Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Играем на уроках и после уроков
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Играем на уроках и после уроков


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 941

Булдашова Лидия Николаевна, преподаватель русского языка и литературы

“Что наша жизнь? Игра!”. Эти слова пушкинского героя мы повторяем очень часто. Они звучат в телевизионных передачах, ими пестрят страницы “игровых” газет. Все мы любим играть. А дети живут в игре! И когда они, подрастая, увлекаются интеллектуальными играми, это нас радует.

Мы, учителя русского языка, часто включаем в урок словесные игры, которые помогают усвоить материал, прививают интерес к предмету. А иногда хочется сделать урок праздником или после занятий пригласить на праздник родителей, друзей, а то и ребят всех классов, если это маленькая сельская школа. Такое занятие развивает творческие способности, смекалку, фантазию, формирует различные общеучебные умения и навыки, расширяет кругозор, воспитывает чувство ответственности, взаимовыручки и, конечно же, любовь к родному языку, Отечеству

Во время декады русского языка мы провели вечер-кроссворд “По стране Лингвинии” для ребят среднего звена. В течение декады материал, использованный на вечере, был освещен в газетах, на классных часах, во время занимательных пятиминуток на уроках русского языка.

Вечер начинается.

Зал празднично украшен: плакаты с высказываниями о русском языке, стенные газеты, выпущенные учащимися разных классов, выставки словарей, книг о русском языке, красочно оформленные кроссворды, которые составили ребята.

Открывает вечер ведущий:

– Наш вечер посвящен русскому языку, страна Лингвиния приоткроет нам страницы истории нашего языка, покажет его богатство и красоту, поможет вспомнить то, что уже известно, и узнать то, что осталось за страницами учебника.

А.Н. Толстой сказал замечательные слова о красоте русского языка – “ яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песни над колыбелью, певучего и богатого”. Чтобы он был таким у вас, надо его изучать, бережно к нему относиться и любить.

“Истинная любовь к Родине невозможна без любви к родному языку”, – говорил другой наш писатель К.Г.Паустовский.

На вечере мы будем разгадывать кроссворд и составим фразу о русском языке.

Ассистент:

– Игра со словами – один из популярных видов досуга. Что же означает слово “кроссворд”?

В переводе с английского “kross” – крест, “word” – слово. Кроссворд – игра-задача, в которой фигуру из квадратов заполняют буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.

Составителем первого кроссворда стал англичанин журналист Артур Уинн, который опубликовал его в газете “Нью-Йорк гералд” в декабре 1913 года. Почти целый век эта игра занимает умы жителей планеты. Составлением кроссвордов занимаются не только любители, но и агенства, сейчас при составлении кроссвордов широко используются компьютеры.

В России хорошо известен коллектив под руководством Олега Васильева, который профессионально занимается созданием кроссвордов.

Ведущий:

– Наш кроссворд будут разгадывать две команды. Участниками игры становятся те ребята, которые первыми ответят на вопросы блицконкурса. Все зрители делятся на болельщиков созданных команд.

За каждое правильно угаданное слово команда получает 1 балл, если команда берет помощь болельщиков – 0,5 балла. Команды разгадывают слова по очереди. Дополнительные баллы команды получают за творческие задания, а болельщики могут принести команде баллы в игре со зрителями.

Блицконкурс. “Мозаика вопросов по разным разделам науки о языке”

  • Кого из ученых, внесших вклад в развитие русского языка, вы знаете?
    Ассистенты показывают портреты ученых, называют раздел науки о языке, в который внес вклад каждый из них.
  • Название какой единственной в мире национальности является именем прилагательным? (Русский)
  • Как назывались древнейшие славянские азбуки? (Глаголица и кириллица)
  • Когда был создан первый русский букварь? (В 1634 г. Составил его патриарший дьяк Василий Бурцов. Полное название книги “Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям”)
  • Что означает слово Букварь? (Букварь значит “содержащий буквы”, суффикс –арь имеет значение “включающий в себя”)
  • Каких древнерусских букв нет в современном русском алфавите? (Ер, ерь, фита, юс и др.)
  • Кто ввел прописные и строчные буквы? (Петр Первый)
    Ассистенты дают справку “Из истории алфавита”, дополняя ответы.
  • Произнесите правильно слова на карточках: звонит, договор, квартал. ( Ударение на последнем слоге)
  • Чем отличаются глаголы во фразах: поласкать собаку, полоскать белье? (Правописанием и значением корней: поласкать – ласка, полоскать – полощет)
  • Как называются такие слова? (Омофоны)
  • Как образовалось слово колобок? (Коло – круглый)
  • Что означают выражения: “не солоно хлебавши”, “как зеницу ока”, “первая ласточка”? ( Ни с чем; тщательно; раннее проявление чего-либо)

Шуточные вопросы.

  • Какое местоимение является спортивным термином? (Ничья)
  • Какие местоимения, в одном собравшись слове, твердят чистоте рук? (Вы-мы-ты)
  • В каком слове сорок гласных? (Сорок-а)

Рекламная пауза.

Библиотекарь представляет выставку книг, занимательно рассказывающих о русском языке, приглашает в библиотеку.

Команды созданы.

Первой начинает игру та команда, которая быстрее сложит пословицу из рассыпанных слов. Даны пословицы: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”, “Грамоте учиться всегда пригодится.

В это время игра со зрителями. Кто больше назовет пословиц о языке, слове, грамоте?

Ассистенты дополняют ответы, используя сборник В.Даля “Пословицы русского народа”. Дают краткую справку о Дале.

Разгадывание кроссворда.

Все слова, которые нужно вписать в клеточки, расположены горизонтально, по вертикали определится словосочетание. Сначала разгадываются слова, пересекающие первую вертикаль, затем вторую. Начинаем сверху.

Вопросы:

1. Кто автор высказываний о русском языке?

Ассистенты выразительно читают высказывания: “ Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”

Ответ: И.С. Тургенев

2. С кого, по словам Тургенева, начинается наш литературный язык, а “нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением”?

Ответ: А.С. Пушкин

3. Как в древнерусском алфавите называлась буква м ?

Ответ: мыслете

Игра со зрителями. Кто больше назовет имен на букву м ?

Ассистенты дополняют ответы, используя “ Словарь имен”.

4. Как называется наука, изучающая и составляющая словари?

Ответ: лексикография

Рекламная пауза. Ассистенты знакомят с выставкой словарей, учащиеся одиннадцатого класса приглашают на научную конференцию “Словари в нашей жизни”.

5. Это слово пришло из готского, от него в немецком языке образовалось слово “Buch” – книга. Подсказка: в древности европейцы писали на буковых (бук – дерево) дощечках, а не на берестяных грамотах, как у нас. Что это за слово?

Ответ: буква

6. Каким словом называют и часть речи, и народный говор?

Ответ: наречие.

7. Это слово имеет состав: корень, суффикс, окончание. Им называет свой язык человек любой национальности. Какое это слово?

Ответ: родной.

8. Одним из признаков нашего родного языка являются устойчивые сочетания, которые делают речь яркой, образной. Как называются такие сочетания?

Ответ: фразеологизмы

Игра со зрителями. Кто больше назовет фразеологизмов, спрятанных на на картинке. На ней может быть изображен крестьянский двор с предметами, встречающимися во фразеологизмах: два сапога пара; считать цыплят по осени; рубить с плеча, тень на плетень, считать ворон, как с гуся вода и др.

9. Слово во множественном числе, обозначает название части речи. В стихотворении Пушкина “Пророк” это слово имеет значение “слово”, “речь”.

Ответ: глаголы.

Творческое задание игрокам: составить небольшой связный текст с одними глаголами. (Задание достаточно сложное, но учащиеся составили оригинальную записку маме, объяснение в любви.)

В это время игра со зрителями. Назови часть речи.

Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.
(Имя существительное)

Я один не живу,
Я соседу служу,
Как соседом посижу,
Какой он есть, я расскажу.
Не хотите ли позвать,
И о вас могу сказать.
(Имя прилагательное)

В науке мне, в грамматике
И слава, и почет.
Я друг и математике:
Всему я знаю счет.
(Имя числительное)

Самый “трудный” – я, друзья,
И воспитать меня нельзя,
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.
(Наречие, деепричастие, инфинитив)

10. Что, по русской пословице, является ступенькой к мудрости?

Ответ: азбука.

Ведущий:

Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку.

Русский язык – это словосочетание мы сложили по вертикали.

А теперь команды должны из пронумерованных букв сложить еще одну фразу, принадлежащую Н.В.Гоголю, которая заканчивается словами уже составленного словосочетания.

img1.gif (5176 bytes)

Команда, закончившая работу первой, читает полученную фразу: “Пред вами громада – русский язык!”. Ассистенты вывешивают плакат с этими словами.

Заканчивается вечер подведением итогов, награждением победителей и активных участников, не только игры, но и всей декады русского языка. Этот вечер можно провести и в начале декады , но нужно будет изменить некоторые вопросы, чтобы они были в пределах изучаемого материала. На таком вечере даются задания классам, учащиеся знакомятся с планом проведения декады.

Предлагаемую форму занятия можно использовать и на уроках: при обобщении материала по определенной теме, в конце четверти, в конце года, и даже на зачетах. Ребята любят составлять кроссворды, можно поручить составить кроссворд по теме для товарищей, за это будет выставлена оценка, а лучшие работы использовать и на зачете, и на уроке-кроссворде.

Использованная литература.

  1. Яшина Е. Урок-игра. 50 игровых сюжетов в помощь учителю. – Челябинск, 1993.
  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
  3. Александрова Г. Занимательный русский язык. (Серия “Нескучный учебник”). – С-Пб, 1997.
  4. Волина В.В. Веселая грамматика. – М., 1995.
  5. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. – М., 1976.
  6. Гик Е.Я. Игры со словами. – “Русский язык” – приложение к газете “Первое сентября” № 30 (102), август 1997.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21