Преподавание литературы Пушкин на ДонуNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1360 Шевцова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Учащиеся должны:
Оборудование:
ХОД ЗАНЯТИЯ Организация класса I. Предкоммуникативный этап урока – Объявление темы: «А.С.Пушкин на Дону» (слайд 1) II. Коммуникативный этап 1. Слово учителя: При воспоминании имени А.С. Пушкин нам приходит мысль о А.С.Пушкине как национальном поэте. Пушкин побывал на Дону дважды: первый раз, когда ехал на службу 1820г. на Кавказ и в 1829г., когда возвращался из Арзрума. Донскому краю, сильным отчаянным свободолюбивым казакам посвящены строки в произведение кавказский пленник в стихотворение послание к Юдину, калмычка, в поэме братья разбойники и других. Важное место в его творчестве занимает стихотворение Дон, написано в 1829 году после посещение казачьих станиц. 2. Выступление детей о жизни Пушкина на Дону (монтаж). – Впервые Пушкин побывал на Дону после того, как Александр первый, разъяренный колкими политическими эпиграммами и свободолюбивыми стихами решил выслать поэта в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству друзей, Пушкин был сослан на юг России. Это было в 1820 году. – По дороге к месту назначения Пушкин заболел. Семья Раевских, дружески относившаяся к Пушкину, разыскала поэта на окраине города Екатеринослава в бедной хате, больного в лихорадочном бреду. Через неделю Пушкин был здоров. – Путешествие А.С.Пушкин продолжил с семьей Раевских. Недалеко от Таганрога путники остановились, завидев море. Мария Николаевна Раевская, дочь прославленного генерала, участника Великой Отечественной войны 1812 года, бегала за волной или убегала от нее. Наблюдая эту детскую игру, Пушкин написал:
– В 1829 году, возвращаясь в столицу, поэт посетил Таганрог, Азов, Начихевань, столицу Донского казачества, Старочеркасск. В Старочеркасске Пушкин остановился у вдовы донского писателя А.А. Леонова, которая держала «въезжую квартиру». За чаепитием зашёл разговор об обычаях казаков. Собеседнику хозяйка показала, достав из сундука, головной убор казачки: шёлковый, с яркими цветками колпак. Пушкину он так понравился, что Александр Сергеевич надел его на голову, заразительно смеясь, вышел на балкон, не стесняясь удивлённых взглядов прохожих. – Осматривая Старочеркасск, гуляя по улицам, Пушкин «наткнулся» на книжную лавку казака Жидкова. Зашел и долго «перекапывал разный старый хлам», купил старую, старую греческую книгу за несколько копеек. А потом спросил у хозяина лавочки, есть ли у него «Евгений Онегин». После утвердительного ответа пожелал узнать о цене. Хозяин запросил чудовищно дорого. Слово учителя: – Донскому краю, сильным отчаянным свободолюбивым казакам посвящены строки в произведениях: «Кавказский пленник», «Послание к Юдину», «Калмычка», в поэме «Братья разбойники» и других. Важное место в его творчестве занимает стихотворение «Дон», написанное в 1829 году после посещение казачьих станиц. 3. Первичное восприятие текста Чтение стихотворения «Дон» учителем наизусть (слайд 2) – Какие чувства вы испытали? Словарная работа Арпачай – река – граница, разделяющая Турцию и Россию. 4. Анализ стихотворения – Прочтение стихотворения про себя Содержание текста: Первая строфа – приветствие, исполненное блеска и радости Словарь: Арпачайская струя – Какие ассоциации вызывает данное выражение? (гордость, признание бранных подвигов казаков, выполнивших свой воинский долг) 5. Слово учителя: Казачьи мотивы прослеживаются и в других произведениях: «История Пугачёва», «Казаки», «Был и я среди донцов» По дороге домой из ссылки Пушкин, сопровождаемый казаками, встретил небольшой казачий отряд, сопровождающий дипломата. Они возвращались из Персии Казаки, завидев друг друга бросились обниматься, интересоваться жизнью каждого, будто они давние друзья или бывшие однополчане, расспрашивать о судьбе знакомых Радушие этой встречи тронуло поэта. Этот случай из жизни нашел отражение в творчестве А.С.Пушкина. 6. Определение роли художественных тропов – Каковароль повтора? (Передать фольклорный мотив, подчеркнуть главную мысль) 7. Работа в тетрадях – Записать эпитеты и раскрыть их значение 8. Закрепление – Прочитайте про себя стихотворение выберите ключевые слова, на которые падает логическое ударение, продумайте тональность, темп, интонацию. 9. Знакомство со стихами земляков Прослушивание стихотворений о Доне других поэтов донского края (Приложение, слайды 3, 4) III. Посткоммуникативный момент – Какими вы видите казаков в стихотворениях? (Сильные, непокорные, свободолюбивые, справедливые, добрые, щедрые как земля донская). Вывод: русские люди добрые сильные свободолюбивые. Это и есть национальные черты характера русского человека Итог занятия Домашнее задание: сочинить стихотворение о Доне, Донском крае, используя те же средства языка, что и А.С. Пушки или выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Дон» Анализ работы учащихся на уроке и выставление оценок На уроке «работают» 3 вида памяти: зрительная, слуховая, моторная (видят, слышат, проговаривают, пишут). Стихотворение Губаревой В. 5 класс:
Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |