Преподавание русского языка Интегрированный урок "Красота и величие русской природы в поэзии, живописи и в музыке"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 758 Вафина Гульфия Асадулловна, учитель русского языка и литературы Цель:
Оборудование: ИКТ, портрет Н.А.Некрасова, выставка рисунков; репродукция картины художника А.А.Рылова “Зелёный Шум”; портрет П.И.Чайковского, музыкальные произведения. Ход урока I. Вступительное слово учителя. Рассказ об авторе. Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, 28 ноября(10 декабря) 1821года, в Немирове, где тогда служил его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824года вернулся с семьёй в родные места. Детство поэта прошло в родовом имении-селе Грешневе Ярославской губернии, вблизи Волги. Величие реки и красота природы центральной России оставили глубокий след в душе мальчика. Учился будущий поэт в Ярославской гимназии. В 1838 году Некрасов Приезжает в Петербург. Его отец хотел, чтобы сын получил военное образование в кадетском корпусе. Но юноша решил поступить в университет. Отец, недовольный выбором сына, отказал ему в материальной помощи. В Петербург Николай Алексеевич много работает, пишет свои первые произведения. Поэзия Некрасова разнообразна. Он передаёт в ней размышления о судьбе Родины, любуется красотой родной земли. Поэт выступает как создатель русского национального пейзажа. Любимые образы поэта- грустная земля, ненастье, великая река Волга; деревья- особенно сосны и ели; птицы- галки, вороны, кулики; поля, засеянные пшеницей и рожью, как символы Росси. Жизнь, Родина, природа - высокие ценности некрасовской поэзии. II. Выразительное чтение стихотворения учителем. III. Анализ стихотворения. 1) Каким настроением пронизано стихотворение? (бодрое, весёлое) 2) Какие зрительные и звуковые картины вызывает у вас стихотворение? Идёт весна! - Какой звук чаще всех повторяется? "Ш" – шум листьев, деревьев. 3) Какой главный образ выступает в стихотворении “Зелёный Шум”? - Обратите внимание почему слова Зелёный Шум написаны с большой буквы. IV. Игра воображения. Значит: Кто это? Или что это? Зелёный Шум. А кто у нас приходит зимой? (Дед Мороз) - Этот Зелёный Шум – он живой, он идёт. Докажите по тексту. Найдите слова, передающие движение. (Шумят, лепечут, гудят) - Движение ветра (расходится, качнёт, подымет) V. Гимнастика ума. Ребята посчитайте, сколько раз повторяется слово Шум, Шумит. (14) - О чем это говорит? VI. Сообщения учащихся о берёзе, сосне, липе. Берёза-символ России, “русское” дерево.В древних обрядах берёза была “майским деревом”- праздничным, связанным с зелёными святками.На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы их тонких “плакучих” ветвей, водили вокруг хороводы. Сосны – это красивые, стройные деревья. Весеннее солнце освещает сосны и делает их светлее и веселее; сильнее ощущается терпкий сосновый запах. Сосны – высокие деревья, что позволяет им “ беседовать” с ветром. Один из мотивов русской поэзии – это сосны на ветру, от их раскачивания по лесу летит звон, не просто шум, а звонкие переливы. Липа. На липе весною появляются листья немного позднее других деревьев. В тексте липа бледнолистая. Липа как бы олицетворяется, превращаясь в застенчивую девушку, рядом с белой берёзой. Вместе эти деревья в стихотворении образуют как бы хоровод девушек, тихо напевающих (лепечущих) свою “новую песню”. VII. Определение цветовой гаммы. - Найдём в тексте слова, создающие цвет, цветовую гамму. (Пыль цветовая, всё зелено, молоком облитые, бледнолистая, белая берёза) - Ребята, называется картина о природе? (Пейзаж) - О каких художниках-пейзажистах мы узнали на уроке русского языка? (И.И.Левитан, И.И.Шишкин) - Рассмотрите репродукцию картины художника А.А.Рылова “Зелёный Шум” (Много движения в пейзаже, радости жизни). “Зелёный Шум” – так говорит народ о пробуждении природы весной. Это ЭПИТЕТ, образное определение. - Красота и величие русской природы отражается и в музыке. Об этом вам расскажет учитель музыки. (выступление о Чайковском). VIII. Подведение итогов урока. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |