Преподавание русского языка Урок русского языка в 8-м классе по теме "Дополнение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2032 Габдурахманова Гузель Халимовна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор. Ход урока I. Организационное начало урока. - На сегодняшний урок для вас я нашла замечательные слова римского поэта Горация.
- Как вы понимаете эти слова? Вот так мы сегодня должны работать на уроке! II. Лексико-орфографическая работа. Традиция - это обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы, которые сложились исторически, передаются из поколения в поколение. Традо - «передаю» (лат. trado). Традиция (сущ.), традиционный (прил.), традиционно (нар.), традиционность (сущ.). III. Повторение пройденного (фронтальный опрос): -Какие члены предложения называются второстепенными? -На какие группы делятся второстепенные члены? -Как определяется значение второстепенных членов? IV. Изучение нового материала. - А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока… 1) Игра «Кто быстрее?» - На доске изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого надо выполнить такое задание: К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой. Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем? Примерный вид окончательной записи: На основе этой игры вспоминаем определение, дополнение. -Что обозначает? -На какие вопросы отвечает? -Чем выражается? -От каких частей речи зависит? -Как связывается с главным словом? -Итак, дополнение-второстепенный член предложения, который обозначает предмет, являющийся объектом действия и отвечает на вопросы косвенных падежей. (Повторяем эти вопросы). Дополнение обычно зависит от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями и деепричастиями. 2) От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения (схема на доске): Дополнения могут также зависеть от членов предложения, выраженных существительными, образованными от глаголов, прилагательными и наречиями. 3) Дополнение, как и подлежащее, обозначает предмет, поэтому способы выражения дополнения соответствуют способам выражения подлежащего. Вспоминая способы выражения подлежащего , последовательно разбираем предложения; ставим слово, которым было выражено подлежащее, в форму косвенного падежа и составляем с ним предложение. Способы выражения дополнения.
4) Понятие о прямом и косвенном дополнении. Усвоить это помогает краткая запись и иллюстрация к ней: V. Закрепление. 1) Работа с учебником. упр. 150,151,152. 2) Тестирование.
3) Предупреждение пунктуационных ошибок. Наблюдения над интонацией. - Как и другие члены предложения, дополнения могут иметь при себе зависимые слова, т.е. быть распространенными. Распространенные дополнения в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяются повышением тона и паузой: На бессильные фигурки существительных / Кидаются лошади прилагательных, // Косматые всадники / Преследуют конницу глаголов…(Н.Заболоцкий). В первой части этого сложного предложения отдельную интонационно-смысловую группу составляет распространенное дополнение. VI. Культура речи (записи ведем в рукописном «Словарике» в разделе «Говори правильно!»): Оплатить (что?) проезд НО! Заплатить (за что?) за проезд VII. Выводы по теме. - Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? - Чем может быть выражено дополнение? Кроме существительного и местоимения дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимыми словосочетаниями. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |