Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-размышление над книгой Джеймса Крюса "Тим Талер, или Проданный смех"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-размышление над книгой Джеймса Крюса "Тим Талер, или Проданный смех"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1214

Корниенко Надежда Алексеевна, методист

Задачи:

  1. Обучить анализу литературного произведения. Формировать навыки вдумчивого чтения.
  2. Развивать монологическую речь учащихся. Повысить интерес к изучаемому предмету. Дать первоначальное представление об экономических терминах: акция, реклама, договор (сделка), ассигнация.
  3. Воспитывать чувства товарищества, доброту, отзывчивость.

Методы:

  1. Инсценирование.
  2. Интервью.
  3. Монологическое высказывание.
  4. .Дискуссия.

Оформление:1 Выставка книг (“Сказки братьев Гримм”, М. Булгаков “Мастер и Маргарита”, В. Гете “Фауст”, А. Пушкин “Сцена из Фауста ”). 2. Иллюстрации учеников. 3. Пословицы и поговорки о добре и зле. 4. Афоризмы из произведения Д. Крюса.

Человеку нужен смех, как цветку солнечный свет.
Д. Крюс

Ход урока

I. Слово учителя.

“Книги имеют свою судьбу, смотря по тому, как их принимает читатель”, - эти слова принадлежат римскому грамматику Теренциану Мавру (III в. н. э). Я думаю, у книги Д. Крюса счастливая судьба: она нашла своего читателя не только в Германии, но и в других странах. Белорусские кинематографисты сняли художественный фильм по этому произведению. Она заинтересовала нас. Содержание этой повести привлекает читателей разного возраста, наводит на размышления. Сегодня на уроке мы поделимся впечатлениями о прочитанной книге, вместе с героями окажемся в мире, где идет постоянное противоборство добра со злом, в мире, где порой трудно оставаться самим собой. Сегодня же вы познакомитесь с некоторыми экономическими терминами, хотя экономику будете изучать в 9 классе.

Эпиграфом к нашему уроку взяты слова Д. Крюса “Человеку нужен смех, как цветку солнечный свет”. Как вы понимаете эти слова?

(Цветку нужен свет, чтобы он жил, значит, и человек, пока смеется, живет).

- А что такое смех? Что об этом говорит В. Даль? (Хохот, невольное гласное проявление в человеке чувства веселости, взрыв веселого расположения духа).

Немецкий писатель Джеймс Крюс известен не только в Германии, но и в других странах.

Его увлекательные повести и веселые стихи переведены на многие языки мира.

Почему же автор обратился к данной теме? Автор всегда интересовался народными сказками и легендами, где черт, разгуливающий в клетчатом, довольно часто покупал человеческие свойства. В старой-престарой истории о докторе Фаусте, который хотел познать все на свете, рассказывается, как он продал черту душу, значит, он стал “бездушным”, потерял способность любить, удивляться, радоваться жизни. Позже об этом герое немецкого фольклора расскажет Гете в трагедии “Фауст”. (Обращение к выставке книг). Привлечет этот герой и русских классиков, например, А.С. Пушкина. В другой истории, которую написал Шамиссо, рассказывается, как бедный студент продал черту свою тень и из-за этого потерпел немало несчастий. А Тим Талер продал свой смех.

По словам писателя, “променял настоящее богатство на фальшивое – счастье на роскошь и пожертвовал свободой, которую дарит нам смех”.

Обратим внимание на название книги. Почему здесь стоит запятая, хотя по правилам пунктуации она здесь не нужна?

(Союз “или” разделительный. Автор противопоставляет. С одной стороны, оставаться самим собой Тимом Талером, или, потеряв внутреннюю свободу, постепенно превратиться в человека сурового, безрадостного. Недаром здесь определение “Проданный смех” пишется с большой буквы).

В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: “Прав ли Тим Талер? Как бы вы поступили на его месте?” А для того чтоб ответить, нам нужно поближе познакомиться с героем. У нас в гостях шестнадцатилетний юноша. Несмотря на возраст, ему пришлось уже многое пережить. Тим Талер готов ответить на ваши вопросы. (Ученик, выступающий в роли Тима Талера, отвечает на вопросы одноклассников).

II. Вопросы:

1.Скажи, Тим, в каком городе ты родился?

Я родился в большом городе Гамбурге, где множество широких улиц и, конечно же, переулков. Вот в одном из таких переулков прошло мое детство. Иностранные туристы, оказавшись в таком переулке, восклицают: “Как живописно! Какая идиллия! Какая романтика!”. Но это всего лишь видимость. В этом вы можете убедиться сами.

(Чтение описания переулка из повести).

2. Что, Тим, ты можешь рассказать о своем детстве?

Мне было три года, когда умерла моя веселая, круглолицая мама. Отец нанялся подсобным рабочим на стройку, хорошо, что хоть такую работу нашел. Вскоре у меня появилась худощавая мачеха, похожая на мышь, да еще младший сводный брат, наглый, избалованный. Я часто заразительно смеялся, когда играл “в пароход” из табуреток, за что получал от мачехи шлепки и колотушки. Не складывались мои отношения и с братом. Скоро я почти разучился смеяться, лишь иногда, когда отец мой был дома, звучал мой тоненький, заливистый смех. Отец мой был очень занят, но когда у него появлялось свободное время, мы шли гулять и всякий раз оказывались на ипподроме.

3. Тим, что тебе запомнилось на ипподроме? Бывали ли случаи, когда твой отец выигрывал?

Да, отец мечтал выиграть целую кучу денег, чтобы перебраться из этого убогого квартала в светлую квартиру. Но почти всякий раз он проигрывал, а если и выигрывал, то этих денег хватало ему на кружку пива, а мне на кулек леденцов. Запомнилось мне, что в такие дни обратно мы не пешком шли, а ехали на трамвае. Но больше всего мне нравилось то, что отец был рядом со мной.

4. А как ты учился, Тим?

Вообще я любил школу. Мне нравилось общаться с друзьями. Но учился я плохо, не из-за того, что не было способностей (меня даже называли “светлая голова”), а потому что дома не было условий готовить уроки: мешал брат, не ладил с мачехой. Но мне так хотелось “жить в дружбе и добром согласии со всем миром”. Постепенно пришел к выводу, что жизнь непонятна, а все взрослые, за исключением отца, несправедливы.

5. Тим, как сложилась твоя жизнь после смерти отца?

Отец мой погиб на стройке, я не мог этому поверить. Когда на кладбище мачеха дала мне пощечину за то, что я не почистил её туфли, я понял, как одинок. Заплакав от обиды, ушел, куда глаза глядят. Случайно я оказался около того дома, где мы жили, когда жива была мама. Из окна выглядывала чужая девочка с большой куклой в руках. Тогда я подумал: если бы у меня было очень много денег, я снял бы большую квартиру, давал бы Эрвину деньги на карманные расходы, а мачеха могла бы покупать себе все, что захочет. Но это были только мечты, и я это знал”.

Учитель: Подумайте, какая черта характера свойственна Тиму, если он даже в минуты обиды был занят заботами не о себе, а о мачехе и сводном брате? (Доброта).

Но нет ли здесь противоречий, ведь его имя, по выражению одного из героев, (кстати, кто о нем так сказал?) звучит как звон монеты. Талер – “золотой”. “Золотой Тим”?

( Так назвал его Риккерт. “ Золотой человек” – так говорят о добродушном, открытом человеке).

И этому мальчику пришлось вступить в борьбу с коварным человеком в “клетчатом” - бароном Тречем.

6. Кто такой борон Треч?

Рассказ ученика. Это известный предприниматель, состояние которого составляет несколько миллиардов долларов. У него есть предприятия в разных странах мира. Пароходство в Гамбурге, которым заведовал господин Рикерт, тоже принадлежало барону. Этот хитрый, изворотливый человек мог менять свой внешний вид, как хамелеон. Он не имел способности улыбаться, поэтому его губы были всегда поджаты. Барон был из тех людей, которые никогда не отдаются с веселой беззаботностью своим чувствам. “У него отсутствовал талант быть счастливым. Он умел все объяснять и разлагать на части, даже свои собственные чувства”,- так говорит о бароне писатель.

Учитель: Зачем барону Тречу нужен был смех Тима Талера? (Чтобы обрести власть над сердцами и душами других. У Тима, по словам барона, смех был “закаленным”, так как пронесен через зло и невзгоды).

  • Почему Тим поверил этому человеку? (У него были ласковые карие глаза).
  • Какая черта характера мальчика проявляется здесь? (Доверчивость. Он еще не знает, что у барона чужие глаза).
  • Подумайте, почему барон Треч допустил две неудачи с выигрышем Тима, прежде чем предложить ему сделку? (Хотел возбудить азарт к игре).
  • Найдите в тексте ответ на вопрос: “Почему Тим соглашается заключить сделку с бароном Тречем”?

Перед вами иллюстрация художника Мочалова. Как можно ее озаглавить? Вспомним эпизод: “Заключение контракта”. Обратите внимание на текст контракта, на экономические термины.

Инсценирование. “Заключение контракта между бароном Тречем и Тимом Талером”.

Какие экономические термины встретились вам? Запишите их в тетрадь, запомните, как они пишутся и их толкование. (Контракт, Ассигнация).

Как вы думаете, все ли честно было при заключении сделки? (У сделки есть две стороны: коммерческая и нравственная. С коммерческой стороны все правильно, что касается нравственной, конечно, нет. Барон сыграл на бедности мальчика, который даже не представлял, чем все это может закончиться).

Учитель:

- Каково было желание Тима после удачного выигрыша, когда “карманы его были набиты ассигнациями”? Как его это характеризует? (Хотел помириться со всеми, но самое большое желание Тима – поставить на могиле отца мраморную плиту).

- Так думал Тим, а что деньги сделали с мачехой и Эрвином? Обратимся к тексту и найдем ответ. (Гл. 7).

- Что делают деньги с человеком? (Человек становится черствым, холодным, равнодушным к судьбам других людей).

- Как вы думаете, если б мачеха не заставляла Тима продолжать играть на ипподроме, пошел бы он сам? (Конечно, нет. У него не было никакого интереса к деньгам. Он хотел уйти в плаванье).

- Одна из глав называется “Бедный богач”. Как вы понимаете смысл этого словосочетания? (Тим был богат материально, но утратил внутреннюю свободу, потерял друзей, способность радоваться, поэтому считал себя бедным и несчастным). Найдите доказательства в тексте. (Гл. 7).

- Почему Тим решил уйти из дома? (Во что бы то ни стало вернуть смех).

Итак, наш герой отправляется на поиски собственного смеха. Начинается новая страница в его жизни, которую условно можно назвать “Мир не без добрых людей”.

7. - Как вы понимаете эти слова? (В жизни Тима появятся добрые люди, которые помогут ему вернуть смех. Они сами догадаются, что Тим Талер заключил с бароном сделку. Ведь по условиям контракта мальчик не должен был рассказывать никому об этом).

Вы получили задание по группам, чтобы подготовить характеристики героев. Одним из первых, кто встретился на пути Тима и проявил участие в его судьбе, был господин Рикерт. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Рассказ ребят о господине Рикерте).

Впервые с господином Рикертом мы встречаемся в трамвайном вагоне, в котором Тим ехал на вокзал.

Это пожилой человек, кругленький, небольшого роста, с веселым лицом, немного похожий на добродушного мопса.

Христиан Рикерт возглавлял пароходство в Гамбурге, которое принадлежало барону Тречу. Жил он со своей матерью, милой, приветливой старушкой. Дом, в котором они жили, стоял на шоссе, проходившем вдоль берега Эльбы. Автор сравнивает этот дом с облаком – таким он был белым. И даже каменные львы, охранявшие вход в дом, были весьма мирные и благодушные.

К этому человеку Тим проникся сразу симпатией. Приятное отношение к нему возникает и у нас, читателей. Тем более, что мы начинаем понимать, что Рикерт, по всей вероятности, догадался: с мальчиком происходит что-то неладное. Этот господин помогает Тиму в трудную минуту, а значит, он неравнодушен к судьбам других людей. Он устраивает мальчика на пароход “Дельфин” стюардом. Все необходимое купил тоже господин Рикерт (форму и новенький матросский рюкзак). Этот человек не знал истинной причины грусти мальчика, но постоянно его подбадривал: “Выше голову, малыш! Ты наверняка будешь снова смеяться!”. Именно с такими словами он провожает Тима в плавание. Рикерт думал, что расставание будет недолгим, но оно длилось не один год. В течение этих лет Тим Талер постоянно думал о господине Рикерте, они пытались поддерживать отношения при помощи телефонных звонков и переписки, хотя барон Треч усиленно этому мешал. Благодаря встрече с Рикертом Тим еще больше уверился в том, что нужно оставаться самим собой, а для этого нужно было вернуть свой смех.

- Найдите в тексте ответ на вопрос: Какие перемены произошли в сознании Тима после встречи с господином Рикертом и его матерью? (Тому, кто продал смех, трудно быть счастливым).

8. Мы сейчас увидим сцену из кукольного спектакля. Подумайте, с какой целью автор вводит в повествование пролог из сказки “Гусь, гусь – приклеюсь, как возьмусь”?

(Инсценирование).

Какое решение принимает Тим после спектакля? (Во что бы то ни стало вернуть смех).

- Какая черта характера проявляется у мальчика? (Решительность)

- Кто написал сказку “Гусь, гусь – приклеюсь, как возьмусь”? (Братья Гримм). Обратимся к выставке книг.

- Что символизирует бокал, наполненный до краев? (Жизнь, полноценную жизнь).

- Почему Тим Талер так не хотел, чтобы принцесса рассмеялась? (“Принцесса стала ему словно сестрой”, он хотел, чтобы был еще человек, пусть герой сказки, но такой же, как он ).

У Тима снова и снова в ушах звучат последние строчки пролога: “Так человек природой награжден, // Когда смешно, смеяться должен он”. Отправляясь в плавание в поисках барона Треча, Тим встречает Джонни. Этому герою повести Д. Крюс отводит немалое место. Именно он поможет Тиму в борьбе со злодействами барона Треча. Вторая группа расскажет нам об этом герое.

(Рассказ о Джонни).

Д. Крюс рисует этого героя большим, сильным, он называет его “великаном из Гамбурга”.

Когда Тиму было страшно, Джонни успокоил мальчика: “В теплой штурвальной рубке, поблизости от добродушного Джонни, Тиму и в самом деле стало казаться, что все просто ему померещилось”. Именно этот герой высмеивает барона, это доставляет удовольствие Тиму: “Ему стало вдруг так спокойно оттого, что хоть один человек на свете осмелился высмеивать барона и потешаться над ним”. “Старайся потешаться над этой старой обезьяной. Такого этот человек просто не переносит”,- говорит Джонни о бароне Трече.

Речь этого героя выразительна, эмоциональна. Хотя он беден, но счастлив. У него есть внутренняя свобода, о которой рулевой говорит так: “Внутренняя свобода, малыш, покупается совсем другим богатством - смехом”. А потом произносит пословицу, которая будет сопровождать в дальнейшем Тима и станет ему своего рода “талисманом”: “Кто смеется, тот спасен”.

Чтобы хоть как-то успокоить мальчика, Джонни заключает с ним пари о летающем трамвае и о том, что Тим будет самым богатым человеком на свете. Сам рулевой и не подозревал, что Талер выиграет пари.

Учитель: Тим Талер надеялся на то, что пари будет проиграно, а смех вернется к нему. Но теперь он действительно стал самым богатым человеком в мире. Обрадовался ли этому мальчик? (Нет, Тим понимал, что “он самый богатый человек на земле, беднее всех людей”).

9. Находясь в обществе барона Треча, Талер не хочет мириться с образом жизни, который тот ведет. Он постоянно занят мыслью: как вернуть свой смех. Не радует его богатство, которым он теперь владеет. Чтобы вернуть внутреннюю свободу, мальчику приходится разыгрывать послушание и поклонение перед коварным бароном. Противник его умен. Автор говорит не только о недостатках барона, но и о достоинствах. Барон Треч в совершенстве владеет иностранными языками, обладает утонченным вкусом, разбирается в живописи. Тим Талер вместе с бароном посещает картинные галереи.

Что увидел Тим при выходе из музея? Как он повел себя?

- Как его характеризует этот поступок? Найдите ответ в тексте. (Гл. 20).

Учитель:

Тим Талер снова отправляется в путешествие с бароном. На этот раз ему хотелось побывать в Месопотамии и увидеть главную резиденцию Треча. Но мальчик мечтает снова вернуться в Грецию. Красота этой страны поразила мальчика.

- А почему барон любил Грецию? Найдите ответ в тексте. (“В Греции, господин Талер, ничему так не удивляются, как богатству, потому что страна эта очень бедна. Для таких, как мы, Греция прямо рай… Здесь богатству оказывают королевские почести”).

Учитель: Барон Треч любит власть, любит, когда люди перед ним пресмыкаются, потому что он богат. Поэтому ему нужно было больше денег. Как он их зарабатывал? Об этом пойдет наш разговор. Мы с вами попадаем в мир деловых людей.

10. Конкуренция на масляном рынке. Как вы понимаете слово “конкуренция”? (Соперничество).

- Почему барон терпит убытки? Найдите ответ в тексте и зачитайте. (Гл.21).

Здесь, в мире деловых людей мальчик встречает Селек Бая. Этот человек сразу понравился Тиму. Почему? (Потому что не был похож на других предпринимателей).

- Группа третья расскажет нам о нем.

Селек Бай. Он появляется перед читателями в тот момент, когда Тим Талер прибывает вместе с бароном в Месопотамию. Это араб, “самый крупный коммерсант среди солнцепоклонников и их глава”. Селек Бай, по мнению Тима, был странно одет: рубашка-жилет, пиджак и что-то вроде длинного халата.

Это добродушный, чуткий человек. Он догадывается о том, что Тим – это “странная тайна барона”, пытается принять участие в судьбе мальчика, но ему это удается не сразу.

Селек Бай понимает, что дела, которыми занимается барон, нечестные, но скрывает это, потому что помогает своим соотечественникам. Тиму Талеру он признается, почему оказался в этом деле соучастником. (Зачитать из 24 главы).

Именно Селек Бай сообщает господину Рикерту о приезде Тима на родину, а друзья найдут способ помочь в возвращении смеха мальчику.

Учитель: Можно ли считать барона Треча честным предпринимателем? Что это за история с точильщиками? (Гл.23.)

- Как вы понимаете, что значит определение “сортовой маргарин”?

- Зачем была нужна реклама? Как вы понимаете значение этого слова? (Запись в тетрадях).

- К каким уловкам прибегает барон, чтобы снять рекламу? (Барон дал Талеру на время смех).

- Как ведет себя Тим? Как его это характеризует? (Вновь проявляет решительность, хочет бежать от барона, но попадает в лабиринт).

Еще один представитель делового мира Синьор Ван дер Толен. Это уже совсем другой человек, не такой, как Селек Бай. Назовите деталь его портрета. (Рот был похож на пасть акулы). Подумайте, почему именно на этой детали автор заостряет внимание? (Как акула, готов заглотить все на своем пути, чтобы разбогатеть).

Вспомним эпизод, когда Синьор Ван дер Толен предлагает Тиму заключить сделку. Вы познакомитесь с новым экономическим термином “акция”. Каково лексическое значение этого слова? (Запись в тетрадях).

Подумайте, почему Синьор так спешит?

(Инсценирование).

- Почему же Синьор Ван дер Толен так спешит?

- Согласился ли Тим продать акции? Как его это характеризует?

Характер Тима становится тверже, он уже может ответить барону несогласием. Например, тогда, когда барон показывает свое отношение к людям. Убедимся в зтом, обратившись к тексту(гл.16).

Среди тех людей, кто служит барону, немало хитрых и коварных. Кого вы можете назвать? (Синьор Грандици – Бегемот). Так называет его барон. Возможно, вы уже читали роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, если нет, то прочитайте обязательно и тогда узнаете, что у Булгакова действуют в романе тоже сатана (Воланд) и его свита. Есть и Бегемот, и человек, разгуливающий в клетчатом (Коровьев)… Но у этих героев будет своя миссия, своя жизнь. Мы же снова возвращаемся в мир Тима Талера, где он учился сопротивляться злым силам.

Найдите в повести эпизод, когда барон рассказывает мальчику о людях, заключивших контракт с чертом. (Глава 16). Подумайте, почему барон Треч рассказывает об этом?

(Оказывается, многие стремились разбогатеть, заключив сделку с чертом. Тим не единственный.)

Но в отличие от других людей, заключив сделку с чертом, Тим Талер не перестает думать о том, как вернуть смех. Ничто его не отвлекает от этой мысли: ни богатство, ни кругосветное путешествие. Он видел весь мир. И что он везде слышал? (Смех всего мира).

Тим не изменился, он может отличать добро от зла, а вот барон, несмотря на то, что “пользовался” смехом мальчика, по словам автора, “не отличал добро от зла, для этого ему не хватало какого-то органа чувств ”. Какого? (Сердца, души).

- Как вы думаете, почему господин Рикерт, Крешемир, Джонни, Селек Бай приняли участие в судьбе Тима? (Они не были равнодушными к судьбам других людей).

- Какое пари помогают товарищи заключить Тиму, чтобы он проиграл? (Спорит с Крешемиром, что никогда не сможет вернуть свой смех).

- Что оказалось сильнее: богатство барона или бескорыстная дружба?

- Как вы думаете, на чьей стороне автор?

11. Итак, мы видим, что история завершилась победой добра над злом. Обычно в сказках происходит торжество добра. А каков жанр данного произведения? (Фантастическая повесть).

- Почему не сказка? Что здесь фантастическое? А что реальное?

- Что такое повесть? (Запись в словари толкования слова).

Это произведение переведено с немецкого языка. Автор перевода А. Исаева сохранила художественные достоинства произведения. Множество пословиц, афоризмов мы найдем здесь. Приведите примеры.

Смех- это внутренняя свобода. (Джонни).

Кто смеется, тот спасен (английская пословица).

Внутренняя свобода покупается смехом. (Джонни)

Кто смеется, с тем сам черт не сладит (Фрау Бебер).

Смех не товар, им не торгуют (Селек Бай).

Человеку нужен смех, как цветку солнечный свет. (Д. Крюс).

Какие пословицы о добре и зле нашли вы?

Пословицы о добре и зле.

Добро делай, никого не бойся.

От добра худа не бывает.

За добро злом не платят.

Час в добре пробудешь, все горе забудешь.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Учитель: Теперь вы можете задать еще вопросы Тиму Талеру.

Вопрос: Скажи, Тим, чем ты сейчас занимаешься?

Ответ Тима: Я владелец самого веселого театра в мире – театра марионеток под названием “Ящик с маргарином”. Вместе с госпожой Рикерт написал пьесу для кукольного театра, которая называется “Проданный смех”. Конечно же, по-прежнему дружу с Крешемиром, который служит стюардом на пароходе, с рулевым Джонни, с господином Рикертом. Очень счастлив, что меня окружают добрые, отзывчивые люди.

Вопрос: Тим, а что тебе известно о бароне Трече?

Ответ Тима: Слышу о нем очень редко. Говорят, что он сторонится людей и даже побаивается их. В полном одиночестве живет в своем замке в Месопотамии. Тем не менее он все еще превосходно ведет коммерческие дела и заключает сделки.

Вопрос: Скажи, пожалуйста, Тим, какой вывод ты сделал из истории, приключившейся с тобой?

Ответ Тима: Я понял одно, что смех объединяет людей. Смейтесь над теми, кто считает, что все на свете продается за деньги, и их оружие заржавеет и придет в негодность.

Учитель:

Обратимся к эпиграфу. Сумели ли мы доказать, что без смеха жизнь Тима Талера утратила свой смысл?

Так прав ли был Тим Талер, продав свой смех барону? Как бы вы поступили на его месте?

Домашнее задание: написать ответ на вопрос: помог ли урок разобраться в идейном содержании произведения? Если “да”, то в чем именно, если “нет”, то почему?


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21