Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок "Красота и величие русской природы в поэзии, живописи и в музыке"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок "Красота и величие русской природы в поэзии, живописи и в музыке"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 758

Вафина Гульфия Асадулловна, учитель русского языка и литературы

Цель:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта;
  • Проанализировать фрагмент стихотворения “Зелёный Шум”, его образный строй и выразительные средства;
  • Показать красоту и величие русской природы.

Оборудование: ИКТ, портрет Н.А.Некрасова, выставка рисунков; репродукция картины художника А.А.Рылова “Зелёный Шум”; портрет П.И.Чайковского, музыкальные произведения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Рассказ об авторе.

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, 28 ноября(10 декабря) 1821года, в Немирове, где тогда служил его отец. Вскоре майор

Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824года вернулся

с семьёй в родные места. Детство поэта прошло в родовом имении-селе Грешневе Ярославской губернии, вблизи Волги. Величие реки и красота

природы центральной России оставили глубокий след в душе мальчика.

Учился будущий поэт в Ярославской гимназии. В 1838 году Некрасов

Приезжает в Петербург. Его отец хотел, чтобы сын получил военное образование в кадетском корпусе. Но юноша решил поступить в университет.

Отец, недовольный выбором сына, отказал ему в материальной помощи.

В Петербург Николай Алексеевич много работает, пишет свои первые произведения.

Поэзия Некрасова разнообразна. Он передаёт в ней размышления о судьбе Родины, любуется красотой родной земли. Поэт выступает как создатель русского национального пейзажа. Любимые образы поэта- грустная земля, ненастье, великая река Волга; деревья- особенно сосны и ели; птицы- галки, вороны, кулики; поля, засеянные пшеницей и рожью, как символы Росси.

Жизнь, Родина, природа - высокие ценности некрасовской поэзии.

II. Выразительное чтение стихотворения учителем.

III. Анализ стихотворения.

1) Каким настроением пронизано стихотворение? (бодрое, весёлое)

2) Какие зрительные и звуковые картины вызывает у вас стихотворение?

Идёт весна!

- Какой звук чаще всех повторяется?

"Ш" – шум листьев, деревьев.

3) Какой главный образ выступает в стихотворении “Зелёный Шум”?

- Обратите внимание почему слова Зелёный Шум написаны с большой буквы.
- Олицетворение в образе человека.

IV. Игра воображения.

Значит: Кто это? Или что это?

Зелёный Шум.

А кто у нас приходит зимой? (Дед Мороз)

- Этот Зелёный Шум – он живой, он идёт. Докажите по тексту.

Найдите слова, передающие движение.

(Шумят, лепечут, гудят)

- Движение ветра (расходится, качнёт, подымет)
- Какой это ветер? (верховой, то есть летящий вверху)

V. Гимнастика ума.

Ребята посчитайте, сколько раз повторяется слово Шум, Шумит. (14)

- О чем это говорит?
- Какие деревья описывает автор в стихотворении?
- Что представляет собой берёза, сосна, липа?

VI. Сообщения учащихся о берёзе, сосне, липе.

Берёза-символ России, “русское” дерево.В древних обрядах берёза была “майским деревом”- праздничным, связанным с зелёными святками.На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы их тонких “плакучих” ветвей, водили вокруг хороводы.

Сосны – это красивые, стройные деревья. Весеннее солнце освещает сосны и делает их светлее и веселее; сильнее ощущается терпкий сосновый запах. Сосны – высокие деревья, что позволяет им “ беседовать” с ветром. Один из мотивов русской поэзии – это сосны на ветру, от их раскачивания по лесу летит звон, не просто шум, а звонкие переливы.

Липа. На липе весною появляются листья немного позднее других деревьев. В тексте липа бледнолистая. Липа как бы олицетворяется, превращаясь в застенчивую девушку, рядом с белой берёзой. Вместе эти деревья в стихотворении образуют как бы хоровод девушек, тихо напевающих (лепечущих) свою “новую песню”.

VII. Определение цветовой гаммы.

- Найдём в тексте слова, создающие цвет, цветовую гамму. (Пыль цветовая, всё зелено, молоком облитые, бледнолистая, белая берёза)

- Ребята, называется картина о природе? (Пейзаж)

- О каких художниках-пейзажистах мы узнали на уроке русского языка? (И.И.Левитан, И.И.Шишкин)

- Рассмотрите репродукцию картины художника А.А.Рылова “Зелёный Шум” (Много движения в пейзаже, радости жизни).

“Зелёный Шум” – так говорит народ о пробуждении природы весной. Это ЭПИТЕТ, образное определение.

- Красота и величие русской природы отражается и в музыке. Об этом вам расскажет учитель музыки. (выступление о Чайковском).
- Прослушивание музыкального произведения (с комментариями учителя музыки).

VIII. Подведение итогов урока.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21