Преподавание русского языка
Урок-игра. Повторение изученного по теме "Глагол", 6-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3192
Петровская Ольга Владиславовна, учитель русского языка и литературы Цели: повторить и обобщить изученное о глаголе; усовершенствовать навыки правописания и употребления глаголов в речи. Перед началом урока учащиеся получают набор карточек с заданиями и специальные бланки (карты) в виде таблицы с ячейками. Ячейки обозначены цифрами в соответствии с номерами заданий, которые предстоит выполнить учащимся. В течение урока за каждое выполненное задание ученик получит фишку определённого цвета, которой накроет ячейку, соответствующую номеру выполненного задания (цвет фишки зависит от того, насколько правильно задание выполнено). Паузы в ходе игры (между турами) предназначены для отдыха учащихся и в то же время в занимательной форме возвращают ребят к изученной теме. Проверка заданий осуществляется следующим образом. Если задания выполнили одновременно несколько учеников, они обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по специальному «ключу». Ученик, оставшийся без «пары» или закончивший работу раньше остальных, сдаёт тетрадь на проверку учителю. По итогам проверки выдаются фишки. В число победителей войдут ученики, раньше других закрывшие свою карту фишками. Причём обязательно учитывается не только общее количество, но и цвет фишек. Ход урока. I. Организационный момент. Учитель сообщает цели урока и объясняет правила игры. II. Игра. Ведущие (из числа учеников): Спорить со всеми вдруг начал Глагол, Гневно ударив ладонью о стол: – Разве не знаете, глупые вы, То, что без действия вещи мертвы? Ну так признайте же силу мою. Всем вам я радость движенья даю. Значит, я всех нужней, Значит, я всех важней. (Т. Рик) * * * Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады, и хлеб в полях растёт. Я свою задачу вижу в том, Чтоб сказать о действии любом. И счастливый мой удел таков – В речи быть одним из главных слов. (П.Чесноков) 1-й тур. Найдите 10 спрятанных здесь глаголов в форме инфинитива (они расположены в клеточках по вертикали и горизонтали) Выпишите их. к | м | л | о | в | и | т | ь | л | р | м | й | п | е | р | е | х | о | д | и | т | ь | к | о | т | с | р | а | г | а | п | а | н | о | м | е | и | т | з | п | р | и | с | о | н | п | т | д | е | й | р | и | с | м | с | й | к | ь | е | т | о | л | т | н | д | т | и | е | с | т | ь | т | н | ь | п | т | о | п | е | т | ь | р | и | о | д | ю | о | я | н | й | н | о | т | д | ш | м | в | я | т | щ | к | а | н | а | о | п | л | ы | т | ь | Ключ По горизонтали: ловить, переходить, есть, петь, плыть. По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять. Примечание: Если найдены все 10 глаголов, ученик получает красную фишку, 9—оранжевую, 8 —жёлтую, 7 — зелёную, 6 — синюю. Ведущие: Они учили, я учил. Я играл, они играли. Как изменяется глагол, Вы, конечно, угадали? Учащиеся называют изменяемые (наклонение, время, лицо, число, род) и неизменяемые (вид, спряжение) морфологические признаки глагола, а также сообщают о том, что глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. У глагола есть лицо. Не одно, а целых три! Если хочешь их запомнить, Повнимательней смотри! Я пишу и мы читаем – Первое лицо такое. Ты придёшь, вы повстречаетесь – Так звучит лицо второе. Едет он, она, оно, Едут и они, Едут все на пони. Это третье лицо – Хорошо запомни! *** Говорят (и это лестно!), Что я выгляжу чудесно: Шляпа, галстук и костюм. А в глазах природный ум. Весь начищенный, степенный. Вид мой самый совершенный. Всем вокруг сегодня ясно, Что я выгляжу ужасно: Сам не брит, костюм измят, Уши в стороны торчат… Некрасивый откровенно… Ах, мой вид несовершенный! (Т. Рик) 2-й тур. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой. Они нашли бы её ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помогите им! Ключ Однажды Кот и Пёс решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и наконец отправились. Шли они, шли, как вдруг заметили, что заблудились. Сначала они испугались, но потом успокоились. «Надо сесть, съесть бутерброды, а там видно будет», — сказал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой. Примечание: В тексте нужно исправить 12 ошибок. Если исправлены все, ученик получает красную фишку, 11 — оранжевую, 10 — жёлтую, 9 —зелёную, 8 — синюю. 3-й тур. Правописание -тся и -ться в глаголах. Выпишите глаголы, распределяя их в две колонки в соответствии с формулировкой правила. - Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.
- Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся.
- Чтобы не превратит(?)ся в посмешище, над своей оплошностью старайся смеят(?)ся первым, тогда другим уже не будет повода повеселит(?)ся.
- Не стоит на зеркало обижат(?)ся, если отражение не нравит(?)ся.
- Кто на авось полагает(?)ся, судьбой не распоряжает(?)ся, а слепо ей подчиняет(?)ся.
- Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.
Ключ Инфинитив (-ться) | 3-е лицо (-тся) | лениться | трудится | добиться | сбудется | превратиться | нравится | смеяться | полагается | повеселиться | распоряжается | обижаться | подчиняется | прославиться | | понравиться | | Примечание: Если работа выполнена безошибочно, ученик получает красную фишку, при наличии 1 ошибки — оранжевую, 2 — жёлтую, 3 — зелёную, 4 — синюю. Ведущие. Война глаголов Лингвистическая сказка* В давние-давние времена в стране Морфологии вспыхнула самая настоящая война среди глаголов. И, как всегда это бывает, повод для войны отыскался ничтожный, причём настолько незначительный, что и сами глаголы, и другие части речи уже позабыли, из-за чего, собственно, разгорелся сыр-бор. Но как бы то ни было, война разразилась нешуточная. Глаголы разделились на два враждующих лагеря и вели бои с переменным успехом. Самой многочисленной оказалась армия глаголов первого спряжения. В неё вошли прославленные глаголы, оканчивающиеся на -оть, -уть, -ать, -еть, и многие другие, не менее достойные. Глаголов в войсках второго спряжения было значительно меньше, но они не уступали противнику ни в мужестве, ни в силе, ни в смекалке. И, что главное, все они, как один, дружно оканчивались на -ИТЬ. У глаголов враждующих армий были свои законы и традиции, которые они чтили и отступать от которых были не намерены. Изменяясь по лицам и числам, глаголы первого спряжения имели окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют), а глаголы второго спряжения — -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). И никакого компромисса! Не остались в стороне от междоусобицы два мудрых глагола ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ. Будучи по природе своей разноспрягаемыми, они чувствовали себя как дома и в стане глаголов первого спряжения, и в походных шатрах глаголов спряжения второго. Всячески старались они примирить противников, утверждая, что все глаголы — братья и делить им нечего. В ходе военных действий каждая из враждующих сторон прибегала к различным уловкам и хитростям. А как-то раз главнокомандующим обеих армий практически одновременно пришла в голову мысль забросить в лагерь противника шпионов-диверсантов. Более многочисленная армия глаголов первого спряжения могла позволить себе отправить в тыл врага целую диверсионную группу: семь глаголов на -еть (СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ) и четыре глагола на -ать (СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ). Глаголы же второго спряжения снарядили всего двух лазутчиков. Ими стали глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ. А дело-то вот как обстояло. Горе-лазутчики, оказавшись в расположении противника, с удивлением обнаружили, что враги — такие же глаголы, как и они сами. И желание вести войну до победного конца у них пропало. Глаголы забыли о своей шпионской миссии, нашли немало друзей и единомышленников, обзавелись семьями и неустанно твердили о том, что пора бы прекратить эту бессмысленную войну. Их старания вскоре были вознаграждены. Глаголы первого и второго спряжения подписали вечный мирный договор и позабыли о прежних распрях. Конечно, и по сей день глаголы спрягаются по-своему, но это не мешает их мирной жизни. А глаголы-исключения, сумевшие остановить вражду, окружены почётом и уважением. Их знают в лицо и поимённо все образованные взрослые и школьники! Ведущие: Чтоб определить спряжение, Посмотри на окончание. А ещё на ударение Обрати своё внимание! Когда окончание под ударением, Легко ты узнаешь, какое спряжение. Ко второму спряженью Отнесём , без сомненья, Все глаголы на -ить, Исключив брить, стелить. А ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на -е спрягать нельзя! 4-й тур. Гласные в личных окончаниях глагола Выпишите сначала глаголы I спряжения, затем — II. - Сосны вершинами маш…т приветно.
- Сумрак ночи к западу уход…т.
- Роня…т лес багряный свой убор.
- Разве…т ветер грозовые тучи.
- Лес дыш…т прохладой.
- А во ржи дорога стел…тся.
- Не пен…тся море, не плещ…т волна.
- Проход…т облака всё выше и нежней, и ветер суш…т сад и мягко в окна ве…т.
- Вид…шь, как ветер гон…т волну, клон…т осину, тревож…т сосну.
- Гасн..т вечер, даль сине…т.
Ключ I спр. | II спр. | машут | уходит | роняет | дышит | развеет | пенится | стелется | проходят | плещет | сушит | веет | видишь | гаснет | гонит | синеет | клонит | | тревожит | Примечание: Если работа выполнена безошибочно, ученик получает красную фишку, при наличии 1 ошибки — оранжевую, 2 — жёлтую, 3 — зелёную, 4 — синюю. 5-й тур. Выпишите глаголы и подчеркните их как члены предложения. Курить — здоровью вредить. Я вышел на берег насладиться ароматом смолистых листьев. Бесконечна возможность познавать себя. Обещаю впредь не совершать необдуманных поступков. Ключ: Курить, вредить, вышел, насладиться, познавать, обещаю, не совершать. Примечание: Если работа выполнена безошибочно, ученик получает красную фишку, при наличии 1 ошибки — оранжевую, 2 — жёлтую, 3 — зелёную. Ведущие (динамическая пауза) Без сомненья, мы устали. Встали! Сели! Снова встали! Разогнулись, потянулись, Вправо-влево повернулись! Головою повертели! Сели! Встали! Снова сели! 6-й тур. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. - Кто уме…т веселит(?)ся, тот и горя (не)боит(?)ся.
- Кто люб…т трудит(?)ся, тому без дела (не)сидит(?)ся.
- (Не)годит(?)ся худым хвалит(?)ся.
- Плох тот солдат, который (не)наде…т(?)ся стать генералом.
- (Не)помуч…ш…ся — (не)науч…ш…ся.
- (Не)ошиба…т(?)ся тот, кто ничего (не)дела…т.
- Лодырю всегда (не)мож…тся да (не)здоров…т(?)ся..
- Кто поздно встаёт, у того хлеба (не)достаёт.
- День на день (не)приход…т(?)ся.
- (Не ) делай другим того, чего себе (не)жела…ш… .
Ключ - Кто умеет веселиться, тот и горя не боится.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Не годится худым хвалиться.
- Плох тот солдат, который не надеется стать генералом.
- Не помучишься — не научишься.
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Лодырю всегда неможется да нездоровится.
- Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.
- День на день не приходится.
- Не делай другим того, чего себе не желаешь.
Примечание: Если работа выполнена безошибочно, ученик получает красную фишку, при наличии 1 ошибки — оранжевую, 2 — жёлтую, 3 — зелёную, 4 — синюю. III Подведение итогов. Награждение победителей. - В разработке урока использованы материалы из пособия «Весёлая грамматика. Глагол» /Авт.-сост. В.В. Волина. — М.: Дрофа, 2002.
- Автор лингвистической сказки — ученица МОСШ №11 г. Нижневартовска Малькина Галина
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|