Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы на тему: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!.."
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы на тему: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!.."


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 899

Иванова Ирина Александровна, учитель информатики; Малькова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы

Тема. Биография Марины Цветаевой.

Цели.

  1. Познакомить с основными вехами жизни М. Цветаевой.
  2. Определить основные черты личности поэта.
  3. Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни, тем самым прокладывая “тропинки” ко всем следующим урокам.
  4. Осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами М. Цветаевой.
  5. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Оборудование. Мультимедиа проектор.

Урок представляет собой комментарий учителя к слайдам мультимедийного слайд-шоу, в котором использовано чтение учениками стихов.

Слайд 1. Портреты Марины разных лет.

Ученик. Чтение стихотворения “Идёшь, на меня, прохожий…” (Коктебель, 3 мая 1913 г.).

Слайд 2. Портрет 1913 г.

Учитель. 26 сентября 1882 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.

Ученик. Чтение стихотворения Красною кистью (16 августа 1916 г.).

Слайд 3. Марина с отцом. И. В. Цветаев на открытии музея.

Ученик. Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков-копий различных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.

Слайд 4. Портрет матери.

Учитель. Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую и романтическую натуру она выплескивала в звуках. “После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом”, – говорила Марина.

Слайд 5. Марина с Асей.

Ученик. “Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь, – являвший собой некий союз одиночеств”. Еще одним “одиночеством была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком могла найти Марина единственного слушателя и единственную родственную душу.

Слайд 6. Марина за роялем.

Учитель. Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен, она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было ее детство.

Ученик. Чтение стихотворения “В зале” (1908–1910.)

Слайд 7. “Вечерний альбом”.

Учитель. Взрослела Марина, вместе с ней креп и ее талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.

Слайд 8. М.Волошин о сборнике.

Ученик. Первым, кто прочитал “Альбом” и сразу же на него отозвался, был М. Волошин. В этой книге он увидел почти все. Он оценил в цветаевских стихах – искренность. По его мнению, никому в поэзии не удавалось писать о детстве из детства.

“Это очень юная и неопытная книга, – писал Волошин, – ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строча будет понятна и уместна. Автор ее владеет не только стихами, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения. “Вечерний альбом”это прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием”.

Для гимназистки это была огромная радость и поддержка. В Волошине, “любимом и родном Марксе”, она нашла друга на всю жизнь.

Чтение стихотворения “К вам душа так радостно влекома…”

Слайд 9. Портрет Марины. 1925.

Учитель. Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и посмотрим, что пишет о Марине ее дочь в своих воспоминаниях: “Моя мать была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у нее – даже склоняясь над письменным столом, она хранила “стальную выправку хребта”. Волосы ее, золотисто каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цветом винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода…”. Такой была Марина.

Слайд 10. Коктебель.

Ученица. Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Волошина. Удивительное время, проведенное с

Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми Счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина немного писала.

Чтение стихотворения “Моим стихам, написанным так рано…” (Коктебель, 13 мая 1913).

Слайд 11. Групповой портрет. Впервые с С.Эфроном.

В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь крупный розовый камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

Слайд 12. Марина и Сергей.

Ученик. Чтение стихотворения “…Я бы хотела жить с вами…” (10 декабря 1916).

В дневнике Марины есть запись: “Сережу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Он блестяще одарён, умён, благороден. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша! Я постоянно дрожу над ним. От малейшего волнения у него повышается температура, он весь – лихорадочная жажда всего. Наш брак до того не похож на обычный, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не изменилась. Мы никогда не расстаёмся. Наша встреча – чудо…”

Слайд 13. Портрет Сергея 1917 г.

Ученик. Чтение стихотворения “Я с вызовом ношу его кольцо!” (3 июня 1914 г.).

Учитель. Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроновым в январе 1912 года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой “Взыскание погибших”. Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.

Слайд 14. Аля.

А в октябре того же, 1912 года, у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. “Я назвала ее Ариадной вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые считают, что это салонно…

Ариадна – ведь это величественно!

Именно поэтому…”

Это было маленькое чудо с огромными глазами и горячим cердцем, которому Марина посвятила много своих стихов.

Ученик. Чтение стихотворения “Четвёртый год…”(24 марта 1916).

Слайд 15. Марина и Аля 1915 г.

Учитель. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром ее внимания и любви.

Ученик. Чтение стихотворения “Ты будешь невинной, тонкой” (5 июня 1914).

Учитель. А теперь поговорим о тех, кто окружал Марину. О тех, под чьим влиянием формировалась ее судьба, развивался ее талант.

Слайд 16. А.Ахматова.

Учитель. По-видимому, ближе всех ней по духу, по творческим импульсам была тогда А. Ахматова. Именно в это время пробуждается у Марины особый интерес к ахматовской лирике. В этих изысканных стихах живут могучие страсти. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу. Она пишет об Ахматовой: “разъярительница ветров”, “насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн”, “златоустая Анна – Всея Руси искупительный глагол”:

Ученик. Чтение стихотворения “О муза плача, прекраснейшая из муз!”(19 июня 1916).

Слайд 17. А. Блок.

Учитель. Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Анастасия Цветаева пишет в своих воспоминаниях об отношении сестры к поэту: “Творчество одного лишь Блока восприняла Марина. Как высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности этой Высоте она и помыслить не смела – только коленопреклонялась”. Таким поэтическим коленопреклонением стали все Маринины стихи к Блоку в 1916 и 1920 годах, проза о нем, с чтением которой она выступала в начале 30-х годов в Париже. Нигде не опубликованная рукопись выступления не сохранилась. А вот одно из цветаевских стихотворений цикла “стихи к Блоку”.

Ученик. Чтение стихотворения “Ты проходишь на запад солнца,…” (2 мая 1916).

Слайд 18. Марина в послевоенные годы.

Ученица. Судьба распорядилась так, что М.Цветаева провела в России годы первой мировой войны и революции. Этот человек обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы остальных людней, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей. Что писала Марина в эти годы – длинными, зимними, голодными вечерами, у слабо потрескивающей печки, под бульканье воды в котелке, где варились с великим трудом приобретенные картофелины?

Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё что можно было продать, – продано. Всё, что можно было сжечь, чтобы не замёрзнуть, – сожжено. Её томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода, но голод был и приюте. Ирина, младшая, умерла. При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый раз ожидая развязки. Знала ли, что в тягостном ожидании между жизнью и смертью пройдут годы? Она ждала. Спасало лишь одно – поэзия. Все силы стиха, живущие в ней, словно бросились на помощь. Рождались звуки и слова. В тёмной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появились мудрые строки. Мигал огонь, шла ночь, о чердачную крышу стучал дождь, сердце сжималось от тоски и дурных предчувствий. Но возникали стихи, помимо воли, из каких – глубинных, неисчерпаемых душевных родников.

Чтение стихотворения “В сокровищницу полуночных глубин…” (15 июля 1921).

Ученик. …Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 года. “Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, ещё большим чудом будет наша встреча грядущая…”

Марина записала в тетради: “С сегодняшнего дня – жизнь. Мой Серёженька! Если от счастья не умирают, то во всяком случае – каменеют. Я верю в чудо, Серёжа!”.

Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 они, наконец, встретились.

Слайд 19. Сборники “Психея”, “Ремесло”, “Царь-девица”.

Учитель. С июля 1921 года до мая 1922 года, до приезда в Берлин, Марина написала больше ста стихотворений, поэмы “Переулочки”, “Молодец”, “Егорушка”, циклы стихов “Психея”, “Разлука”, “Ремесло”.

Слайд 20. Б. Пастернак.

Ученик. Сильнейшим из берлинских литературных впечатлений оказалось для Цветаевой книга Пастернака “Сестра моя жизнь”. Она пишет, что тогда жила этой книгой, “пила ее, не отрываясь”. Всегда искавшая собеседников и друзей, она нашла друга в Пастернаке. Стихи его поразили Марину родством с ее собственной душой. Но, как часто случалось в судьбе Цветаевой, ее преследовал рок разлуки. Пастернак жил в России, Марина – в Берлине.

Чтение стихотворения “Расстояние, версты, мили…” (24 марта 1924).

Слайд 21. Марина и Аля в 1925 г.

Ученик. Берлин, Прага, Париж – по этимдорогам прошла вся судьба Марины. Весь сложный путь она была рядом с необыкновенным человеком – Алей. Их отношения были настолько удивительны, что порой казалось, возраст их разделяет. Цветаева посвятила дочери много замечательных стихотворений.

Ученица. Чтение Стихотворения “Когда – нибудь, Прелестное сознанье” (ноябрь 1919).

Слайд 22. Марина и Георгий.

Ученица 1 февраля 1925 года у Марины родился “вымечтанный сын” Георгий, Мур – так называли его дома. “Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил”, – писала Марина.

Слайд 23. А.С.Эфрон вспоминает о том, как писала Марина.

Ученик Налив себе кружечку кипящего черного кофе, ставила её на письменный стол, к которому каждый день своей жизни шла, как рабочий к станку – с тем же чувством ответственности, неизбежности, невозможности иначе… Лбом упираясь в ладонь, пальцы запускала в волосы, сосредотачивалась мгновенно… Писала только в тетрадях, простой деревянной ручкой с тонким пером, очень своеобразным, круглым, мелким почерком, ставшим из-за нарастающих сокращений трудно читаемым. Все больше рукопись становилась рукописью для себя… Закрыв тетрадь, открывала дверь своей комнаты всем заботам и тяготам дня.

Слайд 24. Портрет Марины 1926 г.

Учитель. В эти же годы Марина писала:

Ученик. Так одинока, как это пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде “стража беспечности” – роль самая выгодная. Весь день смотреть, направлять и все по мелочам… У меня нет человека, к которому прийти вечером, сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне непременно обрадовался бы, ни одного человека, которого не надо предварительно запрашивать: можно ли? Я здесь никому не нужна.

Чтение стихотворения “Существования котловиною задавленная в столбняке глушизн…” (11 января 1925).

Слайд 25. Возвращение на Родину.

Учитель. В 1936–1937 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулись в Россию.

Слайд 26. Портрет Марины 1939 г.

Ученик. Чтение стихотворения Седые волосы (27 сентября 1922).

Слайд 27. Портреты Али и Сергея Эфронов.

Учитель. Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

Слайд 28. Елабуга. Заявление в Литфонд.

Ученица Елабуга, где Цветаева первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Заявление в Литфонд.

Чтение текста.

В совет Литфонда

Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.

М. Цветаева. 26 августа 1941 года.

Слайд 29. Дом в Елабуге.

Учитель. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила… У Марины не было больше Сергея. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном врастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…

Слайд 30.Я – живейшая из жен…”

Ученик. Чтение стихотворения Е. Поспелова “Могила Цветаевой”.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21