Преподавание русского языка Урок русского языка в 8-м классе на тему "Вводные предложения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1129 Киселева Анна Альбертовна, учитель русского языка и литературы Оборудование: Презентация в Power Point Цели урока: 1. Дать понятие вводных предложений, их значений, особенностей постановки знаков препинания. 2. Развивать умение находить в художественном тексте вводные конструкции, выделять устно с помощью интонации, на письме – знаками препинания. 3. Воспитывать интерес к художественной литературе, к слову. Через произведения В.Солоухина пробуждать у учащихся самые лучшие качества человека: доброту, милосердие Ход урока:1. Орг. момент.- Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? (Вл. Солоухин) Воспользовавшись стихотворением В.Солоухина (слайд 2), я хотела бы поприветствовать всех присутствующих и предложить доброжелательное общение. - Если выразить главную мысль стихотворения с помощью предложения с вводным словом, как оно будет выглядеть? По словам В.Солоухина, “здравствуйте” имеет огромное значение для общения. (слайд 3) - Запишите это предложение в тетрадь. 2. Повторение.- Сегодня мы продолжим работу с вводными конструкциями. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения. - Дайте определение вводных слов. На какие группы по значению делятся вводные слова? (слайд 2) - Определите значение у вводного слова в записанном предложении. Упр. 271 (читаем, комментируем знаки препинания при вводных словах, определяем значение – устная работа) Очевидно – различная степень уверенности; во-первых, во-вторых, наконец – порядок мыслей и их связь; к сожалению – различные чувства; таким образом – замечания о способах оформления мыслей. - Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают?” -Постройте предложение таким образом: Люди читают, я думаю, чтобы… (чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире.; чтобы “убить время”. 3. Новый материал- Таким образом, мы записали предложение на новую тему. Назовите вводное предложение. По значению к какому вводному слову оно близко? (по-моему – источник сообщения). Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией. (читаем вслух еще раз с учетом правила) Вводные предложения могут на письме выделяться скобками, реже – тире, если они выражают дополнительные замечания или пояснения. Убедимся мы в этом на примере отрывка из рассказа В.Солоухина “Закон набата”. (слайд 4) - В этом рассказе В.Солоухина говорится о пожаре и поведении людей во время бедствия. Автор показал наше отношение к чужому горю. Как часто мы проходим мимо тех, кому нужна помощь, а если даже и замечаем, то успокаиваем свою совесть словами: “Это не наше дело”. К сожалению, беды случаются все чаще, и это уже не только пожары, но и катастрофы, террористические акты, которые заставляют содрогаться весь мир. Этим рассказом В.Солоухин убеждает нас, что только вместе мы сила. Напомню, что набат – сигнал тревоги в случае каких-либо бедствий. Закон набата (слайд 5) …Мужики и бабы побросали косы и серпы (стояло жнитво), полумертвые прибежали в село, кое-кто от самого Самойловского леса. Велик и непреложен закон набата: старый ли ты, усталый ли, занятой ли ты человек – бросай все и беги на зовущий голос. Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь. И бегут с топорами, с лопатами, с ведрами. Кое-кто с вилами – на всякий случай. Неизвестно, что за беда. Не ровен час, пригодятся и вилы. И поднимется в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что непреложен и велик закон набата. Закон набата будет современен всегда, пока в мире случаются несчастья. И пока у человека есть душа, набат будет звучать для него. - Выпишите из текста предложения, которые включают в себя вводные, со скобками и тире. (1,5) По учебнику читаем теоретический материал с примерами. Упр. 273 (устно) В данном упражнении представлены все случаи выделения вводных предложений. Упр. 275 (у доски) Метель, кажется, нескоро утихнет (различная степень уверенности) – Метель, я думаю, нескоро утихнет. Наши шахматисты добьются, несомненно, больших успехов на олимпиаде. – Наши шахматисты добьются, в этом никто не сомневается, больших успехов на олимпиаде. Земледельцы Кубани, по сообщению газет, успешно ведут весенние полевые работы (источник сообщения) – Как сообщают газеты, земледельцы Кубани успешно ведут весенние полевые работы. 4. Комментирование Д/З. Упр. 274- Выполняя домашнее упражнение, используйте различные знаки препинания при выделении вводных предложений. Например, Путешествие на теплоходе по Волге (это было в прошлом году) оставило неизгладимый след в моей памяти. Зеленый мыс – так называется одно из красивейших мест на побережье – находится вблизи Батуми. 5. Итог урока. Выставление оценок.- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием “вводные предложения”, с особенностями постановки знаков препинания при них. А также с помощью В.Солоухина постигли непреложные истины. Закончить урок я хотела бы также словами В.Солоухина: “Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко”. В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения: Всякая черта характера взрослого человека, как утверждал В.Солоухин, имела в детстве свой зародыш, свое семечко. (слайд 6) - Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена. Использованная литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |