Преподавание русского языка Обобщающий урок по теме "Имя существительное"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1115 Чумакина Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы Цель урока: Оборудование: записи на доске, перфокарты, ксерокопии стихотворений. "Имя существительное - хлеб языка". Ход урока Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Жужжащее чтение небольшого текста, лежащего на партах. Постановка цели урока. Актуализация знаний. Слово учителя: Первая подтема "Роль имен существительных в речи"; цель : доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что "имя существительное - хлеб языка". Сообщение ученика. К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия". Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам". Учитель: Давайте вспомним, какие названия предметам дает имя существительное. Обратите ваше внимание на запись, сделанную на доске и дополните ее своими примерами. Запись на доске: Живые существа: девочка: неживые существа: камень: явления природы: гроза: признак как предмет: белизна: действие как предмет: бег, ходьба: Учитель: Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажите. (Учитель вслух читает стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте.)
Кто-то, может быть, уже догадался? Ученик: В этом стихотворении очень много существительных. Учитель: Правильно! Молодцы! Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Прослушайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные?
Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности. Ученик: Вывод: с помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Учитель: Прошу вас обратить внимание еще на одну запись на доске. Запись: Бездельник, лодырь, тунеядец, лентяй: Что это такое? Это синонимический ряд. Как данные существительные характеризуют человека? Ученик: Здесь выражено неприязненное отношение к людям, которые не хотят работать. Учитель: То есть здесь выражена отрицательная эмоция. Само значение слова содержит характеристику предмета. А теперь я предлагаю вам вспомнить, благодаря какой части слова существительные могут приобретать эмоциональную окраску. Ученик: У нас в языке много суффиксов, которые помогают нам передать свое отношение к предмету речи. Учитель: Приведите примеры. Одежда - одежонка Рубаха - рубашонка Овраг - овражек Кусок - кусочек Дом - домик Все эти суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение. Повторение Учитель: А теперь, друзья, я попрошу вас вспомнить все, что мы с вами изучили в разделе "Имя существительное" о правописании гласных в суффиксах этой части речи. Итак, я предлагаю вам работу, которая будет идти под девизом: "Все работы хороши, выбирай на вкус". Опредилим о каком суффиксе пойдет речь по ряду существительных, которые прозвучат в стихотворных строчках:
Ученик: в этом стихотворении есть существительные, в состав которых входит суффикс -щик, т.е. Речь идет о правильном написании суффикса - чик (-щик). Учитель: Совершенно верно. Пожалуйста, помогите мне вспомнить зарифмованное правило, а на доске, воспроизвести опорную схему этого правила. Задание: вставьте пропущенную букву, опираясь на правило правописания суффикса -чик (-щик) (несколько учеников выполняют работу по этому правилу по перфокартам). Остальные записывают существительные с суффиксом -чик (-щик), выслушав его лексическое толкование. Обозначьте орфограмму. Специалист по переводам с одного языка на другой. (переводчик) Человек, в обязанности которого входит присматривать за бакенами. (бакенщик) Типографский рабочий делающий переплет у книг. (переплетчик) Солдат, обслуживающий пулемет. (пулеметчик) Человек, занимающийся стекленеем окон. (стекольщик) Люди, умеющие делать кладку из камня. (каменщик) Учитель: Хорошо, молодцы! с работой справились. О следующих суффиксах нам поможет вспомнить мультфильм "В стране невыученных уроков": два суффикса- близнеца , написание которых можно спутать, если не знать особенности поведения гласных в них. Ученик: Это суффиксы - ек и -ик. (Вспоминается правило написания этих суффиксов) Орфографическая диктовка. Ее проводит один из учеников, так как на дом было дано задание по этой теме. Учитель в это время проверяет работу по перфокартам. Следующая орфограмма определится при заполнении таблицы - упражнение 265. Учитель: А что нового вы узнали о склонении существительных в 6-ом классе? Ученик: Есть еще разносклоняемые существительные. Учитель: Правильно есть разносклоняемые существительные, а почему они так называются? Задание: из данного текста выпишите все разносклоняемые существительные (текст у каждого ученика на партах). Учитель: В отличии от разносклоняемых существительных есть такие существительные, которые вообще не: Закончите, пожалуйста, мою фразу. А теперь вы побываете в роли корректора. Задание: вам необходимо найти ошибки в записи ученика (карточки). Учитель произносит следующие слова: юла егоза, непоседа, грязнуля, сирота, незнайка, чистюля. Что вы можете сказать об этих словах? Ученик: Это существительные общего рода. Они могут относится к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Учитель: А еще какую орфограмму мы с вами не назвали, а примеры прозвучали? Ученик: Написание не с существительными. Запись предложений с объяснением написания существительных с не. Обобщение. Выставление оценок. Домашнее задание: Упражнение 268. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |