Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Развитие критического мышления", "Пространство слова"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Развитие критического мышления", "Пространство слова"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 739

Игнатьева Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы

Цели:

создать условия для

  • творческого мышления
  • умения детей слушать, слышать и видеть
  • развития навыков критического мышления, памяти и речи
  • освоения учащимися новых технологий работы с текстом и словом в тексте
  • воспитания осознанного отношения и интереса к русскому языку, культуры чтения

Тип урока: новая технология работы с текстом (РКМЧП)

Оргформа: урок развития речи

Оборудование: иллюстрации (храмы), толковый словарь, рисунки учащихся, портрет Астафьева.

Эпиграф: Путь будет опасным, но цель прекрасна.

Ход урока

I. Организационный момент

а). Вступительное слово учителя

Ребята на этом уроке вы освоите новые приемы работы с текстом, узнаете, как проявляет слово свои значения в художественном произведении.

Мы продолжим работу по выявлению ключевых слов текста и выражаемую ими информацию.

Назовем урок “Пространство слова” (развития критического мышления)

Объектом нашего анализа станет небольшое по объему, но необъятное по содержанию произведение Астафьева Виктора Петровича “Видение”.

б). Беседа:

- Какие его тексты вы уже читали?

(“Кража”, “Пастух и пастушка”, “Фотография, на которой меня нет”)

Небольшая биография (Приложение 1)

- А сейчас нам Таня расскажет биографию В. П. Астафьева

- Как вы считаете, какие задачи сегодня стоят перед нами. Давайте вспомним “золотое правило” во время творческой работы.

- Мы должны активно работать на уроке

- Высказывать свое мнение, не бояться слушать мнение другого, не перебивая его

- Не смеяться над высказываниями других (уважать мнение одноклассника)

II. Работа с текстом

1. Чтение стихотворения Григорьева

Ребята, а начать урок я хочу со стихотворения Григорьева, а в конце урока вы постараетесь ответить “Почему?”

- Бог, ты где?
- Я везде.
- И в листочке?
- И в листочке.
- И в водичке?
- И в водичке.
- И в кувшинке?
- И в кувшинке.
- И во мне?
- И в тебе.
- Где?
- Да в самой серединке!
- Бог, а где же нет тебя?
- Нет меня в душе холодной
И в смоковнице бесплодной.
Там, где двери для Меня
Наглухо закрыты.
Где и солнце, и любовь
Навсегда забыты!

2. Подготовительная работа с текстом.

Беседа - разбор слова “видение”.

- Читаю еще раз название “Видение”.

- Как вы понимаете лексическое значение слова “видение”? Подберите синонимы.

(что-то привиделось, во сне, что-то кажется, мираж)

- Толковый словарь (заранее приготовить)

(Видение - видеть, способность воспринимать окружающее: видение — призрак, привидение, что-нибудь возникшее в воображении)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом тексте? (Каждый ученик записывает свою версию в черновике; можно в парах)

(что-то сверхъестественное, Бог, давно умерший человек, необычное, появление чего-то, церковь, храм, лес, сказка)

3. Чтение текста.

Прослушайте начало текста. (1-й абзац)

Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света. Как и когда поднялось солнце – я и не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как будто плыл и качался

- Скажите, как-то название текста связано с первой частью? Обсудите в парах, запишите ответ.

(видение - что-то должно появиться, а пока: не видать берегов, не видать бела света - ничего не видно)

- А почему ничего не было видно? (туман)

- Туман исчез в первой части, а герой рассказа этого не заметил. Почему? (чем-то был занят)

- Чем именно? (рыбачил)

- Как мы можем назвать этот кусочек текста?

(Туман исчез, Незаметное исчезновение тумана)

- Как вы думаете, по началу текста можно определить, о чем пойдет речь дальше?

(сложно, что-то должно появиться, туман мешал что-то увидеть)

Читаю текст до второй части.

И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкое, сделанное из папье-маше игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих.

- Кто был прав, о чем шла речь? (появление храма)

- Как вы понимаете лексическое значение слова “храм”? (священное место, монастырь, сооружение)

- А почему он колыхался, подпрыгивал, парил в воздухе? (туман поднимался, рассеивался, сам двигался и приводил в движение храм, покачивал его)

- С чем сравнивается храм? (легкая игрушка, игрушка из папье-маше)

Давайте запишем название абзаца

(Появление храма, Парящий в воздухе храм, Легкая игрушка)

Читаю текст дальше.

Храм этот плыл на встречу мне, легкий белый, сказочно-прекрасный. Я отложил удочку, завороженный.

За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и давнюю заводскую трубу сделалось видно, и крыши домишек. А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась над ним.

- Вспомните описание храма. Какие эпитеты употребляет автор? (“легкий”, “белый”, “сказочно-прекрасный”) Запишите.

- Что автор говорит о своем состоянии, когда увидел эту картину? (“картина его заворожила”, “отложил удочку, завороженный”).

- Когда человек находится в таком состоянии? (что-то сильно привлекает внимание, очень нравится; необычно красивое).

- Что еще стало видно за туманом? (“крыши домишек”, “заводская труба”).

- Как вы думаете, откуда на этом месте храм? Напишите мини сочинение. (Храм - это памятник, значит, его поставили в честь кого-то, на этом месте когда-то давно произошло важное событие).

- Сейчас мы проверять мини-сочинения не будем, а вернемся к нему позже.

- Предложите название для прочитанного отрывка (Сказочно- прекрасный храм, Состояние завороженности)

Продолжаю чтение до 4 остановки.

Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я молча указал на него, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.

- Спас — камень, - коротко молвил товарищ мой.

И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас - камне. Но я думал, что камень — он просто камень.

А тут Спас — камень — храм! Монастырь!

- Что дальше происходит с храмом? (“опустился”, “утвердился”).

- А с героем рассказа? (“он, подумал, что ему все пригрезилось”, “он заснул, и ему явилось видение из тумана”).

- Как автор называет храм? (Монастырь, Спас - камень, памятник)

- Какова основная мысль этого фрагмента, (Видение из тумана, Какой-то Спас — камень, Спас - камень).

Запишите

Движение по тексту дальше.

Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь русского война — князя, обобравшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник - монастырь. Придание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега на лодках и по перекидному мосту. Монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий.

- Давайте прочитаем ваши мини – сочинения.

- Чья версия была верной?

- Как вы думаете, храм сохранил свой первоначальный вид? Напишите.

(многое сохранилось, остался почти такой же, кое-какие проводились изменения внутри и снаружи; его разрушили).

- Какое название дадим этому отрывку? (Чудо-камень, Камень-спаситель)

Знакомимся с текстом дальше.

Однако уже в наше время, в начале 30-х годов в колхозах развернулось строительство, и потребовали кирпич. Но монахи были отличными строителями, и из кирпича сотворили монолит. Пришлось взорвать монастырь. Рванули — и все равно кирпича не взяли. Получилась груда развалин, и только. Осталось от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки. . .

- Что осталось от монастыря? (“одна колоколенка и жилое помещение”, “груда развалин”).

- Кто-нибудь храм посещает в настоящее время? (в нем укрываются от непогоды рыбаки).

- Думали ли монахи о таком предназначении храма, когда строили его?
(конечно, нет, они строили его навечно).

- Как можно этот отрывок озаглавить?

Название этого абзаца, предложенное ребятами. (Храм, спустя столетия).

Читаю последний отрывок.

Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера стоял на льду храм-белый, словно бы хрустальный, и все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что все это не во сне, не миражное видение.

Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку!

- Да, - говорит товарищ всё так же угрюмо.

- Такой был, что и словами не перескажешь. Чудо, одним словом чудо, созданное руками и умом человеческим.

Я смотрю на Спас — камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете.

- Какими словами автор теперь называет храм? (“словно бы хрустальный”, “чудо, созданное руками и умом человеческим”).

- Что он хотел показать этими словами? (красоту храма, даже разрушенный храм красив, забываешь про все на свете от такой красоты).

- Разрушенное, красивым вряд ли бывает, и в это трудно поверить. (Приложение 3).

Что на этот счёт вы можете сказать о герое рассказа? (“все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что это не во сне, не миражное видение”),

-То, что это не сон, мы хорошо понимаем, но герой рассказа находится в каком-то возвышенном состоянии от картины увиденного.

- В каком? (“у него дух захватывает”, “забывает про все на свете”).

- Давайте озаглавим отрывок.

Название отрывка “Чудо, созданное руками и умом человеческим”, “Хрустальный храм”.

- Послушайте теперь весь текст полностью. (Приложение 2)

- А теперь перепишите в тетрадь свои планы.

(Ребята переписывают планы начисто, каждый свой вариант).

IV. Итог урока:

- А теперь скажите, почему я начала урок со стихотворения Григорьева?

(Люди должны беречь исторические памятники, их нельзя разрушать, а нужно оставлять для потомков. Люди стали жестокими. )
V. Самостоятельная работа.

- 2 гр: Построение “Смысловой пирамиды” (синквейна-Приложение4)

- 1 гр: Напишите свое впечатление от этого рассказа.

Творческая группа:

Написать мини-сочинение “О чем заставил задуматься меня данный текст?” (Проверка: синквейн - Храм; легкий, белый, сказочно-прекрасный; двигался, парил, плыл, опустился; Храм этот плыл на встречу мне, легкий, белый. )

VI. Домашнее задание.

На выбор:

1. Написать сочинение - рассуждение.

- Много ли человеку надо?

- Где спрятана душа человека?

- Может ли плакать Земля?

За основу взять текст В. П. Астафьева “Видение”.

2. Написать изложение по плану.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21