Преподавание русского языка Словосочетание как синтактическая единица. 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1278 Антонова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы Блок уроков “Словосочетание как синтаксическая единица” относится к начальному этапу повторения раздела “Синтаксис и пунктуация” по курсу русского языка в 11 классе (по учебнику Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.). Уроки проводятся с использованием интерактивной доски. К оборудованию можно отнести также справочники, словари, энциклопедии. Цель блока: повторение синтаксических единиц, терминов; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний в рамках подготовки к ЕГЭ. Урок 9/1Планы-конспекты уроковI. Актуализация имеющихся знаний по теме. 1) Прочитать слова (выведенные на интерактивную доску) правильно, расставив ударение (с помощью электронного маркера) /Случай, удобнее, начать, позвонили, алфавит, бряцать, вчистую, ободрить, аналог, щавель, рассредоточение, разомкнутый, тренировать, экскурс, уведомить, призыв, первенство, приданое, пингвин, баловать, блокировать/ 2) Упр. 533 (стр. 386) пунктуационный разбор (схемы подробные) – 6 предложений. (Индивидуально, 2 человека) II. Синтаксическая пятиминутка. *Записать только характеристику предложений по структуре: 1) Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории. (СПП с придат.опред.) 2) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. (ССП, 2 осл. дееприч. оборотом.) 3) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном и том же чувстве. (СПП с придат. изъясн.) 4) Если надо родиться поэтом, то надо родиться и народным, чтобы выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников. (СПП с придат. 1 усл., 2 цели) 5) Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костер (СБП со значением перечисления) 6) И моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным… (простое с обобщ. словом). *Укажите свойства знаков препинания (многофункциональные – многозначные и дифференцирующие). Приведите примеры. *Какой документ регламентирует постановку знаков препинания? *Назовите принципы русской пунктуации. III. Изучение нового материала. 1. Анализ примеров (выведенных на интерактивную доску из отдельных слов). - Из предложения выписать все возможные словосочетания. Разобрать их. Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу. 2. Работа с учебником, стр. 240-241 по вопросам: - Что же такое словосочетание? - По слитности компонентов какие выделяются словосочетания? - По структуре? - По главному слову? 3. Работа с текстом (по индивидуальным листам и карточкам). - Прочитать текст. Какова тема, основная мысль? Объяснить знаки препинания. - Из предложений текста выписываем словосочетания, разбираем их. /Пример: Часа три назад, когда я в ожидании парохода укладывался спать на берегу, вода была далеко, за старой лодкой, лежащей на берегу вверх днищем. Теперь ее уже взмывало и покачивало приливом. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей ширине и приплёскивала почти к самым моим ногам. Река, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и бежали дальше. По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водой, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и вётлы. За ними темные ели рисовались зубчатою чертой, далее высились величавые сосны. (По В. Короленко.)/ IV. Подведение итогов урока, проверка уровня усвоенности темы, устно; пояснение домашнего задания (Упр. 358). Урок 10 /2I. Проверка домашнего задания (устно, фронтально). - Назовите глагольные словосочетания? Именные? Наречные? II. Повторение (с использованием интерактивной доски, фрагментов ЕГЭ). Прочитайте текст. Выполните задания. (1) Спят все животные, ничего удивительного в этом нет. (2) Но у дельфинов всё необычно, а сон — особенно. (3) Может быть, дельфины вообще не спят? (4) Это маловероятно, поскольку ни у кого нет сомнений в том, что спят все млекопи-тающие. (5) Наверное, дельфины спят небольшими урывками, а при каждом вздохе пробуждаются на несколько секунд, чтобы всплыть к поверхности воды. 1. Укажите место, которое должна занимать выпущенная из текста фраза: /Неясность давала простор несметному количеству гипотез/ а) между 1 и 2; б) между 2 и 3; в) между 3 и 4; г) между 4 и 5. 2. К какой части речи относится выделенное слово в предложении 2? 3. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении 4? 4. Из предложения 4 выпишите слово, которое относится к той же части речи, что и слово что в этом предложении. 5. В каком словосочетании в качестве зависимого выступает неизменяемое слово: а) небольшими урывками; б) несколько секунд; в) всплыть к поверхности; г) вообще не спят. III. Изучение нового материала. 1. Работа с учебником, стр. 241-243 по вопросам и заданиям к параграфу. 2. Упр. 359. (устно). 4. Работа с текстом на интерактивной доске: выписать словосочетания с типом связи управление(5), примыкание (3), согласование(5), подчеркнуть маркером, разобрать, выделить цветом… /На вырубке белели доски, свежие бревна и срубы, а в нескольких саженях от них торчали из воды верхушки затонувших мостков. И весь этот мирный пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плескались шаловливые струи, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены. И мне казалось, что когда-то я уже видел все это: реку с кудрявыми берегами, и простую сельскую церковь над кручей, и шалаш. (По В. Короленко)/ IV. Подведение итогов урока (устно); пояснение домашнего задания. Упр. 360 (указать тип связи в полученных словосочетаниях). Подготовиться к проверочной работе на тему: “Тип связи в словосочетаниях”. Урок 11/3I. Проверка домашнего задания (и на обычной, и на интерактивной доске). 1. Из предложения выписать словосочетания все, разобрать их. 1-й вариант: Мальчик читал с неохотой, но очень любил слушать рассказы отца, который, побывав на войне, не утратил ни бодрости духа, ни веры в красоту жизни, он любил рассказывать и не тяготился жадным любопытством своего сына. 2-й вариант: Когда стало светать, мы тотчас отправились в путь, чтобы не мешкая дойти до отмеченного на карте пункта, где нас ожидал опытный проводник. 2. Определите тип связи в словосочетаниях (на интерактивной доске). 1) Пришёл извиниться; 2) оловянные солдатики; 3) в густеющем мраке; 4) прекрасно образован; 5) опубликовал роман; 6) рядом с домом; 7) договорить насчёт поездки; 8) вышел молча; 9) ждать гостей; 10) упершись руками; 11) оберегаемый жителями; 12) свято хранимый; 13) написать письмо. II. Закрепление, систематизация знаний по блоку уроков. 1. Упр. 362. (по заданиям учебника). 2. Проверочная работа (на интерактивной доске выделение цветом). 1. В каком словосочетании выделенное слово не является главным: а) в ученических работах; б) материал для романа; в) снизили себестоимость; г) читая предложение. 2. Укажите словосочетание со связью “согласование”: а) несколько книг; б) веселые песни; в) ярко светит; г) не считаясь с трудностями. 3. В каком ряду у всех словосочетаний один тип связи: а) каждому человеку машущий руками; б) стихи Пушкина, построили дом; в) говорить смеясь, не глядя по сторонам; г) посаженные деревья, хорошо подготовленный. 4. В каком словосочетании допущена ошибка в выборе формы управления: а) тревожиться за близких; б) уверенность в победу; в) поразиться известию; г) размышлять о будущем. 5. Изданного предложения выпишите словосочетание (-я) со связью “примыкание”. /Цель жизни тогда становится путеводной звездой для человека, когда постоянно отодвигается/ III. Подведение итогов изучения темы по блоку уроков. Домашнее задание: упр. 364 (разобрать словосочетания по плану). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |