Преподавание литературы Интегрированный урок литературы с историей в 8-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 905 Прокина Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы Цель урока: выяснить идейно-образное содержание стихотворений цикла, приёмы создания художественных образов. Оборудование: тексты стихотворений, компьютер, презентация на тему: “Человек бесстрашной искренности”. Ход урока. Слово учителя. Объявление темы и цели урока. Слово о поэте. Подготовленный ученик выступает с сообщением (используя мультимедийный проект) о жизни и творчестве А.Блока. Особое внимание обращается на даты жизни поэта, интерес к исторической тематике в творчестве А. Блока, широту понятия слова родина в его творчестве. Особое внимание учитель обращает на то, что А.Блок – ярчайший представитель поэзии начала 20 века, поэт-символист. Основным понятием в его поэзии является слово символ. Символ – многозначное иносказание. “Символ – окно в бесконечность” (Ф.Сологуб). Учитель обращает внимание также на время написания цикла, важность и значимость обращения к этой теме и именно к историческому прошлому страны в стихотворениях цикла. А незадолго до этого времени А.Блок писал в письме к другу: “Хочу действенности, чувствую, что близится опять огонь, что жизнь не ждёт…Старое рушится…Какое важное время! Великое время!” Это состояние души сумел передать поэт в знаменитом цикле “На поле Куликовом”. С исторической справкой о времени написания цикла, а также о важных событиях, предшествующих 1908 году, рассказывает учитель истории. Учитель литературы делает вывод:1905 год помог поэту яснее увидеть “подлинное лицо проснувшейся жизни”, открыл новые горизонты творчества, связанные с чувством ответственности художника перед народом, Отечеством, историей. После поражения революции, в атмосфере разгула реакции Блок оставался верен высокому призванию поэта-гражданина. Он тяжело переживал, что значительная часть интеллигенции отошла от народа, стала равнодушна к судьбам тех, кто в поту брёл в поле за сохой, кто гнул спину на фабриках и заводах, проливал кровь под стенами Порт-Артура. В представлении Блока наивысшее счастье художника – открыть своё сердце людям, понять их стремление к лучшей доле, к свободе, служить им верой и правдой. Думая о будущем Отчизны, он мысленным взором окидывает её далёкое прошлое, вызывает из небытия выдающиеся события давно минувших дней, вглядываясь в крутые повороты истории. Так рождается знаменитый цикл из пяти стихотворений “На поле Куликовом”. Слово учителя. Подготовленные заранее ученики читают 2, 3, 4 стихи. Первое и последнее стихотворения цикла, самые сложные для осмысления и важные для понимания авторского замысла, читает учитель. Выясняем с ребятами, почему стихи объединены поэтом в цикл? Цикл связан своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая. Какова тематика стихотворений? Делается вывод о том, что обращение к историческому прошлому, национальная тематика и время написания стихотворений позволяют объединить стихи в один цикл. Ребята ещё раз внимательно вчитываются в строки стихов, чтобы ответить на вопрос: “Как движется время в цикле?” (от настоящего в прошлое, от прошлого к будущему). Учитель помогает ребятам сделать вывод о том, что цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение, говорящее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Несколько слов следует сказать о композиции цикла. Цикл включает пять стихотворений. Анализируя первое стихотворение, выясняем не только его идейно-образное содержание, но и роль по отношению к последующим стихам цикла. Какое впечатление произвело на вас первое стихотворение? Каким пафосом (звучанием) оно проникнуто? Ребята отмечают героический пафос и доказывают строчкой из стихотворения:
Какова содержательная сторона произведения? Это стихотворение, на первый взгляд, рисует движение русских воинов по полю боя.
Помогаю ребятам понять, что оно богаче по содержанию, выполняет роль пролога и вводит в цикл тему России. Обратимся к 1 строфе. Внешне начало неторопливо. Спокойно разворачивается перед нами картина, овеянная лёгкой осенней грустью. Пейзаж знакомый, русский, родной. Попробуем доказать, что эта картина обрисована с эпической широтой. Для этого выясняем, какие ассоциации рождает слово река, открывающее цикл. Дети, имеющие навыки анализа художественного текста, легко справляются с заданием и могут дать такие ответы: река- символ жизни, вечного времени, а значит - истории. Близким по семантике является и образ степной кобылицы (символ движения). Ещё раз перечитываю первые строки, и ребята, возможно, “услышат” вольные русские просторы.
Далее предлагаю объяснить наличие и семантику глагола грустит в 1строфе. После докладов и сообщений в начале урока ответ на этот вопрос не вызовет затруднений. Но внутренний ритм стиха другой. Ученик, выполнявший индивидуальное задание по определению размера стиха, делится выводами: 5-ый и 6-ый ямб в начале стихотворения сменяется 2-х и 3-х стопным. Делаем вывод о том, что за внешним спокойствием неподвижной Руси чувствуется напряжённое, тревожное ожидание предстоящего (летит степная кобылица и мнёт ковыль-развёрнутая метафора). В следующих строфах грусть обернётся болью, от внешнего спокойствия не останется и следа. Восклицательные предложения, тире, использование односоставных конструкций, эмоционально-оценочная лексика, обращения доказывают справедливость наших выводов. Примеры приводят ученики. Замечаю, что, обращаясь к Родине, автор употребляет свой, предельно личный эпитет - жена. Это символический образ, лишённый житейского понимания. Жена – олицетворение вечной женственности, гармонии, красоты, высокий поэтический идеал молодого поэта, именно поэтому её имя написано с прописной буквы. О, Русь моя! Жена моя! С этой взволнованной, щемящей сердце интонацией прошлое незримо входит в нас. Становятся почти физически ощутимыми и долгий путь, и стрела, пролетевшая там, где сейчас “лениво течёт река”. Прошлое - в тебе, но и ты - в прошлом.
Но тут же время теряет свою конкретность. Былое, современное, будущее сливаются воедино: “И вечный бой! Покой нам только снится…”. Эти строки Блока стали крылатыми. Поясняем их смысл. Они выразили суть времени и человеческой жизни в целом. А стиху придали философское звучание. Движение ускоряется: мелькают вёрсты, кручи (инверсия (обратный порядок слов в предложении), многоточие в конце строки свидетельствуют об этом). Настроение тревоги нарастает (повторы глагола идут, метафоры закат в крови, эпитет испуганные тучи (войско), восклицательные предложения). Последняя строфа стихотворения ещё раз убеждает нас в том, что историю не остановить, а также в личной сопричастности лирического героя (автора) ко всему происходящему:
Во втором стихотворении наблюдаем подготовку к решающему бою в стане русского войска. Анализируя третье стихотворение цикла, пытаемся определить его композиционную роль. Это стихотворение - кульминация цикла. ( Наутро тучей чёрной двинулась орда). Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Ребята отмечают и роль цветовой лексики, и символизм образов (орлы, ночные птицы…). Но какой же образ всё-таки является ключевым? ТЫ. Кто ты? Это символический образ. Сначала лирический герой предчувствует её (слышит голос сердцем вещим). Зачитываем строки, описывающие её появление:
Обращаем внимание на то, что местоимение ты написано с прописной буквы. Предлагаю описать её внешний облик. После этого задания ребятам проще понять “неземное происхождение её, и они приходят к выводу, что перед нами – Богоматерь, заступница и защитница, недаром лик её нерукотворен и светел. А, может, это сама Россия? Принимается и такой ответ (ведь Блок – символист, а значит, каждый образ неоднозначен). Бесспорно только то, что ТЫ – это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях. В четвёртом стихотворении ключевым образом становится личное местоимение Я, что говорит о сопричастности к прошлому, настоящему и будущему лирического героя. Анализируя последнее стихотворение, обращаем внимание прежде всего на эпиграф. О роли эпиграфа мы уже говорили при изучении произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Раскаты будущего должны услышать в нём школьники, повторённые в самом стихотворении [гр] (аллитерация). Первая строфа вновь возвращает нас в современность. В чём смысл этой строфы?
Куликовское поле – это тоже символ истории, жизни. Блок писал: “Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди”. И сейчас, по убеждению Блока, время возвращения наступает. “Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие Куликовской битве, но и превосходящие её”. Верой в светлое будущее проникнуты строки последнего стихотворения:
А.Блок, в отличие от М.Ю.Лермонтова, не ставил перед собой цели патриотического воспитания поколений (“Дума”, “Бородино”), он искал в прошлом соответствия настоящему, а в настоящем – прошлому (прим. автора). Первая строка последней строфы: “Не может сердце жить покоем…” звучит не как отрицание (вспомним значение частицы не), а как утверждение мятежного духа лирического героя. Собравшиеся тучи (метафора) – символ перемен. Размер стиха – 4-ный ямб (классический, строгий) соответствует идейному содержанию стихотворения. Последнее предложение – определённо-личное, нераспространённое, побудительное по цели высказывания и восклицательное по интонации - звучит как обращение, как призыв к каждому. Обращаю внимание ребят на то, что композиция цикла кольцевая. Объединяющими образами являются не только пространство и время, единая проблематика, но и образ – покой. Возможно, это тоже символический образ. Покой – это благо Родины, которого можно достичь только благодаря “непокою” каждого. Каков же пафос этого стихотворения? Звучит героика. Перед нами “мужественные” стихи, устремлённые в будущее. Подводится итог урока. Весь цикл “На поле Куликовом” не только пронизан любовью к родной земле, верностью “святому знамени”, ратному долгу. В нём живёт сыновняя гордость за Русь, вера в её судьбу – высокую и благородную. После проведённого анализа делаем выводы и о поэтическом мастерстве поэта, опираясь на собственные наблюдения и выводы, сделанные на уроке. Отмечаем выразительность каждого образа, каждой художественной детали, мелодичность стиха, тончайшую звукопись, точность слова, служащие выявлению идейного содержания стихотворений цикла. В конце урока ребята получают дифференцированное домашнее задание. 1. Выписать образы-символы и пояснить их значение. 2. Выполнить интерпретацию одного из стихотворений цикла. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |