Преподавание русского языка Структура и компоненты сочинения-рассуждения части С ЕГЭNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2595 Цховребова Зейнаби Николаевна, учитель На ЕГЭ наиболее сложным для учащихся является задание С1. Поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся. Особое внимание уделяется основному свойству текста - неразрывности единства формы и содержания. Важно, чтоб дети хорошо знали, какие существуют требования к сочинению, каковы критерии оценивания задания С1, какое максимальное количество баллов можно набрать за всю работу. С каждым уроком дети познают все больше и больше, становятся более требовательными к себе. Расскажу об одном из уроков, который был проведен в 11 классе по теме "Обучение написанию сочинения части С1 ЕГЭ по русскому языку". Цель: Повторить знания об основных критериях оценивания сочинения по ЕГЭ:
Развитие умений самостоятельной работы с текстом:
Развитие умений редактировать текст. Техническое оборудование:
I. На первом этапе урока учащиеся повторили последовательность работы над сочинением, которая совпадает с таблицей пошагового оценивания. На столах у каждого ребенка лежит эта таблица и текст В.Розова. Таблица пошагового оценивания сочинения.
Акцентируем внимание учащихся на три части таблицы и ставим задачи для каждого этапа написания сочинения. II. Переходим к работе с текстом: Слово учителя: Перед нами текст известного русского драматурга В.С.Розова. Человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости", "Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли". - Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье? Читаем текст. (1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет. (9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: <<Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай>>. (11)Обратите внимание на начало фразы: <<Если хочешь быть оптимистом:>> (12)И еще - << вникай сам>>. (13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. (14)Сестры спрашивали: <<Розов, что ты такой веселый?>> (15)А я отвечал:<<А что? Это нога болит, а я-то здоровый>>. (16)Дух мой был здоров. (17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: <<Царствие Божие внутри нас>>. (18)Гармоническое устройство этого <<царства>> во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за <<честного малого>> в себе, иначе - беда. (В. Розов) Формулировка задания с развёрнутым ответом третьей части работы
III. На следующем этапе задаются вопросы к тексту: - Итак, о чем рассказывается в этом тексте? ( О том, что такое счастье) - С чего начинается текст? (С тезиса ( 1 предложение), за которым следует вопрос ( 2 предложение). - Может автор считать, что счастье в здоровье, хорошей еде материальных благах? ( "И да, и нет". 12 предложение). - Какой вывод делает автор? Найдите предложения, которые отвечают на главный вопрос:"Что такое сердцевина счастья?" (предложения 14-22" Счастье кроется в гармонии личности:). Обращается внимание на индивидуальный слог писателя. - Прочитайте еще раз первый абзац, Какие выразительные средства использует автор? (Вопросно-ответная форма изложения (2,4,7 предложения); (Ряды однородных членов (3,4предложения); (Разговорные синтаксические конструкции (3,5,8,22 предложения); (Разговорная лексика ("И да, и нет"); (Риторические вопросы (2,4,7предложения); (Метафоры "Кроется сердцевина счастья", "Вступить в битву" (22предложение), "Дух был здоров"). - С какой целью автор вводит риторические вопросы, разговорную лексику? (Чтобы создать атмосферу непринужденности, воздействовать на чувства читателя, привлечь внимание к проблеме). Далее обращаю внимание учащихся на богатство и выразительность речи драматурга: - - Столько красоты в небольшой статье! Это настоящая экспрессия - от разговорной лексики до высоких слов! Это сближает автора и читателя. Розов цитирует и Горького, и Чехова, обращается к Библии. Вот он вест Розов-мастер! Призываю учащихся тоже творчески отнестись к своим работам. IV. Затем учащимся предлагается работа ученика N, который выполнил задание С1 к данному тексту (всем раздаем работу ученика N) Ответ С. В этом тексте В.Розов поднимает проблему счастья. Человек счастлив, когда его любят и ценят, когда всё вокруг хорошо: дом, работа, успех. "Счастье кроется именно в гармонии личности. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебя счастливым". Автор статьи призывает нас быть оптимиста ми, быть здоровыми, и тогда счастье не обойдет нас стороной. Я с автором полностью согласен. Двойкин Вася Дети читают сочинение ученика и приступают к устному редактированию и оцениванию по критериям ЕГЭ. - Что вы можете сказать по поводу данной работы? (Смотрим в таблицы, учащиеся оценивают каждый критерий) - К1 - Проблему N сформулировал, но нарушил речевые нормы. Некрасиво начинать предложение с местоименной фразы (0-1 балл). - К2 - В качестве комментариев цитируется большой фрагмент текста. (0 баллов). - К3 - Позиция автора сформулирована неточно: словосочетание "быть здоровым"-многозначное слово, надо конкретизировать его значение ("Счастье - в гармонии личности") (1 балл). - К4 - Мнение ученика формально заявлено, аргументы не приведены. (0 баллов). Ребята приходят к выводу ,что содержание сочинения не соответствует требованиям. Обращаем внимание на речевое оформление. - К5 - Речевая последовательность нарушена, нарушено и абзацное членение. (0 баллов) -К6 - Выразительные средства сочинения не используются, много однотипных синтаксических конструкций, бедный словарный запас(0 баллов). Итак, ребята приходят к выводу, что речевое оформление у N тоже неудачное. V. На следующем этапе урока ребята приступают к написанию сочинения: - С чего бы вы начали своё сочинение, учитывая требования 1 части таблицы? Одиннадцатиклассники предлагают несколько вариантов: 1) С лирического отступления о счастье 2) С формулировки проблемы, которую поднимает автор. 3) С цитаты о счастье. 4) С собственной позиции. Обращаю внимание детей на ключевые слова, которые можно использовать при составлении вступления. На экране появляются опорные словосочетания: Освещать проблему, поиск ответа на вопрос, понимать по-разному, сойтись в едином мнении, определенный этап жизни, древна как мир.. Затем ребята сочиняют вступление. Вот несколько вариантов работ: 1-вариант. (Сочинение начинается с лирического отступления о счастье). Счастье.... Весь мир занят поиском ответа на вопрос:" в чем заключается счастье?". Но, увы, люди не могут сойтись в едином мнении, так как каждый человек на определенном этапе жизни понимает счастье по-разному... 2-вариант. (Сочинение начинается с формулировки проблемы). Проблема, которую освещает автор в этом тексте, древна как мир, но каждый раз открывается с новой силой: где же его искать это счастье? Счастье для меня заключается в здоровье и благополучии моей семьи. Гармония внутри семьи, любовь, взаимопонимание. Что еще нужно для полного счастья? 3-вариант. (Сочинение начинается с цитаты о счастье). "Тот счастлив, кто счастлив у себя дома" - писал Л.Н.Толстой. Что может сравниться со счастьем в доме? 4-вариант. (Сочинение начинается с собственной позиции). Кроме самого тебя, никто не сделает твою жизнь счастливой. Ты - творец своего счастья и своей жизни. Чтобы стать счастливым, нужно "вникнуть в самого "себя", найти гармонию в себе. Думаю, это и хотел сказать автор. VI. Обсудив несколько вариантов, где звучит формулировка проблемы, переходим к устному комментированию. Напоминаем детям, что при комментарии нельзя уходить в пересказ и чрезмерное цитирование. Предлагаем учащимся оценить важность и актуальность заявленной проблемы. - Какие аспекты этой проблемы предлагает Розов для обсуждения? VII. Важным этапом является переход к выражению авторской позиции. Даем цепочку возможных синтаксических конструкции на экране: Автор анализирует ,подчеркивает, излагает, обращает наше внимание. В тексте содержится, излагается, ставится проблема. Для меня интересным, полезным, неожиданным... было. Не могу не согласиться с автором. С одной стороны..., с другой... Затем предлагаем смоделировать предложения, выражающие позицию автора, (запись на доске). 1 вариант. Именно духовное здоровье, внутренняя гармония, оптимизм и вера в себя (эти опорные слова выражают позицию автора). Предлагаем составить с/п предложение, чтоб данная конструкция стала придаточной частью. В результате работы учащиеся составляют предложение: Автор подчеркивает, что именно духовное здоровье, внутренняя гармония, оптимизм и вера в себя делают человека счастливым. 2 вариант. Продолжить предложение, выразить авторскую позицию. Чтобы стать счастливым нужно... Ребята составляют такое предложение: Автор считает, чтобы стать счастливым ,нужно найти гармонию в самом себе, найти свое призвание в жизни... IХ. На следующем этапе урока обращаем внимание на некоторые правила цитирования: - Как сделать цитату частью текста? Напоминаем, что использование частичного цитирования обычно не перегружает текст, а, напротив, делает его точнее, выразительнее, а наши выводы более убедительными. Учащимся предлагается при изложении собственного мнения использовать различные способы цитирования. На экране появляются опорные синтаксические конструкции, помогающие выразить личное мнение (напоминаем, что нужно привести не менее 2 аргументов). Авторская позиция мне (близка, вполне понятна); я полагаю (разделю, не сомневаюсь, утверждаю, каждому понятно, очевидно); ответ прост и сложен, прост, потому что:, сложен, потому что:; в заключении хотелось бы отметить: Дети устно аргументируют собственное мнение, объединившись в группы. Наиболее удачные ответы зачитываются: 1 аргумент (логическое суждение): Жизнь - это целый путь, целое испытание на пути к счастью. Он сложен и тернист, его дорога полна хитрых ловушек и обманов, что заставляет путника падать, сбиваться с пути, но тот, кто истинно стремится к этой цели, непременно найдет свое счастье, потому что "люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность". 2 аргумент (с опорой на художественное произведение): : Пьер Безухов ощутил счастье лишь тогда, когда "вступил в битву "за честного малого" в самом себе", когда, отказавшись от праздной и бездуховной жизни, обрел внутреннюю гармонию в любви к Наташе. В заключение задаю вопрос: - Какой бы фразой вы закончили бы сочинение? (Человечество всегда будет интересоваться вопросом, что же такое счастье). - : "Битва "за честного малого" в себе, иначе - беда". Может быть, этот текст и конкретно данная фраза заставит посмотреть многих из нас на себя с другой стороны и направит на верный, ведущий к счастью путь: Домашнее задание: Написать сочинение по тексту В. Розова к части С ЕГЭ. Технология подготовки к ЕГЭ по русскому языку осуществляется в педагогической практике разных учителей. Мне близок оказался путь, предложенный в данной статье. Мои выпускники показали высокие результаты на ЕГЭ по русскому языку. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |