Преподавание русского языка Работа над словом, словосочетанием и предложением в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1223 Семенова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Тема: «Члены предложения. Главные члены предложения». Задачи:
ХОД УРОКА I. Оргмомент 1. Проверка готовности к уроку II. Постановка цели и задач урока Тема урока записана на доске. – Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Синтаксис) На доске учитель вывешивает табличку с термином «синтаксис». – Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение) На доске учитель вывешивает таблички с терминами «словосочетание» и «предложение». – Сегодня мы с вами продолжим работать над синтаксисом: повторим словосочетание и углубим свои знания при работе над предложением; будем рассматривать члены предложения и более подробно остановимся на главных членах. Учитель объявляет тему урока. III. Повторение пройденного 1. Фронтальный опрос – Прежде чем перейти к предложению, давайте вспомним, что называется словосочетанием? 2. Комментированное письмо словаря. Учитель диктует словосочетания, дети записывают их в тетрадь, по «цепочке» объясняют орфограммы и устно разбирают каждое словосочетание, т.е. называют главное и зависимое слово и определяют какой частью речи выражено каждое слово: Зап…х з…мл…ник…, сп…ртивные д…ст…жения, люблю ко…ьбу, спускаться (с) п…р…ш…том, ле…кие обл…ка, пр…дв…гат…ся ( в)п…ре…, б…гатый ур…жай IV. Изучение нового материала 1. Знакомство с новым словарным словом. – Ребята, давайте посмотрим на последнее словосочетание и поработаем над словом «богатый». Это наше новое словарное слово. На доске учитель вывешивает табличку с данным словом. – Прочитайте слово вслух по слогам, как записано. – Определите ударный слог. В каком слоге непроверяемая гласная? Какая это гласная? Чтение слова хором и запись его в тетрадь. – Подберите однокоренные слова («богатство», «богатейший», «богач»). Заранее подготовленный ученик дает лексические значения данному слову: а) обладающий большим имуществом, зажиточный. – Составьте устно словосочетания с этим значением (Богатый колхоз, богатая жизнь и т.п.). б) дорого стоящий, роскошный, прекрасный, великолепный. – Составьте устно словосочетания с этим значением (Богатое ожерелье и т.п.). в) иметь что-либо в большом количестве, с избытком, обильный, достаточный. – Составьте устно словосочетания с этим значением (Богатая библиотека, богатый опыт, богатый урожай, богатый духовный мир и т.п.). – Составьте устно предложение с новым словом. 2. Работа над предложением. Изучение грамматической основы предложения. Комментированное письмо предложения Ос…н…ю ...г…родн…ки с…брали богатый ур…жай м…ркови и капусты. – Сколько слов в этом предложении? Из данного предложения учитель заранее на доске выписал словосочетания:
– Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Найдите те, которые звучат некрасиво. На доске учитель вывешивает табличку с терминами «подлежащее» и «сказуемое». – Подлежащее и сказуемое в предложении составляют грамматическую основу. 3. Работа с учебником Чтение вывода по учебнику на стр.61. V. Домашнее задание Правило стр.61, упр.155. – Найдите упр.155, прочитайте задание. Кому задание непонятно? VI. Закрепление 1. Самостоятельная работа с текстом, записанным учителем заранее на доске. Моросит ветер срывает с деревьев листья они падают в грязь низко над землей ползут грязные серые облака. – Прочитайте самостоятельно. Спишите данный текст, найдя границы данных предложений и поставив нужный знак. Проверка. Один ученик у доски расставляет знаки препинания в конце каждого предложения. – Подчеркните грамматическую основу каждого предложения, надпишите, какими частями речи выражены главные члены. Дети самостоятельно выполняют задания в тетрадях, ученик, разделивший текст на предложения, – у доски. Проверка выполнения задания. На данном этапе сильные ученики выполняют аналогичную работу с другим текстом индивидуально по карточкам, делают синтаксический разбор двух словосочетаний (глагольного и именного). 2. Работа с текстом. Определение на слух главных членов предложения. – Послушайте стихотворение А.Н. Плещеева:
– Картину какой осени рисует нам автор в своем стихотворении? Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. Проверка с доской. VII. Итог урока – Чему мы с вами научились сегодня на уроке? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |