ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

Вы просматриваете сокращённую версию работы.
Чтобы просмотреть материал полностью, нажмите:

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Филология

Статья: Речевой жанр - "портрет человека": коммуникативно-прагматическая интерпретация

Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 821

Н.А. Седова, Омский государственный университет, кафедра русского языка

644077, Омск, пр. Мира, 55-А

Конкретное содержание и язык словесного портрета формируется под воздействием комплекса жанрообразующих факторов. Остановимся на них подробнее.

Любое портретное описание подчинено определенному коммуникативному намерению (интенции) создателя портрета, а именно - с требуемой степенью словесной детализации описать, воссоздать какой-либо предмет или лицо, его характерные составляющие (части) и отличительные признаки. Исследователями-жанрологами (М.М. Бахтиным, Дж. Остином, Дж. Серлем, Е.А. Земской, Т.В. Радзиевской, Т.В. Шмелевой и др.) коммуникативная цель признается первостепенным, главным фактором организации любого текста. Название речевого жанра - "портретирование человека" - и его основная интенция содержат указание на объект описания - человека, у которого выделяются прагматически приоритетные стороны, черты, части. Таким образом, коммуникативное намерение говорящего является общим, интегративным началом для всех без исключения речевых жанров.

Существует целый комплекс других признаков, которые носят не общий, интегральный, а более частный, дифференциальный характер и обусловливают существование разновидностей портретных описаний. К ним мы относим дополнительные интенции говорящего, типы и подтипы речевых ситуаций, субъект речи, адресат, субъект референтной ситуации, тип межличностного взаимодействия коммуникантов, функциональный стиль общения. Рассмотрим их. Что значит для портретного описания человека тип ситуации общения? Какие ситуации общения имеются в виду? Вслед за Дж. Лайонзом и Е.В. Падучевой мы различаем каноническую и неканоническую речевые ситуации. Каноническая (полноценная) речевая ситуация - это ситуация общения, в которой говорящий и слушающий присутствуют в контексте сообщения; момент произнесения высказывания говорящим совпадает с моментом его восприятия слушающим; говорящий и слушающий находятся в одном и том же месте, обычно отсюда следует, что они видят друг друга и имеют общее поле зрения (см. Падучева 1995, С. 259; Русский язык. Энциклопедия. 1997, С. 481). Главным признаком такой "face to face interaction" является то, что участники речевой коммуникации находятся в прямом взаимодействии. Неканоническая речевая ситуация представляет собой полное невыполнение условий осуществления полноценной речевой ситуации: пространство говорящего не совпадает с пространством адресата, время произнесения высказывания (время говорящего) не совпадает со временем восприятия (время адресата), высказывание может не иметь конкретного адресата [12, c. 481]. Помимо этих глобальных типов ситуаций, существуют более частные подтипы коммуникативных ситуаций, обусловленные меняющимися дополнительными интенциями говорящего, в которых может быть востребовано портретное описание человека. Дадим их типизацию.

1. Ситуация описания человека с целью его представления кому-либо. Назначение такого портрета - выделение человека говорящим из множества людей. Дифференциация человека происходит путем называния его отдельных черт, деталей. Выбор последних зависит от того, каноническая это ситуация или неканоническая. Так, в канонической ситуации говорящий ограничивается перечислением немногих черт представляемого человека. Это непосредственное и спонтанное портретирование: называется самое основное и в небольшом количестве. Это поверхностное портретирование в том смысле, что говорящий за короткое время, без длительных раздумий должен назвать те черты и качества, с которыми он ассоциирует человека и которые актуальны для него или слушающего в данной ситуации. Средством выделения человека становятся его очень личные, супериндивидуальные принадлежности. В первую очередь, это имя собственное, к нему могут добавляться одна - две черты внутреннего мира (в официальной обстановке - деловые качества), представляющие, по мнению говорящего, квинтэссенцию личности, а также другие нефизические характеристики (степень социальной близости - родство, дружба, профессиональная деятельность и т.д.). В канонической речевой ситуации внешность человека не описывается, поскольку у говорящего и адресата единое поле зрения. Напр.: Николай Степанович поглядывал на него с нежностью и торжественно сказал о нем: "Это мой Гумильвенок" (Н. Чуковский); - Рекомендую - Петровна, женщина с большим характером и настойчивостью (Е. Водовозова). Когда субъект референтной ситуации не находится в непосредственной близости к говорящему и слушающему, то говорящий в качестве презентации может дать информацию, которую представляемый человек не хотел бы услышать о себе. Эти сведения могут носить очень личный характер, быть недостоверными или выражать негативное эмоциональное отношение говорящего к субъекту референтной ситуации. Напр., представление Андрея Болконского: - А, вы его знаете? - сказала Перонская. - Терпеть не могу. По нем теперь все с ума сходят. И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие-то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, - сказала она, указывая на него. - Я бы его отделала, коли б он со мной так поступил, как с этими дамами (Л. Толстой). Как правило, такое представление человека имеет место в ситуациях неформального общения.

Встречается и самопредставление человека. Поскольку личностную характеристику себе давать не принято, то самопредставление говорящего ограничивается сообщением имени собственного и нефизических характеристик по роду деятельности, происхождению, степени социальной близости. Напр.: - Балаганов, - представился рыжеволосый, - Шура Балаганов; - Я сын лейтенанта Шмидта (И. Ильф, Е. Петров).

Представление человека в канонической ситуации общения являет собой тип речи, или речевой регистр, который по способу отражения действительности Г.А.Золотова называет информативно-описательным. Этому регистру противостоит изобразительно-описательный. В этом случае субъект речи сообщает о длительном во времени, наблюдаемом процессе [8, с. 167]. В связи с анализируемым материалом кажется актуальным предположение, что "один и тот же жанр может быть чисто речевым при отсутствии специально спланированного, сознательно использованного построения речи и риторическим - в случае сознательного планирования и употребления тех или иных средств" [14, c. 28] (Курсив автора. - О.С.). Думается, что портрет-представление человека в канонической ситуации воплощается в речевой разновидности данного жанра. Таким образом, представление человека в целом ряде канонических речевых ситуаций - это неполный (по сравнению с тем, что вообще можно сказать о человеке), поверхностный, непротяженный, но достаточный в данном случае портрет, выдержанный в информативно-описательном регистре и представляющий речевую разновидность жанра с описанием нефизических, внутренних сторон человека. В ситуации неканонического, опосредованного временем и расстоянием общения у говорящего есть возможность более внимательно "рассмотреть" объект описания. От субъекта речи зависит, использует он эту возможность или нет. Поэтому в неканонической ситуации портрет-представление может быть неполным и полным, поверхностным и глубоким, односторонним и многоаспектным, непротяженным и протяженным, отражать действительность в режиме информативно-описательного или изобразительно-описительного регистров, принадлежать к риторической или речевой разновидности жанра. Поскольку у говорящего и адресата нет единого поля зрения и воспринимающий информацию не может созерцать субъекта референтной ситуации, то при представлении человека наряду с описанием внутренних, нефизических качеств закономерно и необходимо описание его внешности. Это позволяет создать конкретно-наглядный и целостный образ портретируемого. Напр.: Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза - пламенные и выразительные. Волосы тоже как смоль - она зачесывала их гладко на пробор, с буклями над ушами, они очень блестели и лоснились. Любила носить шали. В разговоре жива, блестяща, смела. Характером обладала властным - в отца. Насквозь была проникнута искусством - искусство это опиралось, разумеется, на страстный женский темперамент (Б.Зайцев).

2. Ситуация описания человека с целью его идентификации. Отношения идентификации подробно описаны Н.Д.Арутюновой (см.[1, c. 284 - 325]). "Акт идентификации устанавливает тождество объекта самому себе путем сопоставления свойств, признаков, фактов и т. п., данных в непосредственном наблюдении или поступающих по каналам информации, со сведениями или впечатлениями, вытекающими из прошлого опыта. Идентификация есть итог сличения результатов разного знания, прямого или опосредованного" [1, c. 284]. В зависимости от характера сопоставляемого опыта исследовательница выделяет пять типов ситуаций идентификации. Для речевого жанра "портрет человека", на наш взгляд, актуальны две из них: ситуация перехода от знания к знакомству и ситуация узнавания. Ситуация перехода от знания к знакомству может иметь несколько практических реализаций. Во-первых, переход от когнитивной информации к визуальному наблюдению может быть целенаправленным, предусмотренным, заранее известным. Например, это происходит в том случае, когда не видевшиеся ранее люди назначают встречу и в качестве идентифицирующего признака сообщают детали своего внешнего облика, называя, как правило, предметы одежды и аксессуары. Напр.: Я буду в черном длинном пальто; На мне будет шляпа с широкими полями; В руках я буду держать трость (зонт, портфель). Во-вторых, переход от знания к очному знакомству может быть непредусмотренным, неожиданным. В этом случае предполагается, что лицо, осуществляющее акт идентификации, благодаря своему прошлому опыту, имеет идентифицирующие сведения. В качестве последних выступает портретное описание, содержащее указание на индивидуализирующие черты внешнего облика человека, его "особые приметы". Типичным примером такого описания человека является криминалистический портрет, так называемая "ориентировка", при поиске преступника или пропавшего человека. Напр.: Советским РОВД г.Омска по факту совершения преступления разыскивается Гуреев Алексей Иванович 1970 г. ро