Преподавание литературы Знакомство с обрядовой поэзией в 6-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 904 Балантаева Эльвира Ивановна, учитель начальных классов Цели:
Оборудование:
Тип урока: урок обобщение Ход урока 1. Вводное слово учителя - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с обрядовой поэзией. Календарно-обрядовое песни - древнейший вид народного творчества, связанный с сельскохозяйственным календарём - распорядком работ по временам года. 2. Актуализация знаний. Выступление учащихся с рефератами на темы: "Святки", "Масленица", "Весенние заклички", "Пасха", "Троица", "Ивана Купалы". (Анализ учителя по выступлениям.) Вопросы учащимся: - Что главное в песнях (колядках)? (Пожелание богатства и добра) - Как награждали участников за исполнение обряда? - В какое время и когда проводили масленицу? (На последней неделе перед Великим постом, когда чувствуется приближение весны) - К кому обращались с закличкой? - Что давали на Пасху за исполнение песен? (В первую очередь крашеные яйца) - Как встречают Троицу в нашей деревне? - Что происходит в день Ивана Купала? - Когда совершали обряды осенью? (Когда заканчивали уборку хлеба). 3. Физкультминутка. 4. Инсценирование учащимися 5 класса. В класс входят заранее подготовленные учащиеся с пением песенок - колядок. Ведущий:
Хозяин: Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны! (Хозяин и хозяйка угощают гостей) 1 ученик: Дай Бог тому, кто в этом дому! 2 ученик: Вот и каша густа, вам мед на уста. 3 ученик: Вам и плюшек с творогом, И детишек полный дом! Ведущий: Пойдем колядовать к дяде Николаю. 1 ученик:
Ведущий: Может крепко спит дядя Николай? Давайте ещё ему споем. Николай: Кто тут орет, спать не дает? Все: Это мы - колядовщики! Николай: И охота вам в этакий мороз с теплой печке вставать, петь да плясать? Девочки:
1 ученик:
2 ученик:
Все:
(Анализ учителя сценки.) - Какой праздник инсценировали учащиеся 5 класса? - С какими пожеланиями приходили в дома колядовщики? - Чем награждали хозяева колядовщиков. 5. Игра "Литературное лото" 1) Раздадим учащимся заранее подготовленное игровое поле и карточки с текстами. 2) Попросим прокомментировать слова, напечатанные на игровом поле, используя материал учебника. 3) Попросим разложить карточки с текстами на игровом поле. 4) Проверим по последовательности номеров текстов - карточек, правильно ли выполнено задание. Игровое поле
Карточки с текстами.
6. Словарная работа. Проясним непонятные слова. Что такое жито, серп, жать, сноп? Воспользуемся словарем В.И. Даля, найдем значения слов. 7. Закрепление изученного. Разгадывание кроссворда. 1. Что пели под окнами ряженые? (Колядки) 2. Как называются песни, в которых воспевались достоинства хозяина дома? (Величания) 3. Особым образом высказанная просьба? (Обряд) 4. Песни, обращенные к птицам? (Заклички) 5. Песни, которые пели на Пасху молодым? (Вьюнишные) Итог урока. Домашнее задание. Написать сочинение на тему "Праздники моего народа". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |