Преподавание литературы Урок литературы по стихотворению Н.Заболоцкого "Журавли": "Спешите делать добрые дела!". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1483 Гуляева Виктория Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Цели: общие – познакомить учащихся с произведением Н.Заболоцкого “Журавли”; побудить учеников к размышлению о непреходящих ценностях, о воле к борьбе, стойкости, об утверждении силы духа, любви к жизни, к природе, о деятельной доброте; подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру; частные – продолжать работу по развитию и формированию навыков анализа поэтического текста; познакомить учащихся с новым литературным термином (аллитерация). Эпиграф к уроку: Чтоб себя и мир спасти, Василий Фёдоров Оформление:
Ход урокаI. Вступление.
Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста, в одном деле: необходимо объявить вам тему урока, а я не могу собрать слоги в осмысленную фразу (на доске вразброс прикреплены листочки со слогами: спе-ши–те де-лать доб-ры-е де-ла) Спасибо, ребята, вы молодцы, справились быстро и мне помогли. Теперь мы знаем тему урока и можем записать её в свои тетради. А эпиграфом к уроку возьмём слова поэта Василия Фёдорова. Будем говорить сегодня о добрых делах, о природе, о любви к природе на примере стихотворения Николая Заболоцкого “Журавли”. Поразмышляем вместе с поэтом о духовных ценностях, о воли к борьбе, об утверждении силы духа, о любви к жизни. II. Биографическая справка о поэте Н.Заболоцком.Николай Заболоцкий родился в деревне Красная Горка в 1903 г. Из автобиографии: “Здесь я окончил 3 класса начальной школы, вдоволь наслушался соловьёв, насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира…” В творчестве Заболоцкого проблема взаимоотношений человека и природы – одна из важнейших тем. Он умел тонко передать одухотворённость природы, показать гармонию человека с ней. Правда, когда появились стихи Заболоцкого, его критиковали: “Нелепо! Разве это стихи? Разве можно сказать: “Тут природа вся валялась в страшно диком беспорядке”? А почему же нельзя?.. Но Заболоцкому пришлось ещё более страшное испытание перенести – в 1938 г. его несправедливо осудили и лишили свободы. Пройдя через кошмар сталинских лагерей, поэт остался убеждён, что человек в любых условиях должен оставаться человеком. III. Чтение стихотворения “Журавли”IV. Анализ стихотворения.1) Вообразите картину, нарисованную в первой и второй строфах. Какие эпитеты вы могли бы назвать? Запишите в тетради эпитеты. (начальная интонация – величавое спокойствие. Это повествование, но о чём-то значительном. Об этом говорят чистые цвета – голубой и серебряный. замедленный темп, плавность) 2) Какое чувство вызывает эта картина? (Красоты, великолепия, любования сильными, прекрасными птицами) 3) В третьей строфе происходит перелом, появляется “чёрное зияющее дуло” – воплощение смерти. Внезапность удара, стремительность, резкость, неожиданность. Почему поэт сказал не “журавль” или “вожак”, а “частица дивного величия”? (Нарушена гармония, расколота великолепная картина – “дивное величие”, частица этого великолепия обрушивается сверху на нас) 4) Как называется приём, построенный на контрасте, противопоставлении? (Антитеза: начало спокойное, величавое – вдруг резкий перелом, внезапность, жёсткость) 5) В четвёртой строфе меняется ритм: строки жёстче, исчезает плавность и лёгкость, ощущение величия, света, простора, свободы. “Два крыла, как два огромных горя”, “и рыданью горестному вторя”… Повторяются согласные звуки “р”, что усиливает ощущение тревоги, опасности, трагедии. Выделяется главное слово – горе, его звучание поддерживается другими словами. Звуковые повторы нужны здесь для того, чтобы усилить эмоциональное начало. Этот приём называется аллитерацией. 6) После этой эмоциональной кульминации идут две строфы, в которых сконцентрировано философское значение образов стихотворения. Смерть унесла “частицу дивного величия”, но вечны “гордый дух, высокое стремленье, воля непокорная к борьбе”. Это уже не просто журавли, речь идёт о смене поколений, о вечности красоты и величии духа. 7) А последние две строфы вновь говорят о торжестве жизни и говорят не только значением слов, но и их звучанием: “заря над ним образовала золотого зарева пятно”. С гибелью вожака не остановилась жизнь, он сильнее смерти. Но к этому выводу мы приходим, пережив острую горечь утраты. 8) Рассмотрите репродукцию картины А.Рылеева “В голубом просторе”. Можно ли её назвать иллюстрацией к стихотворению Заболоцкого? V. Беседа по содержанию стихотворения.1.Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений, озёра, степи, луга, моря…. Ни у одного животного на земном шаре не запрограммировано предварительной боязни или ненависти по отношению к человеку. И только сам человек своим безобразным, жестоким и безрассудным поведением отвратил от себя и озлобил птиц и зверей земли… Есть наука, занимающаяся проблемами охраны природы – экология: “экос” – дом, жилище; “логос” – учение. (Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой) 2. Красная Книга. Для чего создана Красная Книга? (растения и животные находятся под охраной, у них есть гарантия, что их исчезновение не будет допущено) Почему её назвали Красной? ( красный цвет – цвет запрета, предупреждения, опасности) Журавли внесены в “Красную Книгу” как очень редкий, исчезающий вид. У нас в Бурятии можно встретить такие виды, как даурский журавль, чёрный журавль, красавка. Встречи с одиночными птицами и стайками из 2-3 птиц очень редки. VI. Давайте послушаем песню в исполнении Вахтанга Кикабидзе “Подбитая птица”.А задание вам, ребята, такое: попытайтесь во время прослушивания выписать из текста песни те слова, которые могли бы стать своеобразным призывом, пожеланием для всех нас. (“Пусть хорошее будет, пусть плохое пройдёт!” Вывод: О чём мы сегодня с вами говорили, размышляли на уроке? Что узнали? Домашнее задание: – подготовить выразительное чтение стихотворения; Оценивание.Творческое задание.Таких птиц, как журавли, нужно беречь и охранять. И так, наверное, хочется, чтобы герой стихотворения Заболоцкого не погиб, а каким-то образом выжил, спасся, как и герой из песни. Давайте помечтаем. Перед вами иллюстрации с изображением журавля. Представим, что наш журавль не погиб, ему помогли выжить люди (не те, что стреляли – другие). Составьте 4-5 предложений по этой иллюстрации. Зачитать 3-4 работы, оценить.
Спасибо за урок. Всего вам хорошего! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |