Преподавание русского языка Тема урока "Тире в бессоюзном сложном предложении" (9-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4428 Жиенали Жаксыгуль Жумагаликызы, учитель русского языка Цели. Образовательные
Воспитательные - воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию. Развивающие - развитие речи и позновательного интереса учащихся. Тип урока: урок объяснения нового материала. Метод урока:объяснительный. Вид урока: урок-беседа. Наглядность: опорные схемы, текст Ход урока І. Организационный момент урока. ІІ. Подготовка к восприятию новой темы. “О трех золотых куклах” Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет. И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец. Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее. Тогда юноша сказал: - Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе. (Из индийского фольклора) 1. Работа по тексту “О трех золотых куклах”. а) выразительное чтение текста учащимися; б) беседа путем ответов на вопросы: 2. Какой подарок и с какой просьбой получил султан? 3. Прочитайте его наказ придворным. 4. Кто и как разгадал тайну подарка? 5. Прочитайте объяснение юноши. 6. Какие качества людей символизируют эти куклы? 7. Какое из качеств вы цените в человеке? 8. Какова главная мысль текста? (“Уметь держать язык за зубами-признак культуры человека”) 9. Синтаксический разбор предложений: А) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Б) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная. В) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол. Г) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение. Д) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами. 10. Знаки препинания при БСП.
ІІІ. Объяснение новой темы. 1. Тире в простых предложениях. А) Держать язык за зубами – очень жизненный фразеологизм. (Между подлежащим и сказуемым) Б) Ни дерево, ни вода - ничто не шелохнется. (Перед обобщающим словом после однородного члена предложения) В) Одежда очищается от стирки, душа – от задушевной беседы. (В неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения) 2. Тире в бессоюзных сложных предложениях. А) Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли. Б) Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет В) Ласково заговоришь – змея из норы выползет. Г) Дети стали большими – им надо серьезно учиться. Д) Ученый без трудов – дерево без плодов.
ІV. Закрепление темы. 1. Практическая работа. - Объяснить случай постановки тире в БСП. - Заменить БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
2. Графический тест. Знаки препинания при БСП.
V. Подведение итога урока в форме диалога с классом. - Какую тему рассмотрели сегодня? - В каких случаях в БСП ставится тире? - Чем можно заменить БСП? VI. Домашнее задание. Выписать из художественной литературы и материалов прессы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП. VIІ. Оценка деятельности учащихся. VIІІ. Заключительное слово учителя о пользе знаков препинания. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |