Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Поэзия второй половины XX века. "И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души" (Ю.Визбор)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Поэзия второй половины XX века. "И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души" (Ю.Визбор)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 936

Плюснина Светлана Викторовна, преподаватель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,28 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Познакомить обучающихся с жанром авторской самодеятельной (бардовской) песни, с творчеством Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора, О. Митяева.

Задачи:

  • формирование представления обучающихся об авторской песне;
  • выявление связей литературы с музыкой, место авторской песни в литературном процессе;
  • создание условий для развития познавательных процессов у обучающихся;
  • создание условий для формирования коммуникативных качеств и умения оценивать себя;
  • создание условий для формирования творческих способностей у обучающихся;
  • создание положительного настроя на учебную деятельность;
  • воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-концерт.

Время: 45 мин

Оборудование: презентация, аудиозаписи песен Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, О. Митяева, карточки с опережающим заданием, тексты песен, гитара, чистые листы бумаги, карандаши.

Планируемый результат: знакомство с жанром авторской самодеятельной песни, творчеством Б.Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора, О. Митяева;

Ход урока
(урок сопровождается презентацией)

1. Организационный этап

Активизация внимания обучающихся. Выдаются карточки с опережающим заданием (из предложенного теоретического материала составить краткую биографическую справку об авторе и подготовить устное выступление) (Приложение 1).

2. Этап подготовки к усвоению нового материала

В исполнении преподавателя звучит песня «Люди идут по свету…» муз. Розы Ченборисовой, сл. Игоря Сидорова.

- Я не случайно начала наш урок именно этой песней. Она стала своеобразным гимном бардовскому движению, или как еще называют авторской песне. Вы уже поняли, сегодня на уроке мы поговорим именно об этом явлении в русской культуре. Мы рассмотрим понятие барды, бардовское движение, познакомимся с творчеством некоторых, наиболее известных авторов песен.

Бардовскую песню можно воспринять тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои образы. Бардовская песня – это язык сердца, души. Мир авторской песни - это удивительный мир. И мы отправляемся в путешествие по этому миру. А чтобы наше путешествие не было скучным, я предлагаю конкурс. Придумайте эмблему и девиз (слоган) к ней. Победителя ждет приз. Кроме этого, у вас на столах есть тексты песен известных авторов-исполнителей. Обратите внимание на глубокое содержание песен.

3. Этап усвоения новых знаний

Рассказ учителя: история развития бардовского движения.

Поэтический “бум” времен “оттепели”, всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой “авторской песни”. Название это условно и подразумевает творчество “поющих поэтов”, сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в “авторской песни” является стихотворный текст, которому подчинены музыка и манера исполнения. Словесная сторона принадлежит области художественной литературы. Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов XX века. Существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы “оттепели”, когда в противовес официальной советской песни чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычные по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Новеллы Матвеевой, Владимира Высоцкого и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, в неформальной обстановке. Эта неформальность авторской песни и составляет ее притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, она про каждого. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слеты, фестивали, возникали клубы авторской песни. Демократичность этого явления выразилась и в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало ее лучшие образцы поистине народными (авторов часто не помнили, несколько изменялся текст). Все эти признаки делают авторскую песню близкой к городскому фольклору.

Авторскую песню часто называют бардовской. Действительно, правильно ли сказать "бардовская песня"? Может быть, лучше - студенческая, авторская, гитарная, самодеятельная, любительская, туристская, костровая, походная? В каждом названии что-то есть. Ведь именно в студенческой среде после войны возникли многие и многие песни этого жанра. Они были этой средой подхвачены и внедрены в жизнь. И пелись эти песни часто в туристических походах, у костров, и всегда под гитару. Отсюда еще один термин: поэзия под гитару или поющаяся поэзия. Основное качество такой песни – это то, что за ней всегда стоит какое–то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой. Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, бытовала в разных странах.

- А кто из вас знает, что обозначает слово «бард»?

Существует такая притча:

Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного мира друидов преклонялись многие народы. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца. Пройдя испытание, обучение, посвящение, избранный и назывался бардом. Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в людей свет и истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

Авторская песня, или бардовская — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой, ориентация на коллективное пение непрофессионалами. Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует.

Сначала основу жанра составляли студенческие и туристские песни, которые появились ещё в 1930-х (например, романтические песни, сочинённые П. Коганом и Г. Лепским, самой известной из которых стала «Бригантина»). (В записи звучит песня «Бригантина») (Приложение 2)

В начале 50-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина. Одним из ярких самодеятельных авторов этого периода был Юрий Визбор. (рассказ об Ю. Визборе(опережающее задание), аудиозапись песни «Милая моя»).(Приложение 2) Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х с появлением магнитофона. В это время начал систематически сочинять песни Б. Окуджава (рассказ об авторе (опережающее задание), аудиозапись песни «А иначе зачем?») (Приложение 2)

Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Вероника Долина, Александр Дольский и многие другие, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева (рассказ о В. Высоцком (опережающее задание), аудиозапись песни «Песня о друге») (Приложение 2).

Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность (звучит песня «До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы) (Приложение 2).

Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию. Но благодаря «магнитиздату», её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга.

Авторская песня на современном этапе.

С начала 1990-х гг. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни популярные альбомы «Песни нашего века». Ежегодно в разных уголках нашей страны проходят фестивали авторской песни. Наиболее известным является Всероссийский фестиваль имени Грушина, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой.

4. Этап закрепления новых знаний.

-Кто из вас слышал что-нибудь о таких фестивалях? В разных уголках Свердловской области ежегодно проходят такие фестивали.

-А кто участвовал?

-Что можно сказать о той атмосфере, в которой проходят такие фестивали?

( атмосфера дружбы, тепла, искренности, душевности)

- А как вы думаете, почему авторские песни исполняются под гитару?

Гитара, как никакой другой музыкальный инструмент, подходит для бардовской песни. Лирическая, мягкая, задушевная, проникновенная, она хороша и в узком кругу друзей, и в туристическом походе, у костра. Гитара - самый интимный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой музыкальный инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. А в бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

-А кого из современных авторов самодеятельной песни вы знаете?

-Наиболее ярким представителем современной авторской песни является Олег Митяев.

(опережающее задание: краткая биографическая справка об авторе)

5. Подведение итогов.

Наше путешествие в удивительный мир авторской песни подходит к концу. Мне очень хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Что вам больше всего запомнилось, может быть удивило, а, может, разочаровало? Что нового вы открыли для себя?

Подведение итогов конкурса. Награждение (диск с записью песен известных самодеятельных авторов).

А сейчас я предлагаю вам спеть всем вместе известную песню Олега Митяева «Изгиб гитары желтой…» (Приложение 3). Песня исполняется под звуки гитары.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21