Преподавание литературы «Благословляю всё, что было...»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1673 Дидур Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы Цели:
Задача: развитие читательской культуры, мыслительной деятельности, коммуникативных умений учащихся, приобщение к духовным ценностям через знакомство с поэзией Серебряного века. Оборудование урока: Портрет писателя, подборка книг и публикаций о творчестве А.Блока, фонографические записи авторского чтения стихотворений, диск «А.Блок и его современники». Структура урока
Этап 1. Информационный ввод учителя.Сегодня на уроке на примере творчества величайшего поэта Серебряного века А.А.Блока мы поговорим об изысканной форме откровения в чувствах. Мы прикоснемся к удивительной эпохе, не только насладимся музыкой стихов, но и постараемся почувствовать те глубинные процессы, которые происходили в душе гения и человека. Свои наблюдения проведем путём сравнительно-сопоставительного анализа двух стихотворений А.Блока: «Вхожу я в тёмные храмы…» и «О доблестях, о подвигах, о славе…». Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетради. Этап 2. Целеполагание.Самостоятельное определение направлений в исследовании сформулированной темы. Учащиеся ставят перед собой цель, определяют собственную учебную задачу, выбирают форму деятельности. Знать: этапы творческого пути А.А. Блока. Уметь:
Этап 3. Актуализация опорных знаний.Устная работа в парах сменного состава. Создание проблемной ситуации. Задания для разноуровневой самостоятельной работы: Организуйте свою деятельность таким образом, чтобы в конце урока за вами сохранилось право выбора в решении вопроса: «Что для вас стихи Блока сегодня: памятник литературы или вечный образец поэзии любви?» Аналитическая беседа с использованием видеозаписей учебного фильма. Просмотрите фрагмент учебного фильма. Сделайте вывод, чьи философские идеи стали основой раннего поэтического творчества А.Блока? Философские идеи Вл.Соловьева стали основой раннего поэтического творчества А.Блока. Его мистическое учение о Душе мира - Софии, «Вечной Женственности», живое общение с которой должно внести гармонию в хаос материального мира, оказало огромное влияние на молодого поэта. Вы побывали на экскурсии в имении Блока в Шахматове, услышали удивительные стихи раннего периода творчества поэта. Передайте свои ощущения, услышав любимые строчки стихотворений. Как бы вы назвали цикл подобных стихов? Блок назвал «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама – образ, навеянный воспоминаниями о средних веках, рыцарстве. Вспомните стихотворение А.С.Пушкина:
Прекрасная Дама станет для поэта, да и для всех влюбленных, вечной мечтой об идеале. Групповая работа с раздаточным материалом, анализ и обобщение информации. Стихотворения Блока наполнены символами. Но, чтобы глубже понять эту символику, выполните следующие задания. (Ученикам предлагается раздаточный материал для самостоятельной работы, в результате которой происходит обмен мнениями). Карточка-информатор № 1. Символ (греческ.) - условный знак, это поиск пути в неведомое. У каждого из нас есть мир, о котором мы практически ничего не знаем. Это наше бессознательное. Там хранится то, что личность приобретает на всем протяжении жизни, все забытое, подавленное, подсознательно постигнутое и прочувственное. Иногда мы не понимаем, откуда к нам пришли те или иные знания, почему мы чего-то опасаемся, хотя видим впервые. Ночь – это не название времени суток, а указание на мрачную таинственность; Солнце-символ далекого света, идеала, к которому стремится душа поэта. Символ таит бесконечное множество мерцающих значений. Каждый человек по-своему интерпретирует поэтическое слово. Автор лишь дает намек на возможную разгадку. Восприятие символического текста - высокое таинство, прикосновение к невыразимому. Прочитайте любимое многими стихотворение А.Блока: «Вхожу я в тёмные храмы…». Подумайте, почему оно так завораживает? В чем его необычайность? Какие символические образы встречаются в поэтическом тексте? А.Блок создал цельную, всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу. Выполните задания по выбору. Разноуровневая самостоятельная работа с последующей проверкой и самооценкой. 1 уровень. Беседа с уточняющими вопросами по тексту выполняется устно в парах постоянного состава.
