Преподавание русского языка Урок русского языка в 8-м классе на тему "Вводные слова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1697 Зюзгина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы Цель: развитие речевой и мыслительной деятельности. Задачи:
Оборудование и наглядность:
Ход урока
1. Организационный момент. 2. "Орфографическая пятиминутка" Задание (устно по вариантам): Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы в записанные на доске слова. В тетрадь выписать их подряд.
3. Вступительное слово учителя о целях урока. Далее обратить внимание учащихся на эпиграф, помещённый на доске. Почему именно эти слова выбраны для урока? (Ответы учащихся) 4. Проблемный вопрос. Однажды наш знаменитый лингвист А.М. Пешковский заметил, что вводные конструкции - это "инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению". Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы учащихся. Вывод учителя.) Слово ученика. Специально подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А.Кушнера "Вводные слова". Слово учителя. Автор этого стихотворения определяет значение вводных слов, как важное, но они замедляют речь, мешают суть сберечь. А как считаете вы? (Ответы учащихся.) 5. Работа с текстом "Красная планета" (устно) (1-е задание в приложении №1.) Задание: Подготовиться к выразительному чтению. Найти вводные слова, определить их значение и подумать, почему именно такие вводные слова использованы автором в данном тексте. (Ответы учащихся. Вывод учителя) 6. Работа с тестом по перфокартам (2-е задание в приложении №1 по вариантам) Задание: Проанализировать данные предложения, отметить плюсом в 1-м столбике, если есть вводное слово. Если его нет - плюс во 2-м столбике. Перед выполнением задания обратить внимание учащихся на две таблицы на доске из Приложения №2: 1) Слова, не являющиеся вводными; 2) Слова, которые всегда вводные; Взаимопроверка: соединить фломастером середины плюсов одной чертой, сравнить получившуюся ломаную линию с представленным образцом. 7. Групповая и индивидуальная работа: Работа по карточкам - 4 человека ("слабые" ученики) Задание: составить предложения с указанными вводными словами. Работа по карточке - 1 человек ("сильный" ученик) Задание: понаблюдать за тем, как Н.В. Гоголь создаёт комический эффект в нижеприведенном тексте. Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив, шаровары в таких широких складках. Что если бы раздуть их, то в них можно было поместить весь двор, с амбарами и строениями. Групповая работа в парах. "Грамматический конструктор" 1 - 6 человек (3 пары). Задание: из "кубиков" составить два предложения - с вводным словом и без него. При этом должны быть использованы все "кубики", лишь вспомогательный - союз - применяется при необходимости.
Остальные учащиеся в это время самостоятельно анализируют два записанных под диктовку предложения:
Задание:
(Ответы учащихся. Рецензия на ответ.) Проверка выполненных заданий. 8. Проверка домашнего задания. Слово учителя. Вводные слова - закономерное явление в русском языке. Никто из великих русских поэтов и писателей не избегал вводных слов. Давайте прочитаем предложения с вводными словами, которые вы подобрали дома из учебника литературы, и подумаем, почему их использует автор.
(Ответы учащихся) Примеры ответов: Предложения из "Ревизора":
Предложения из "Мцыри":
Вывод: У Н.В. Гоголя вводные слова используются для более точной характеристики героев, а у М.Ю. Лермонтова они помогают правдиво передать мысли и чувства Мцыри, подчеркнуть его одиночество и отчаяние. Использование вводных слов в речи литературных героев делает её красочной и выразительной. Это доказывают примеры из классической литературы. 9. Лексическая работа. Слово учителя. У некоторых вводных слов есть синонимы. Подбор синонимов: Подобрать синонимы к вводному слову конечно. Работа со словарем - 1 человек. Задание: Найти словарную статью в "Словаре синонимов" к вводному слову конечно. (Ответы учащихся) Слово учителя. В XIX веке в качестве синонимов к этому слову в просторечии употреблялись слова: знамо, знамо дело, вестимо. Пример:
Вопрос: Почему именно это вводное слово использует Н.А.Некрасов в речи мальчика? (Ответы учащихся) Вывод: Таким образом, употребление вводных слов поэтами и писателями для характеристики персонажей не случайно. Творческое задание: Из данных вводных слов выбрать наиболее подходящее, на ваш взгляд, для речи персонажей из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" и объяснить, почему. Командиры (как известно, слышь) им довольны. (Савельич) Ты (по всей вероятности, знать) хочешь собрать совещание да без меня потолковать об Емельяне Пугачёве. (Василиса Егоровна) (Видать, вероятно) слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачёвым как-нибудь да дошёл до правительства. (Зурин) Вывод: О А.С. Пушкине можно сказать словами Н.В. Гоголя: "Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения! Как всё округлено, окончено и замкнуто!" (Слова на доске ) 10. Редактирование текста. Индивидуальная работа по карточке Задание: Отредактировать текст. В феврале мне, конечно, исполнилось пятнадцать лет, а через год мне, так сказать, будет шестнадцать. Я, значит, люблю собирать радиоприёмники, умею, одним словом, их исправлять. После школы я, конечно, пойду на радиотехнический. Коллективная работа над редактированием текста (задание №3 из Приложения №1) Задание:
Проверка выполненных заданий. Вывод учителя: Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи. И вводные слова нужно использовать правильно, так как излишнее их употребление - стилистический недостаток. И тогда вводные слова затрудняют понимание речи и говорят о неумении выразить свою мысль. Назойливое повторение вводных слов делает речь невыразительной, тусклой, затрудняет её восприятие слушателями. 11. Домашнее задание.
12. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учителя и учащихся. Литература 1 Задание из книги М.Г. Бройде "Русский язык в упражнениях и играх", Айрис Пресс, М., 2001 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |