Преподавание литературы Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1130 Лебедева Мария Михайловна, педагог-психолог; Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова). Задачи:
Ход урока 2-й слайд. Называется цель урока, комментируется основная задача. <Приложение 1> 3-й слайд. Учитель литературы: Начать наш урок хочу словами великого философа Гельвеция “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”. Психолог: Я хочу продолжить мысль народной мудростью “Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу”. Беседа с классом о том, что такое характер. Ребята называют черты характера, которыми обладают люди. Обсуждение 4-го слайда. 6, 7-й слайд знакомит ребят и присутствующих с результатами опроса, который провели ученики класса под руководством психолога школы. Опрошены были взрослые люди от 25 до 40 лет. Ребята задавали им вопрос: “Что может кардинально повлиять на вашу жизнь”.
8-й слайд. Учитель литературы: И потеря близкого человека, и неизлечимая болезнь может сломить человека, а может его закалить. От чего это зависит? (От его характера, от его жизненной цели.) Мы не раз читали стихотворения Э. Асадова. А сегодня на уроке я не случайно выбрала стихотворение именно этого поэта. (Ученик рассказывает биографию Э. Асадова (презентация)) <Приложение 4> 9-й слайд. Ученик читает стихотворение под музыкальное сопровождение.
Почему стихотворение написано от 2-го лица (наставление писателя читателю).
(Целеустремленность, напористость, трудолюбие, стойкость и др.) 10-й слайд. Еще раз обращаемся к результатам опроса, отмечая, что потеря близких может кардинально изменить судьбу. 11-й слайд. После вступительного слова учителя ученик рассказывает присутствующим биографию М.А. Шолохова (презентация). <Приложение 3>
12-й слайд. Работа в группах. Учащиеся составляют кластер. (1-я группа: А. Соколов до войны; 2-я группа: А. Соколов во время войны, после войны). 13-й слайд. Психолог. Наше состояние передается и через музыку. Какому периоду жизни главного героя соответствует данный музыкальный отрывок? (До войны, музыка спокойная, мелодичная.) Учитель литературы.
В его жизни гармония, спокойствие, ему большего и не надо. 14-й слайд. <Приложение 1>
Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А. Соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.
Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни Соколова: работал, начал выпивать.
15-й слайд. В чем смысл названия рассказа? Разбираем значение слова “судьба” по словарю Ожегова.
Судьба – многозначное слово.
16-й слайд. Вручение М. А. Шолохову нобелевской премии. 17-й слайд. Психолог с ребятами анализируют отрывок из произведения Алексея Черкасова и Полины Москвитиной “Конь рыжий”. Судьбы, как тропы в глухолесье, – всегда разные. Найдет человек сохатиную иль медвежью стежку – и пошел по ней. Потом удивляется: какая нечистая сила понесла его по такой дремучести, где сам черт ногу сломит? Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему. Случается: человек долго ищет судьбу. Набьет ноги, не раз умоется горькою слезою; брызнет седина в голову, а ему все еще кажется - жизнь впереди!.. Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко, что многим возле него хоть водой окатывай: невмоготу припекает. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом. Есть судьбы легкие. Век проживет иной, ни разу не охнув. Есть трудные, когда, как говорят в народе, на бедного Макара все шишки валятся. Сколько людей – столько судеб, все не охватишь. 18-слайд. Составляется копилка судьбы. (Ребята на интерактивной доске записывают черты характера, которые являются главными в жизни человека). 19-й слайд. Ученик рассказывает о судьбе Героя Великой Отечественной войны Ленкина Александра Николаевича, показывая презентацию. <Приложение 2> 20-й слайд. Заканчиваю урок стихотворением Ю. Левитанского.
Подводятся итоги урока. Домашнее задание. Прочитать по книге “Вокруг тебя - мир” отрывки из книги С. Алексиевич “Последние свидетели”, написать сочинение по теме “Война в судьбе ребенка”. Приложение: презентация “Судьба человека”, “Биография Э. Асадова”, “Биография М. А. Шолохова”. <Приложение 3> Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |