Преподавание русского языка
Усвоение глаголов речи
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 695
Исмагилова Зульфия Минсалиховна, учитель татарского языка и литературы Продуманное и целенаправленное обогащение словарного запаса учащихся служит предпосылкой развития их речи. Коммуникативный характер обучения языку предлагает систематизацию словаря, вычисление в учебных целях отдельных микросистем. Наиболее приемлемой формой является работа с определёнными лексикосемантичес- кими группами слов, как глаголы движения, чувств, мышления, речи и т. п. Каждый глагол речи в тексте содержит элементы нового смыслового содержания. К красну солнцу, наконец Обратился молодец. Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. Елисей, не унывая, К ветру кинулся взвывая... (А. С. Пушкин) Задание. Найдите в тексте контекстуальные синонимы, раскройте постепенное усиление в значение слов-синонимов. Далее можно дать упражнения на самостоятельный выбор глаголов речи, соответствующих содержанию реплик, и на конструирование предложений. Самое большое богатство. (Турецкая сказка) Как-то один юноша всё время жаловался на свою бедность. – Эх, как было бы хорошо, если у меня было большое богатство. Жил бы я тогда припеваючи, – вечно говорил он. Один старый каменотёс, проходя мимо его жилища, услышал слова юноши и сказал: – Чего ты жалуешься, юноша? Ведь ты владеешь большим богатством! – Я владею богатством!- сказал юноша. – Где же оно? – Твои глаза. Что бы ты хотел получить хотя бы за один глаз? – сказал старик. – Что ты? – в испуге сказал юноша. – Глаза, я не отдам ни за какие сокровища. – Хорошо, – сказал каменотес. – Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь много золота. Нет! – сказал юноша. – За золото я не отдам своих рук! – Теперь ты видишь, что ты богат,- сказал каменотес и добавил:- Поверь мне, самое большое богатство человека- это сила и здоровье. Их нельзя купить ни за какие деньги. Задание. Прочитайте текст. Замените глагол сказать более точным глаголом речи. Обоснуйте свой выбор. Воспитание любви к матери. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. – Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, -….. первая. – Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, -…..вторая. – Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,-….третья дочь. – Мне было без тебя, как пчеле без цветка, -…..четвертая. – Ты снилась мне, как розе снится капля росы, -…..пятая. – Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, -….шестая. А седьмая дочь ничего не….- Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги. (В.Сухомлинский.) Задание. Прочитайте и спишите текст, вставляя вместо точек глаголы, подходящие по смыслу. Обоснуйте свой выбор. Для работы со словами-синонимами учащимся 7-8 классов можно предложить текст индийской легенды “Восхождение” Эрнеста Сетона Томпсона. В пустыне далёкого Юго-запада затерялась индийская деревушка. Тот, кто пересекал пустыню, видел перед собой гору – высокую, до самого неба. Взойти на эту гору мог лишь сильный и выносливый, и все мальчишки в деревне мечтали об этом. Однажды вождь племени сказал: – Отправляйтесь в путь. Постарайтесь подняться на вершину горы. Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги. Мальчики направились к горе, и в сердце каждого жила надежда, что он обязательно достигнет вершины. Вскоре толстый коротышка приплёлся обратно в деревню и протянул вождю лист кактуса. Вождь усмехнулся: – Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы. Немного позже вернулся второй мальчишка и протянул вождю серебристую ветку полыни. – Ты был у подножия, - молвил вождь, - но даже не пытался начать восхождение. Третий держал в руке ветку тополя. – Неплохо, - похвалил вождь, - ты добрался до родника. Через некоторое время явился ещё один мальчик с веткой крушины. Увидев её, вождь улыбнулся и сказал: – Ты поднялся в гору до первой каменной осыпи. На исходе дня один из мальчишек принёс ветку кедра, и старик одобрительно кивнул: – Ты был на пол пути к вершине. Через час, увидев мальчика с веткой сосны, вождь похвалил его. – Ты был в третьей полосе и прошёл три четверти пути. Молодец! Солнце село, когда вернулся последний путешественник. Это был высокий, красивый, благородный мальчик. Он ничего не принёс вождю, но лицо его светилось от радости. – Отец мой, – обратился он к вождю, – где был я, не растут деревья, зато я видел сверкающее море. Лицо старика тоже засветилось от радости, и он произнёс громко и торжественно, будто слова песни: – Я понял это, когда взглянул тебе в глаза. Ты достиг вершины, тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Мой мальчик, это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии! В тексте для введения прямой речи используются глаголы собственно и несобственно речи. Как грамматическое средство связи выступают видовременные формы глагола: все глаголы со значением речи совершенного вида прошедшего времени. Все они характеризуются общей сочетаемостью с существительными в предложном, винительном и дательном падежах. Учащиеся находят предложения с прямой речью, указывают глаголы, вводящие речь (вождь сказал, усмехнулся, молвил, похвалил, улыбнулся и сказал). С помощью этих глаголов и осуществляется связь между отдельными высказываниями – репликами мальчиков и вождя. В зависимости от оценки поведения каждого мальчика подбирается соответствующий глагол. Они и выстраиваются в своеобразную линию градуальных синонимов. Такая система упражнений активизирует в речевой практике важную и необходимую лексико-семантическую группу глаголов.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|