Сочинения по литературе и русскому языку Сочинение: Тема чайки в комедии А.П. ЧеховаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 725 Министерство общего и профессионального образования Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара Кафедра литературы Буканова Е. Д. студентка 5 курса филологического факультета Дипломная работаТема "чайки" в одноименной комедииА. П. Чехова
Научный руководитель: профессор Кондратьев Б.С.
г. Арзамас, 2002 г. Содержание. стр.
Введение.А.П. Чехов всегда привлекал внимание критиков и литературоведов, но до конца загадка его творчества неразгаданна. С каждым новым прочтением его произведений читатели открывают новые, еще неизведанные стороны его прекрасного, загадочного мира. Сколько написано статей, докладов, книг, монографий, и все же никому не удалось найти однозначного решения многих проблем, которые поставлены Чеховым в его творчестве. Наиболее известные исследователи творчества А.П Чехова В. Кулешов, З. Паперный, М.П. Громов, А.И. Ревякин, А.П, Чудаков и др. При подготовке к работе мы изучили литературу о жизни и творчестве Чехова в целом. Биографические факты из жизни писателя, его письма к друзьям дали возможность понять настроения Чехова, его мысли и чувства. Труд В. Кулешова "Жизнь и творчество А.П. Чехова" рассказывает о жизненном пути великого писателя, его судьбе, неповторимой личности, многообразных связях с современниками, с общественными и политическими событиями эпохи. Художественные произведения Чехова анализируются как ступени его духовного роста, формирования его эстетического сознания. Для ознакомления с жизнью чеховской пьесы на сцене была изучена работа З. Паперного ""Чайка" А.П. Чехова". Книга З. Паперного представляет собой исследование, в котором проанализированы причины, побудившие А.П. Чехова преобразовать "устарелые формы нашего театра". Она посвящена разнообразным материалам общекультурного, исторического характера, охватывающим целое столетие, а также фактам, почерпнутыми в ряде случаев из архивных источников. Содержит анализ театральных постановок пьесы Чехова разных лет, раскрывает их особенность и причины неудачи пьесы на сцене. В "Книге о Чехове", не повторяя общеизвестное о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова, Михаил Громов ищет собственный, неординарный подход к личности и художественному миру писателя. Книга "А.П. Чехов. Идейные и творческие искания" Г.П. Бердникова рассказывает об идейных и творческих исканиях А.П. Чехова. Это - своеобразная духовная биография писателя, история его гражданского и творческого самоопределения, материалом для которой автору послужило все творческое наследие А.П. Чехова. Что такое искусство, каково его назначение? Как воспринимается и как воздействует на нас художественное произведение? Каковы признаки подлинного и мнимого искусства? А.П. Кузичева в поисках ответа на эти вопросы делиться с читателями своими наблюдениями в книге "Творчество: загадки, иллюзии правда". Центральное место в книге занимает анализ пьесы А.П. Чехова "Чайка", в которой писатель размышляет над проблемами творчества, ведет разговор о сложности и противоречивости личности художника. М. Вишневская в статье "Золотые цепи" из сборника "Вершины" сравнивает образы Нины заречной и Ларисы Огудаловой. А в основном же в своих доказательствах и наблюдениях мы исходим прежде всего из самого текста пьесы.
Цель нашей дипломной работы - раскрыть образ "чайки" в одноименной комедии А.П. Чехова. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изложить литературно - эстетические взгляды А.П. Чехова, его нравственный кодекс. 2. Раскрыть проблему жанра. 3. Объяснить символику названия пьесы. 4. Вскрыть образ - метафору воды и образ Нины Заречной. 5. Показать драматургическую традицию А.П. Чехова в пьесе М.А. Булгакова "Дни Турбиных". Принимая во внимание небольшое количество часов, отводимых в школе для изучения Чехова, можно сказать, что данная работа помогает дополнить картину творчества А.П. Чехова на уроках литературы, внеклассного чтения, факультативах и при изучении (прочтении) обзорных тем. Глава 1. Писатель и эпоха: о литературно-эстетических взглядах А.П. Чехова.1."Необходимость верить и любить" как прогрессивный настрой русской жизни, отраженный в творчестве А.П. Чехова.Ситуация в культуре конца 19 века складывалась под влиянием ряда факторов как социального, так и культурного характера. Если иметь в виду социальные отношения, царившие в стране, то это было время, когда наступало, как говорит один из героев драмы "Бесприданница", "торжество буржуазии". Переход к новым формам жизни осуществляется быстро, даже стремительно. Наступает "другая жизнь". Как верно отметил М.В. Отрадин, "этот переход к новой жизни резко проявился в выработке и утверждении другой системы нравственных ценностей, что прежде всего интересовало писателей" (46,227). А среди факторов культурного характера особенно значимым, во многом определяющим, было, по вполне понятным причинам, воздействие Л,Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Важнейшим свойством идейного мира Достоевского была сложность. Он как ни кто иной в 19 веке, сумел с почти физической ощутимостью воспроизвести запутанность духовной жизни человека, реальную непростоту бытия, неразрешимость проблем и относительность истины. По богатству проблемного содержания творчество Достоевского уникально. Подавленный бесконечной сложностью как самой действительности, так и ее осмысления, культурное сознание эпохи теряло нравственные ориентиры, а значит духовное здоровье, нередко приходя к безнадежному отчаянью. Культура дестабилизировалась, теряла жизнеспособность. Тенденция современного культурного сознания 19 века - освоить жизненную диалектику со всей возможной полнотой, мужественно и честно принимая самые острые вопросы и нерешенные проблемы, не удовлетворяясь приблизительными ответами, общими соображениями или лозунгами. Все это в полной мере нашло отражение в творчестве Ф.М. Достоевского. Но как отмечает А.Б. Есин, "не менее актуальна и иная тенденция - потребность современного человека найти в сложном и меняющемся мире стабильные ориентиры, стремление опереться на что то простое и ясное, укорененное в длительной повседневной практике поколений и абсолютно неподверженное сомнениям" (27,7). Эти попытки "укоренится", найти опору для нравственной жизни и отражены в комедии Чехова "Чайка". "Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимость верить и так не понимали разумом невозможность верить, - утверждал Мирежковский. - В этом безумном неразрешенном дисонансе, так же как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности 19 века. Наше время должно определиться двумя противоположными чертами - это время самого крайнего материализма и в месте с тем самых страстных идеальных порывов духа" (22,132). У Чехова в пьесе исследуется только человек и его душа, его совесть, его идеалы, его понимание жизни, его чувства. Человек, по определению Вишневской И., "не поддержанный ни чем, кроме собственных своих сил, - ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью греха, ни боязнью кары за торжество счастливой любви" (15,244). Отсюда и понимание смысла названия пьесы: "Чайка" - одинокая, несчастная птица, обреченная непрестанно с криком кружить над водой. Из-за этой духовной ущербности возникают все беды героини - чайки. 2."В человеке все должно быть прекрасно…" - нравственный кодекс А.П. ЧеховаСчитают, |