Преподавание русского языка Русский язык в 8-м классе "Второстепенные члены предложения. Определение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1188 Галкина Наталия Викторовна, учитель русского языка и литературы Слайд 2. Учитель: Тема нашего урока сегодня: «Второстепенные члены предложения». Мы поговорим о роли второстепенных членов в предложении, вспомним сведения о ВЧП, известные вам по курсу 5–7-го классов, познакомимся с видами определений. Повторение изученного (слайд 3).
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Неверно второе утверждение. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание. Учитель: Докажите, что первое утверждение верное. Учитель: Назовите три способа подчинительной связи слов в словосочетании. Слайд 5. Учитель: Запишите только те сочетания слов, которые являются словосочетанием:
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Я выписал словосочетания: гранатовый браслет; выучу наизусть; сочиняю музыку; варенье из вишни. Примечание: одновременно с ответом ученика правильные варианты появляются на экране. У других учащихся есть возможность себя проверить. (Слайд 6) Учитель: Объясните, пожалуйста, почему сочетания слов «позвонил друг» и «перед рассветом» не являются словосочетаниями. Ученик (предполагаемый вариант ответа): «Позвонил друг» - грамматическая основа предложения, а «перед рассветом» - это существительное с предлогом. Учитель: Укажите тип подчинительной связи каждого словосочетания. Примечание: одновременно с ответом ученика правильные варианты появляются на экране телевизора. У других учащихся есть возможность себя проверить. Учитель: Докажите правильность выполнения задания. Учитель: Сегодня на уроке мы ещё будем говорить о способах подчинительной связи, а пока переходим к новой теме… Введение в тему урока (слайд 7) Учитель: Какое из предложений несёт больше информации? Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень. Ученик (предполагаемый вариант ответа): Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения. Учитель: Что такое второстепенные члены предложения? Учитель: Зачем в предложении нужны второстепенные члены? Ученик (предполагаемый вариант ответа): ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь. Слайд 8. Учитель: По наличию или отсутствию ВЧП простые предложения делятся на 2 группы. Помогите мне заполнить схему. Ученик (предполагаемый вариант ответа): По наличию или отсутствию ВЧП простые предложения делятся на 2 группы: распространённые и нераспространённые. Слайд 9. Учитель: Какие вы знаете ВЧП? Учитель: На экране вы видите схему. Запишите её в тетрадь. Сейчас мы будем с ней работать. Учащиеся переписывают схему. Учитель: Как определить вид ВЧП? Ученик (предполагаемый вариант ответа): Вид ВЧП нужно определять по вопросу. Но сначала надо найти грамматическую основу предложения. Учитель: Каковы условные обозначения ВЧП? Ученик (предполагаемый вариант ответа): Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой линией, обстоятельство – тире-точка. Слайд 10. Учитель: Что обозначают и на какие вопросы отвечают ВЧП? Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране. Все учащиеся постепенно заполняют схему по ВЧП. Слайд 11. Учитель: Мы вспомнили теорию. Давайте применять её на практике. Дано предложение: «По склонам неслись дождевые потоки». Ниже вы видите стрелочки: горизонтальная и две вертикальные. Что они обозначают? Ученик (предполагаемый вариант ответа): Горизонтальные – грамматическая основа предложения, а вертикальные – ВЧП. Учитель: Заполняем устно эту условную схему. Назовите подлежащее и сказуемое. Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора. Учитель: Назовите ВЧП. Ученик (предполагаемый вариант ответа): Потоки (какие?) дождевые – это определение, неслись (где? по чему?) по склонам – это обстоятельство места и дополнение. Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора. Учитель: Как называется второстепенный член, к которому можно задать несколько разных вопросов? Ученик (предполагаемый вариант ответа): Такой ВЧП называется многозначным. Учащиеся в течение 1-1,5 минут работают самостоятельно. Слайд 13. Учитель: Проверяем вашу схему! Примечание: схема появляется на экране телевизора. Учитель: Назовите и подчеркните многозначный ВЧП. Учитель: Назовите группу подлежащего. Учитель: Назовите группу сказуемого. Слайд 14. Учитель: Какие ВЧП распространяют подлежащее? Ученик (предполагаемый вариант ответа): Подлежащее распространяют определения. Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора. Учитель: А какие ВЧП относятся к группе сказуемого? Ученик (предполагаемый вариант ответа): Группа сказуемого – дополнение и обстоятельство. Определение только в том случае, когда оно распространяет какой-либо другой второстепенный член. Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора. Учитель: Прервёмся и подведём некоторые итоги. Что мы выяснили о ВЧП? Ученик (предполагаемый вариант ответа): Существует три вида ВЧП: дополнение, определение, обстоятельство. Чтобы правильно определить вид ВЧП, надо выделить грамматическую основу, затем от определяемого слова задать вопрос к второстепенному члену. По вопросу определить вид. Если второстепенный член отвечает одновременно на несколько вопросов, то он называется многозначным. К подлежащему относится определение, а к сказуемому – дополнение, обстоятельство. Объяснение нового материала (слайд 15). Учитель: Устно определите вид выделенных ВЧП. Плакучая ива тянула ветки к воде. (определение) Дорожки посыпали жёлтым песком. (дополнение) Утомившись в дороге, я крепко заснул. (обстоятельство) На витрине стояла хрустальная ваза. (определение) На витрине стояла ваза из хрусталя. (определение, обстоятельство) Учитель: Одинаковый ли смысл двух последних предложений? (да) Учитель: Чем же отличаются эти предложения? Ученик (предполагаемый вариант ответа): В этих предложениях есть синонимичные словосочетания: «хрустальная ваза» и «ваза из хрусталя». Слайд 16. Учитель: проанализируем эти словосочетания. Укажите способ подчинительной связи слов. Ученик (предполагаемый вариант ответа): «хрустальная ваза» - согласование; «ваза из хрусталя» - управление. Слайд 17. Учитель: В зависимости от способа связи слов в словосочетаниях, определения бывают согласованные и несогласованные. Запишите схему в тетрадь, дополните её нашими примерами-словосочетаниями. На экране появляется схема «Виды определений». Слайд 18. Учитель: Поговорим подробнее о согласованных определениях. Учитель: Сколько вопросов можно задать к согласованному определению? (один) Примечание. Постепенно на экране появляется сводная запись о согласованном определении. Слайд 19. Учитель: Рассмотрим несогласованные определения. Учитель: Сколько вопросов можно задать к несогласованному определению? (несколько) Каков тип связи слов? (управление, примыкание) Как вы думаете, чем может быть выражено такое определение? (Существительное в косвенном падеже, инфинитив глагола, местоимение, наречие, цельное словосочетание). Чаще всего несогласованное определение стоит после определяемого слова. Примечание. Постепенно на экране появляется сводная запись о несогласованном определении. Обобщение изученного. Учитель: Как же узнать вид определения? Ученик (предполагаемый вариант ответа): Надо от определяемого слова задать вопрос. Согласованное определение отвечает на один вопрос (какой? чей? который?), а несогласованное – не только на вопросы определения, но и на вопросы других ВЧП. Согласованное определение может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным. Несогласованное определение выражается другими частями речи. Закрепление изученного материала (слайд 20). Учитель: Закрепим изученное. Выполняем задание письменно. Спишите предложения, подчёркните грамматическую основу и определения, укажите вид определения. Белые ручки чужие труды любят. (Гр. основа – ручки любят; согласованные определения – белые, чужие) Она выбрала платье цвета бирюзы. (Гр. основа – она выбрала; несогласованное определение – цвета бирюзы) Встреча с друзьями состоится в субботу. (Гр. основа – встреча состоится; несогласованное определение – с друзьями) Бесконечна возможность познавать себя. (Гр. основа – возможность бесконечна; несогласованное определение – познавать) Люди с рюкзаками мешали входящим в автобус. (Гр. основа – люди мешали; согласованное определение – с рюкзаками) Украшение из серебра упаковали в красивую коробку. (Гр. основа – упаковали; согласованное определение – красивую, несогласованное – из серебра) Учитель: Переделайте устно предложения с несогласованными определениями так, чтобы появились согласованные определения. Подведение итогов урока. Учитель: Итак, давайте подведём итоги урока. - Чем мы занимались на уроке? (повторяли ВЧП, говорили о видах определения) - Что нового мы сегодня узнали? (какие бывают определения) - Зачем нужны ВЧП? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь) - Какие ВЧП вы знаете? Как их отличить? (дополнение, определение, обстоятельство; ВЧП можно отличить по вопросам, которые мы задаём от определяемого слова) Самостоятельная работа(проверка результативности урока). Приложение 2. Слайд 21. Учитель: В таком случае я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Оставьте на столах ваши вещи и перейдите к компьютерам. Перед вами тест по теме сегодняшнего урока. Не забудьте зарегистрироваться. Внимательно читайте задание. Время работы – 3 минуты. Учащиеся выполняют работу. В конце теста компьютер выставляет оценку. Некоторые учащиеся в это время выполняют работу обычным способом: на листочках (компьютеров меньше, чем учеников; кто-то психологически не готов выполнять тест на компьютере…) В конце урока – краткий анализ полученных результатов. Домашнее задание (слайд 22). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |