Преподавание русского языка
"Выразительные средства художественной речи". Программа авторского элективного курса по выбору (для профильной подготовки в 9-м классе)
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1775
Белых Ирина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Количество часов – 16. Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание. Цели элективного курса: - углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
- научить различным приёмам использования выразительных средств;
- способствовать росту речевой культуры школьника.
Задачи элективного курса: - знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
- изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;
- обеспечение расширения лингвистического кругозора;
- формирование языкового вкуса;
- наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;
- обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку”.
В результате изучения курса учащиеся должны знать: - общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи;
- грамматические нормы литературного языка;
- нормы произношения современного литературного языка.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - владеть устной и письменной речью;
- правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
- самостоятельно исследовать текст с целью решения поставленных перед ним задач;
- выразительно читать художественное произведение;
- работать с различными видами словарей.
Учебно-тематический план № п/п | Тема занятия | Практическая часть | | I. Выразительные средства фонетики. Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма. | Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки. Стихотворения А.С.Пушкина. | | II. Выразительные средства словообразования. Паронимы, парономасы. Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках. | Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки. | | III. Выразительные средства лексики. Метафора... “Скрытое сравнение”. Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”. | М.Ю.Лермонтов “Парус” | | Метонимия и синекдоха. Тропы и фигуры в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”. | М.Ю.Лермонтов “Бородино” | | Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования. | С.А.Есенин “Поёт зима – аукает…” | | Эпитет как разновидность тропа. | Тренинг по определению эпитета К.Д.Бальмонт “Снежинка” | | Сравнение – простейший вид тропа. | Тренинг по определению сравнения К.Г.Паустовский “Мещёрская сторона” | | Олицетворение (персонификация) – один из распространённых художественных тропов. | Тренинг по определению олицетворения | | Гипербола и литота. | К.Д.Бальмонт “У чудищ” | | IV. Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур. Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур. | А.П.Чехов “Пересолил” М.М.Зощенко “Обезьяний язык” | | V. Выразительные средства синтаксиса. Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия. | А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” И.И.Хемницер “Лев, учредивший совет” | | Словесные повторы. Градация. | Н.М.Рубцов “Острова свои обогреваем” | | Антитеза (противопоставление). Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...” | А.А.Блок “Полный месяц встал над лугом...” И.С.Шмелёв “Русская песня” | | Оксюморон. | Тренинг по определению оксюморона | | Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры. | Общий анализ текстов с использованием нескольких изобразительно-выразительных средств. | | Тропы и фигуры в стихотворении Давида Самойлова “Сороковые” | Давид Самойлов “Сороковые” | Использованная литература: - Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.
- Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.
- Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. – М., 1966.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Наука, 1971.
- Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1989.
- Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус. яз. в шк. -2001. - № 1. – С. 74-77.
- Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. – Волгоград, 1983.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|