Преподавание русского языка Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Развитие критического мышления", "Пространство слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 739 Игнатьева Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы Цели: создать условия для
Тип урока: новая технология работы с текстом (РКМЧП) Оргформа: урок развития речи Оборудование: иллюстрации (храмы), толковый словарь, рисунки учащихся, портрет Астафьева. Эпиграф: Путь будет опасным, но цель прекрасна. Ход урока I. Организационный момент а). Вступительное слово учителя Ребята на этом уроке вы освоите новые приемы работы с текстом, узнаете, как проявляет слово свои значения в художественном произведении. Мы продолжим работу по выявлению ключевых слов текста и выражаемую ими информацию. Назовем урок “Пространство слова” (развития критического мышления) Объектом нашего анализа станет небольшое по объему, но необъятное по содержанию произведение Астафьева Виктора Петровича “Видение”. б). Беседа: - Какие его тексты вы уже читали? (“Кража”, “Пастух и пастушка”, “Фотография, на которой меня нет”) Небольшая биография (Приложение 1) - А сейчас нам Таня расскажет биографию В. П. Астафьева - Как вы считаете, какие задачи сегодня стоят перед нами. Давайте вспомним “золотое правило” во время творческой работы. - Мы должны активно работать на уроке - Высказывать свое мнение, не бояться слушать мнение другого, не перебивая его - Не смеяться над высказываниями других (уважать мнение одноклассника) II. Работа с текстом 1. Чтение стихотворения Григорьева Ребята, а начать урок я хочу со стихотворения Григорьева, а в конце урока вы постараетесь ответить “Почему?”
2. Подготовительная работа с текстом. Беседа - разбор слова “видение”. - Читаю еще раз название “Видение”. - Как вы понимаете лексическое значение слова “видение”? Подберите синонимы. (что-то привиделось, во сне, что-то кажется, мираж) - Толковый словарь (заранее приготовить) (Видение - видеть, способность воспринимать окружающее: видение — призрак, привидение, что-нибудь возникшее в воображении) - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом тексте? (Каждый ученик записывает свою версию в черновике; можно в парах) (что-то сверхъестественное, Бог, давно умерший человек, необычное, появление чего-то, церковь, храм, лес, сказка) 3. Чтение текста. Прослушайте начало текста. (1-й абзац) Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света. Как и когда поднялось солнце – я и не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как будто плыл и качался - Скажите, как-то название текста связано с первой частью? Обсудите в парах, запишите ответ. (видение - что-то должно появиться, а пока: не видать берегов, не видать бела света - ничего не видно) - А почему ничего не было видно? (туман) - Туман исчез в первой части, а герой рассказа этого не заметил. Почему? (чем-то был занят) - Чем именно? (рыбачил) - Как мы можем назвать этот кусочек текста? (Туман исчез, Незаметное исчезновение тумана) - Как вы думаете, по началу текста можно определить, о чем пойдет речь дальше? (сложно, что-то должно появиться, туман мешал что-то увидеть) Читаю текст до второй части. И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкое, сделанное из папье-маше игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих. - Кто был прав, о чем шла речь? (появление храма) - Как вы понимаете лексическое значение слова “храм”? (священное место, монастырь, сооружение) - А почему он колыхался, подпрыгивал, парил в воздухе? (туман поднимался, рассеивался, сам двигался и приводил в движение храм, покачивал его) - С чем сравнивается храм? (легкая игрушка, игрушка из папье-маше) Давайте запишем название абзаца (Появление храма, Парящий в воздухе храм, Легкая игрушка) Читаю текст дальше. Храм этот плыл на встречу мне, легкий белый, сказочно-прекрасный. Я отложил удочку, завороженный. За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и давнюю заводскую трубу сделалось видно, и крыши домишек. А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась над ним. - Вспомните описание храма. Какие эпитеты употребляет автор? (“легкий”, “белый”, “сказочно-прекрасный”) Запишите. - Что автор говорит о своем состоянии, когда увидел эту картину? (“картина его заворожила”, “отложил удочку, завороженный”). - Когда человек находится в таком состоянии? (что-то сильно привлекает внимание, очень нравится; необычно красивое). - Что еще стало видно за туманом? (“крыши домишек”, “заводская труба”). - Как вы думаете, откуда на этом месте храм? Напишите мини сочинение. (Храм - это памятник, значит, его поставили в честь кого-то, на этом месте когда-то давно произошло важное событие). - Сейчас мы проверять мини-сочинения не будем, а вернемся к нему позже. - Предложите название для прочитанного отрывка (Сказочно- прекрасный храм, Состояние завороженности) Продолжаю чтение до 4 остановки. Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я молча указал на него, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана. - Спас — камень, - коротко молвил товарищ мой. И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас - камне. Но я думал, что камень — он просто камень. А тут Спас — камень — храм! Монастырь! - Что дальше происходит с храмом? (“опустился”, “утвердился”). - А с героем рассказа? (“он, подумал, что ему все пригрезилось”, “он заснул, и ему явилось видение из тумана”). - Как автор называет храм? (Монастырь, Спас - камень, памятник) - Какова основная мысль этого фрагмента, (Видение из тумана, Какой-то Спас — камень, Спас - камень). Запишите Движение по тексту дальше. Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь русского война — князя, обобравшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник - монастырь. Придание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега на лодках и по перекидному мосту. Монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий. - Давайте прочитаем ваши мини – сочинения. - Чья версия была верной? - Как вы думаете, храм сохранил свой первоначальный вид? Напишите. (многое сохранилось, остался почти такой же, кое-какие проводились изменения внутри и снаружи; его разрушили). - Какое название дадим этому отрывку? (Чудо-камень, Камень-спаситель) Знакомимся с текстом дальше. Однако уже в наше время, в начале 30-х годов в колхозах развернулось строительство, и потребовали кирпич. Но монахи были отличными строителями, и из кирпича сотворили монолит. Пришлось взорвать монастырь. Рванули — и все равно кирпича не взяли. Получилась груда развалин, и только. Осталось от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки. . . - Что осталось от монастыря? (“одна колоколенка и жилое помещение”, “груда развалин”). - Кто-нибудь храм посещает в настоящее время? (в нем укрываются от непогоды рыбаки). - Думали ли монахи о таком предназначении храма, когда строили его? - Как можно этот отрывок озаглавить? Название этого абзаца, предложенное ребятами. (Храм, спустя столетия). Читаю последний отрывок. Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера стоял на льду храм-белый, словно бы хрустальный, и все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что все это не во сне, не миражное видение. Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку! - Да, - говорит товарищ всё так же угрюмо. - Такой был, что и словами не перескажешь. Чудо, одним словом чудо, созданное руками и умом человеческим. Я смотрю на Спас — камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете. - Какими словами автор теперь называет храм? (“словно бы хрустальный”, “чудо, созданное руками и умом человеческим”). - Что он хотел показать этими словами? (красоту храма, даже разрушенный храм красив, забываешь про все на свете от такой красоты). - Разрушенное, красивым вряд ли бывает, и в это трудно поверить. (Приложение 3). Что на этот счёт вы можете сказать о герое рассказа? (“все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что это не во сне, не миражное видение”), -То, что это не сон, мы хорошо понимаем, но герой рассказа находится в каком-то возвышенном состоянии от картины увиденного. - В каком? (“у него дух захватывает”, “забывает про все на свете”). - Давайте озаглавим отрывок. Название отрывка “Чудо, созданное руками и умом человеческим”, “Хрустальный храм”. - Послушайте теперь весь текст полностью. (Приложение 2) - А теперь перепишите в тетрадь свои планы. (Ребята переписывают планы начисто, каждый свой вариант). IV. Итог урока: - А теперь скажите, почему я начала урок со стихотворения Григорьева? (Люди должны беречь исторические памятники, их нельзя разрушать, а нужно оставлять для потомков. Люди стали жестокими. ) - 2 гр: Построение “Смысловой пирамиды” (синквейна-Приложение4) - 1 гр: Напишите свое впечатление от этого рассказа. Творческая группа: Написать мини-сочинение “О чем заставил задуматься меня данный текст?” (Проверка: синквейн - Храм; легкий, белый, сказочно-прекрасный; двигался, парил, плыл, опустился; Храм этот плыл на встречу мне, легкий, белый. ) VI. Домашнее задание. На выбор: 1. Написать сочинение - рассуждение. - Много ли человеку надо? - Где спрятана душа человека? - Может ли плакать Земля? За основу взять текст В. П. Астафьева “Видение”. 2. Написать изложение по плану. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |