Преподавание литературы Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка...", "Зреет рожь над жаркой нивой"»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 5051 Редченко Светлана Владимировна, учитель начальных классов Цель: знакомство и анализ стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой». Задачи:
Оборудование:
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания (Слайд 2 – запускается по щелчку, смена картинок происходит автоматически в сопровождении музыки) Приложение 1 – Как называется раздел, который мы проходим? (Поэтическая тетрадь) – Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения об осени. Какое стихотворение было у нас в учебнике? (Тютчев «Листья». Ребенок читает наизусть) – Кто подготовил другое произведение? (Читают наизусть) 3. Речевая разминка (слайд 3 – по щелчку) – Какое время года мы вспомним на сегодняшнем уроке вы узнаете, прочитав стихотворные строки Я.Акима.
Дети выполняют задания: – «Жужжащее чтение», – Какова тема этого стихотворения? Как бы вы его назвали? («Первый снег») – Какие литературные приемы использует автор? Приведите примеры. (Метафора, олицетворение) – Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая силу голоса. – А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо. – А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво. 4. Сообщение темы и цели урока. Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 191 год со дня рождения. 5. Знакомство с биографией и творчеством поэта (слайд 4 – по щелчку) Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем. Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина. Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет. Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи. Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи. Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям. Стихотворение «Ласточки пропали...» (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)
Стихотворные строки этого поэта очень мелодичны, поэтому многие из них превратились в романсы. Музыку к одному из них написал Александр Варламов. Слушание романса (слайд 5 – запускается по щелчку, смена картинок идет автоматически) – Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения? – Что услышали? – Какую картину увидели? (Ответы детей) 6. Подготовка к восприятию текста. – Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. (Ответы детей) Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года? – Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени. – Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег. 7. Первичное чтение произведения (слайд 6 – по щелчку) Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть (учебники у детей закрыты) 8. Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения (слайд 7 – по щелчку) – Понравилось ли вам стихотворение? – Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? – От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка) – Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей) – Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей) – Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ) – Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой) – Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать? – Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы) – С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро) – Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей) 9. Физкультминутка (слайд 8) 10. Подготовка к выразительному чтению (слайд 9 – по щелчку) Самостоятельное чтение стихотворения. – Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.) – А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении) Обсуждение понятия РИФМА. – Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк) – Найдите рифму в стихотворении. Выразительное чтение стихотворения. – А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися) После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух. 11. Работа над стихотворением «Зреет рожь над жаркой нивой…» (слайд 10 – по щелчку) – Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом. – Прочитайте стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» самостоятельно. Чтение стихотворения хорошо читающим ребенком. – Что изобразил Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении? (Хлебное поле) – Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: ЖАРКАЯ, ПРИХОТЛИВЫЙ, ЗОЛОТЫЕ, БЕЗБРЕЖНАЯ, ОГНЕДЫШАЩЕЕ. (Ответы детей) – Найдите значение слова СМЕЖАЕТ. (Закрывает) – Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете? Выразительное чтение стихотворения детьми. 12. Итог урока. Рефлексия (слайд 11) – С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет) – И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …
Синквейн: Тема синквейна «Поэзия Фета» (на доске написана схема – подсказка написания синквейна). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой, которая позволяет выразить к ней личное отношение. – Покажите свое настроение мимикой. – Поднимите правую руку, если вам понравился урок. Поднимите левую руку, если вам понравилось как вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям. – Сегодня работали хорошо……(оценивание работы на уроке). Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения, правильно и выразительно читать стихотворения. 13. Домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение наизусть. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |