рассуждения:
Задание: Прочитать описательные отрывки текста и постройте рассуждения по данному выше плану. Вопрос: Какую цель преследовали авторы текста, соединив в нем два типа речи? Ответ: Они руководствовались целями публицистического стиля – вызвать отклик у читателей, описав место рождения великой реки, саму Волгу, и высказав тревогу за ее судьбу. Слово учителя: Вода в русском фольклоре – божественная сила, рождает и питает мир, “живая” - возвращала жизнь, “мертвая” - исцеляла раны. Волга издавна была главным и торговым путем между странами Востока и древнейшими городами Северной Руси – Новгородом и Белоозером. Русские называли эту реку “матушкой” и “кормилицей”. Такова ли сейчас Волга? В современной жизни существует очень важная проблема – экологическая - загрязнение атмосферы, воды, гибели рек из-за непродуманной деятельности человека. Эта проблема актуальна и для Волги, и для других рек, например, Иртыша. Индивидуальное задание: рассказ об экологических проблемах реки Иртыш. Экологические проблемы реки Иртыш
III. Орфографическая и пунктуационная работа. При подготовке к изложению целесообразно организовать повторение некоторых орфографических правил (используя при этом лексический материал из текста изложения или подобный ему): правописание безударных гласных корня (низинка, спокойствие, соединить, ощетинившийся, блестящий, перильца, извивается и др.), согласных (окрестности, дощатый, исчезнет, бессчетный и др.). некоторых суффиксов, в том числе н и нн в прилагательных и причастиях (белизна, крохотный, труженица, отороченный, рубленый, окаймленный, подкошенный и пр.), о — е в окончаниях существительных после шипящих и ц (хвощом, обручем, руслице), безударных личных окончаний и -тся — -ться в глаголах (увидишь, спускается, находится, наполниться и др.), а также других орфограмм (преодолевая, преграда, миллион, артиллерийский и др.). Необходимо обратить внимание на прописную букву в слове Волгина (Волгина колыбель) и раздельное написание так же в последнем предложении. Пунктуационные правила повторяются по усмотрению учителя. Составление плана-конспекта изложения (при втором прочтение текста учителем). План
IV. Вывод урока. Слово учителя: Подводя итоги нашему разговору, давайте подумаем, какой смысл вкладывал великий русский поэт Н.Некрасов в слова, обращенные к Волге:
V. Вывод.
VI. Пересказ текста (1-2 ученика). VII. Написание изложения и рассуждение на тему: “Есть ли река, которая занимает заметное место в вашей жизни? Чем она дорога вам?” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |