Преподавание литературы Урок по литературе на тему: "Гармония природы и души". 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1101 Ермакова Нина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Оформление доски.
В ходе урока используется фрагмент из произведения П.И. Чайковского “Времена года”, отрывок из фильма “Заповедник Басеги”.
Учитель: А каков же наш мир? В каких отношениях находится человек с окружающим миром? Сегодня мы будем говорить о нравственности, о людях с особыми свойствами души, которые слышат гармонию и страдают от дисгармонии мира. Нет ничего интереснее, чем наблюдать за самим собой: вот гордость в тебе пошевелилась, пороки шепчутся, а вот зажглось в небе зарево от святой глубины существования твоего. И это – ты один в одном себе все объединяющий и в глубине сам с собою борющийся. Мир, в котором мы живем, сложен. Поэтому чистая, нетронутая природа не случайно так сильно нас волнует. Когда природа пропитывает человека, это хорошо: когда наоборот – плохо всем – и природе, и человеку. Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит всю природу. Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств. Как найти свое место в потоке жизни? Как применить миг своей жизни к делу вечности? Как успокоить сердце? Надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей? Вот поэтому экология и нравственность соединены одной линией жизни. А чему мы служим в этом храме жизни? Мы должны уйти с урока с выводом: “Какова должна быть жизненная позиция человека, чтобы жить в гармонии с природой и с собой?” Мы живем на перевале веков. Это время всегда было непростым. Попробуем создать образ времени, в котором мы живем.
Ученики подводят итог. Какая получилась картина? (безрадостная, человек беззащитен в этом мире, одинок). Ф. Востриков сказал:
А как жить в этом непростом времени. Где найти силы, чтобы оставаться человеком? И вот врываются в этот мир звуки (включается музыка), краски (обращается внимание на репродукции), красота. И наши души распахиваются навстречу музыке, живописи, гармонии природы. Мы черпаем душевные силы, находим духовную опору в мире красоты. Ученик читает стихотворение о природе. (Приложение 1) Учитель: А знаем ли мы цену окружающей нас природы? Бережем ее или варварски губим? Посмотрим видеофильм “Заповедник Басеги”.
Я очень люблю осень. Странный осенью лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно. Любил осень и В.Зуев, наш губахинский поэт. Учащиеся читают его стихи. Поэты и художники видят и изображают мир каждый по – своему, но мы попытаемся найти созвучие.
Учащиеся делают вывод из всего выше сказанного. (Музыка, поэзия, живопись учат нас наблюдать за природой, любить ее, осознавать свое место в ней и бережно относиться к дому, в котором мы живем). Учитель: Но самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, разделить с ними радость или горе, быть терпеливым и трепетным. Писателей тревожит все большее отчуждение, возникшее между человеком и природой, между человеком и животными, между самими людьми. Вот поэтому мы сегодня обращаемся к произведениям пермских писателей А. Колчанова, В.Богомолова, стихам губахинских поэтов, чьи произведения обращены к совести, сердцу человека. Ученик читает рассказ А. Колчанова “Собственная неосторожность”. Анализ рассказа.
Учащиеся – Какова цена нравственного богатства человека?
О чуткости одних и бездушии других говорят и стихи “В доме престарелых”, “Слониха”. Учащиеся читают наизусть стихи. (Приложение 2, Приложение 3)
Учащиеся. - Уважайте старость – она никого не минует. - Братья наши меньшие ждут помощи от человека. - Умей сострадать другим. - Бездушие разрушает человека и т.д. Учитель: Стихи – отражение внутреннего мира, зеркальное отражение души человека. Кто же он, чьи стихи нас так взволновали, заставили задуматься о вечных ценностях: родственных связях, о доброте и зле, о человечности? Это стихи Е. Черновой, живущей в Губахе, человека, не равнодушного к горю. Ученик:
Учитель: Обратимся к рассказу В.Болотова “Хлеб с тараканами”. Автор вспоминает свое детство, соседа Ваньку, который был старше лет на 10 и зло шутил над ним.
Заступиться за безотцовщину было некому. Приобретя такой негативный опыт, автор не устоял перед грешным желанием попользоваться им и отомстить.
Быть хорошим человеком трудно. Трудно хотя бы потому, что человеческая жизнь не является прямой, гладкой дорогой без сучка и задоринки, что в судьбу каждого человека вплетаются сложные, а порой и тяжелые испытания. Умение владеть собой, умение самому упорно и кропотливо выстраивать свой внутренний мир таким, каким он тебе видится в идеале – великое умение. Ученик читает стихотворение “Жизнь как жизнь”. (Приложение 4) Эпиграфом к уроку я взяла слова Есенина. Перед вами несколько высказываний (напечатаны на листах). Какое из них, по-вашему, более отражает тему нашего разговора? Почему? Учащиеся обосновывают свой выбор.
Мы испытываем печаль от скоротечности нашей жизни, радость, если эта жизнь прожита не напрасно. Мы все больше размышляем над драматическими путями вхождения России в новую историческую эпоху. Состоимся ли мы в реальной истории? Выживем ли? Чудо в жизни творят сами люди: их добрые сердца, их активность, трудолюбие, их отношение к природе, их желание быть лучше, делать мир вокруг себя прекраснее. И, если человек живет в гармонии с самим собой и окружающим миром, – это великое счастье! А свою жизненную позицию я хочу выразить словами поэтов.
Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |