Преподавание русского языка
Комплексный анализ текста в 5-м классе с интегрированием элементов урока рисования
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2124
Сергеева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы Цели: - Повторение и систематизация изученного в 5 классе по темам: «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика», «Морфемика», «Лексика», «Типы речи», «Стили речи».
- Развитие умения учащихся работать с текстом на базе данных тем.
- Развитие умения составлять текст на лингвистическую тему.
- Умение систематизировать и обобщать изученный материал. Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск «Русские художники-передвижники», диск с записью текста, распечатанные тексты у каждого учащегося и их рисунки на тему: « Рассвет». Диск «Типы речи», словообразовательные словари. ХОД УРОКА 1. Организация внимания 2. Слово учителя (чтение учителем наизусть стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Рассвет»): Вот – полосой зеленоватой Уж обозначился восток, туда тепло и ароматы Помчал по степи ветерок; Бледнеют тверди голубые; На горизонте – всё черней Фигуры, словно вырезные, В степи пасущихся коней. – Это стихотворение русского поэта А.Н.Майкова. Называется оно «Рассвет». Таким увидел начало дня поэт. Сегодня на уроке мы познакомимся с прозаическим описанием зарождающегося дня. (Объявляются тема, цели и задачи урока). 3. Комплексный анализ текста (На экране текст для комплексного анализа). Ночь прибл..жалась к к..нцу. Перед нами ра..кинулся широкий луг, а в отд..лении бл..стела холодным син..м огнём спокойная река. В воздух.. ещё ст..яли прозрачные лун..ые нити, но небосклон нежно р..зовел. Крас..та этой б..ръбы света лунной ночи и молодой з..ри была достойна кист.. лучшего художника. (Выразительное чтение текста учителем, затем – учеником). А) – Можно ли эти предложения назвать текстом? – Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой). – Как устанавливается смысловая связь? Грамматическая? – Как определить тему текста? (Задать вопросы: о ком или о чём говорится в тексте, найти «ключевые» слова). Б) – Что увидел автор? Какие образы природы изобразил? (Ночь, луг, реку, лунные нити, небосклон, молодую зарю). – Что заметил, приметил? (Ночь приближалась к концу). – В прямом или переносном значении употреблён глагол приближалась? – Определите лексическое значение этого слова, подобрав к нему синонимы. (Подойти.) – Определите грамматическое значение глагола. (Прош. вр., З л., ед.ч., ж.р.). – Значит, ночь ещё не закончилась? Найдите в тексте предложение, которое подтверждает ваш ответ. («...стояли прозрачные лунные нити»). – Значит, ночь ещё не закончилась. А рассвет уже наступил? (Нет). – Подумайте, как можно назвать этот момент в изменении природы, когда ночь ещё не прошла, а рассвет ещё не наступил? (Рождение утра). (Записать тему текста). – Но что изменилось уже в природе? («.. .небосклон розовел»). – Как же постепенно рождается день? (Рассвет, утро, день). – Запишите в тетрадях эти слова. Определите части речи, подберите к ним антонимы. (Рассвет – закат, утро – вечер, день – ночь). Вывод: В природе всё гармонично. 4. Определение основной мысли текста – Как определить основную мысль текста? (Для чего, с какой целью написан автором текст) – Что же заставило автора взяться за перо? (Красота зарождающегося дня). Найдите предложение, в котором раскрывается эта мысль. (В тетради записывается последнее предложение). – Что служит автору для создания текста, образов, описания красоты природы? (Слово). – Что используют художники, чтобы передать красоту природы на своих полотнах? (Краски и кисть). – Как называют художников, изображающих природу? (Пейзажисты). – Объясните лексическое значение слова «пейзаж». (Вид). – Назовите русских художников-пейзажистов. (И Левитан, А Куинджи, И.Шишкин, Ф.Васильев и др.) (На экране репродукции картин художников-пейзажистов). – Вспомните названия картин, которые вам знакомы из уроков рисования. Вывод: Своё мироощущение и красоту природы художники передают через краски, а писатели при помощи слова. 5. Рассмотрим рисунки на тему «Рассвет», которые вы нарисовали дома – Кому из вас удалось передать через краски зарождающийся рассвет? Какие тона красок преобладают на ваших рисунках? Вывод. Многим из вас удалось передать через краски зарождающееся утро. 6. Обратимся к типам речи – Назовите типы речи и их характерные признаки. (Внимание детей на экран). – Определите тип данного текста. (Описание) – Найдите элементы описания. (Общий вид, детали, вывод). – Какие художественные выразительные средства помогают автору создать образ зарождающегося дня? (Эпитеты, метафоры). (В тетради выписываются 2-3 примера эпитетов и метафор). – Найдите оксюморон. (Холодным огнём). – Приведите пример оксюморона. – Для чего служат тропы? (Для выразительности и точности передачи речи.) Общий вывод. При работе с текстом необходимо: 1) внимательно причитать текст 2) понять его смысл 3) определить тему 4) основную мысль 5) озаглавить текст 7. Расскажите о стилях речи – Определите стиль данного текста. Обоснуйте свой ответ. (Художественный стиль. Для художественного стиля характерна лексика – художественные выразительные средства). 8. Переходим к следующему этапу работы 1. Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные орфограммы. Графически выделите условия выбора. (Взаимопроверка). 2. Синтаксический разбор первого предложения. (Один ученик работает у доски). 3. Выпишите словосочетание прилаг. +сущ., разберите. 4. Подчеркните грамматическую основу во втором и третьем предложениях. 5. Устно обоснуйте пунктуацию. 6. Используя лексику первого предложения, составьте и запишите предложение с прямой речью по схеме: «П», – а. 7. Какой схеме соответствует четвёртое предложение? (Схемы на доске) 8. Обоснуйте ответ, написав сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. (5 мин.) (Внимание учащихся на экран). Рассуждение: 1) Тезис (то, что утверждаем и что нужно доказать). 2) Доказательство. 3) Вывод. 9. Проверка сочинений 10. Общий вывод 11. Что изучает наука фонетика? 1. Произвести фонетический разбор слова ещё. (Один учащийся у доски). 2. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (Запишите по два примера). 3. Найдите в тексте слово, в котором количество букв и звуков совпадает и не совпадает. Общий вывод. Не совпадает количество букв и звуков, когда в слове – удвоенные согласные – непроизносимые согласные – Ъ и Ь знаки – сочетание букв СЧ, ЧН, ТСЯ, ТЬСЯ – гласные Е, Ё, Ю, Я 12. Что изучает орфография? 1. Выпишите из текста 4 слова с проверяемой гласной в корне слова, прокомментируйте выбор орфограммы. 2. Найдите в тексте слово с орфограммой «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». 3. Составьте таблицу, запишите по два примера. (Один ученик работает у доски). 4. Формулируйте правило об употреблении Ь на конце существительных после шипящих. (Устно). 5. Найдите в тексте слово с орфограммой «О-Е после шипящих в корне слова». (Таких слов в тексте нет). 6. Вспомните правило, запишите под схемами по два примера: Е О О Ж Ш Ч Щ 7. Запишите исключения из правила. Вывод. Назовите все орфограммы – гласные в корне слова. 13. Что изучает наука морфемика? 1. Что такое морфема? 2. Назовите морфемы. 3. Произведите морфемный разбор слов, прокомментируйте. 1 вариант: приближалась, лунные 2 вариант: прозрачные, художник 4. Найдите в тексте слово, состоящее: 1 вариант: из приставки, корня, двух суффиксов, окончания и возвратного суффикса (соответствующая схема на доске); 2 вариант: из корня, приставки, окончания (соответствующая схема на доске). 14. Итоги урока 15. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Моё любимое время суток».
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|