Комментарий к заданию. В этом стихотворении Прекрасная Дама - Святая, лишенная всего земного. Поэт стремится к единению с этим вечным началом. Храм… он ждет ее появления… Она - Прекрасная Дама, Владычица Вселенной. Все таинственно, романтично, торжественно, величаво. И каждый вечер - это часы бдения, когда перед розовым закатом он приносит свой обед, зажигает свечи, совершает тайный обряд. Он свято верит в ее существование, в то, что она придет и все озарится солнцем великой истины. Здесь нет ни конкретных картин природы, ни конкретного облика возлюбленной. Есть символы, тайные знаки, тени. 2 уровень задания выполняется письменно. Каждый из учеников готовит свой текст ответа, используя карточку-информатор № 2, в которой представлен дидактический материал. Наше настроение очень часто тесно связано с цветовой гаммой окружающей среды. Именно использование символики и цветописи позволяет нам воспринимать творчество художников, писателей, поэзию на интуитивном, бессознательном уровне, сердцем. Поэзия Блока вся пронизана символами, создана миром цвета. Заря, звезда, солнце, белый цвет - все это синонимы Прекрасной Дамы. Ветер - знак ее приближения. Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима и ночь - разлука и торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в возможность встречи с Прекрасной Дамой. Варианты заданий: Обратитесь ещё раз к тексту стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…». Сделайте вывод, какие цвета использует автор, чтобы создать образ Прекрасной Дамы? Подберите эпитеты к местоимению Она. В чем их необычность? Все эпитеты содержат свет. Во мраке, в ночи духовной, в период рождения безверия возник огненный миф о Прекрасной Даме. Обратите внимание на 4 строку 1-го катрена: в ней можно увидеть цветовые слова. Что они символизируют? Вспомните знакомые Вам произведения литературы ХIХ века, в которых встречается подобная символика? 3 уровень. Выполняется устно в парах постоянного состава. Анализ стихотворения на основе ассоциативного восприятия звуков. Вопросы для обсуждения: - Какие звуковые символы появляются во второй строке 2-го катрена? («Скрип дверей» – напоминание о реальном мире, и герой дрожит, так как он не хочет возвращаться в повседневность). - Нарушает ли это неблагозвучие внутреннее состояние лирического героя? Если нет, то почему? (Появляются улыбки, сказки, сны, позволяющие герою вновь окунуться в мир Прекрасной Дамы). - А если обратиться к музыке стиха: что нам о ней может сказать сочетание звуков? Обратите внимание на звуковой ряд первой строфы. Произнесите только гласные звуки, что при этом получится? (Молитва, песнопение). 4 уровень. Сбор и систематизация материала для сочинения на основе анализа поэтического текста (повышенный уровень сложности). Особенности лирического героя в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Алгоритм рассуждений учащихся по теме: Ощущение вечного всемирного бытия, открывающего путь из мрака «глухой ночи» к «Вселенскому свету» грядущего, выражено в личном переживании героя. Центральные образы цикла: - Лирический герой с присущей ему элегической грустью, ярко выраженной субъективной направленностью настроения, созерцательным отношением к миру. - Прекрасная Дама - воплощение «Вечной Женственности», идеала красоты, которая должна приблизить земного человека к божеству. Тема любви трактуется как служение этому идеалу. Этап 4. Совершенствование знаний, умений, навыков.Слово учителя. Любовь составляла смысл жизни Блока в эти годы. Он жил в любви, купался в любви и дышал любовью. Но может ли это продолжаться вечно? Наверное, нет. Почему? Блок сам дал ответ на этот вопрос. - Сейчас вы услышите голос поэта (звучит стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” в авторском исполнении). Изменилось ли отношение лирического героя к любви? - С вами говорил сам поэт… Время сохранило голос гения. «О доблестях, о подвигах, о славе//Я забывал на горестной земле…» Почему «земля горестная»? - Как это словосочетание «горестная земля» связано с предыдущим стихотворением, ведь оно ещё ни разу не звучало? - Для чего человек совершает подвиги, мечтает о славе, проявляет доблесть? - Какая трагедия разыгралась в жизни лирического героя? Первая учебная ситуация. Самостоятельная работа учащихся. Прочитайте стихотворение, отметьте все непонятные слова и выражения. Определите подтекст, то есть выясните: - Какие чувства раскрыты в стихотворении? Ваше отношение к лирическому герою? С какой целью вы читаете это стихотворение? Какой реакции вы ждете от слушателя? - Разбейте стихотворение на части в соответствии с его композицией, определите задачу чтения каждого отдельного отрывка, исходя из общей цели чтения. - Определите логику чтения внутри каждого отрывка: логические паузы, логическое ударение, логическую мелодию (строго придерживайтесь синтаксических конструкций Блока). - Найдите эмоционально-выразительные средства чтения: психологические паузы, темп чтения (следствием проделанной работы станет понимание художественного подтекста). Вторая учебная ситуация. Письменное выполнение задания. Опишите свои мысли и чувства при чтении стихотворения. Каковы ключевые образы стихотворения? Что интересного вы заметили на фонетическом и лексическом уровне? Какова структура предложений в стихотворении? В чем функциональная роль такой структуры? Помогает ли пониманию смысла текста его композиция? Комментарий к заданию. Образность стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» построена на антитезах. Главная из них - «прошлое-настоящее». Судьбы героев связаны священными узами («аналой», «заветное кольцо», «дом»). Любовь заставляла забыть юношеские мечты «о доблестях, о подвигах, о славе…», но после роковой разлуки появляются «ночные» черты. Любовь сменяется страстью, мечты - воспоминаниями. Душа грезит о прошлом. Стихотворение может расцениваться как подведение итогов молодости накануне вступления поэта в «горестный», но реальный мир. Любовь была завесой, которую лирический герой отбрасывает в начале нового этапа своей жизни. Этап 5. Рефлексия.Обобщите свои наблюдения. Сопоставьте стихотворения. Проследите развитие чувства лирического героя: Таким образом, тема любви связана с темой одиночества и трагедией лирического героя. Стихи А.Блока - это своеобразный лирический дневник. Этап 6. Подведение итогов урока.Заключительное слово преподавателя. Сделайте выводы, какие итоги молодости подводит лирический герой, вступая в горестный, но реальный мир? Так что для вас стихи Блока сегодня? Только ли памятник литературы? Может быть, ритмы нашего времени требуют более прямолинейного выражения чувств? Из творческой лаборатории Блока отправимся в вашу творческую мастерскую. Кому из вас захотелось создать стихи, близкие по духу поэту? Я желаю, чтобы наша сегодняшняя встреча с прекрасными стихами А.Блока была не последней, чтобы вы у великих поэтов учились красоте выражения чувств, чтобы каждый из вас хотя бы раз в жизни произнёс “…Твое лицо в простой оправе//Передо мной сияло на столе” или получил подобные признания в любви. Домашнее задание.Сравните стихотворение А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» со стихотворениями А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», напишите сочинение на тему: «Пушкинские мотивы в лирике А.Блока». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |