Преподавание литературы Урок внеклассного чтения. Эпистолярный жанр в русской литературе. 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1078 Постовалова Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Тип урока: комбинированный урок. Оборудование:
Ход урока1. Проблемный вопрос.Согласны ли вы, что с развитием информационных технологий мы меньше времени уделяем простому человеческому общению, в том числе общению через расстояние в форме письма? (Обсуждение проблемы, выдвижение двух точек зрения) 2. Вступительное слово.Вы, наверное, заметили, читая полные собрания сочинений классиков литературы, особенно XIX века, как много места в них, в последних томах, занимает переписка? Это сейчас, в век телефонов, компьютеров, факсов, модемов, Интернета, электронной почты мы отучились писать письма друг другу, в лучшем случае ограничиваемся открытками на праздники и дни рождения. А между тем письмо – интереснейший жанр литературы, называется этот жанр эпистолярным жанром. 3. Из истории термина.Выступление ученика-лингвиста (индивидуальное задание). Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому. (В.И.Даль). Эпистолярная литература. От греческого epistole – письмо, послание. 4. Из истории развития эпистолярного жанра.Выступление подготовленного ученика-теоретика (использованы различные словари литературы).
5. Викторина.Жанр письма используют в своих произведениях русские писатели.1) Назовите произведения русской литературы, где писатель вводит элемент письма . 2) Задание: назовите автора произведения, произведение, героя, который написал или получил эти письма.
(Э.Н.Успенский. “Дядя Федор, пес и кот”) (И.А.Гончаров. “Обломов”) (А.С.Пушкин. “Капитанская дочка”) (Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”) ( А.П.Чехов. “Ванька”)
(А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Письмо Татьяны) 6. Работа с текстом. Древнерусская литература.Выступление ученика – историка: Вам хорошо известно “Поучение Владимира Мономаха”. Вспомним, что Владимир Мономах был внуком Ярослава Мудрого, сыном Всеволода Ярославовича и дочери Византийского императора Константина Мономаха, отсюда и прозвище князя Мономах. В отрочестве Владимир был посажен княжить в Ростове, затем в Смоленске, Чернигове, Переславле, а потом был приглашен киевскими боярами на великокняжеский стол и оставался на нем до самой своей смерти. Как известно, в XI веке, особенно во второй его половине, Русь была раздроблена на мелкие княжества, каждый князь хотел самостоятельно управлять своей вотчиной. Мономах же стремился сохранить политическое, военной и культурное единство Руси на моральной основе, то есть на основе договоров о союзах князей между собой, которое скреплялось целованием креста, взаимными обещаниями не посягать на отчины соседей. Это был один из самых талантливых, образованных и мудрых русских князей Киевской Руси. Взгляды Владимира Мономаха мы знаем благодаря автобиографическому “Поучению” и сохранившемуся письму к брату – Олегу Святославовичу. Олег был двоюродным братом Владимира. Поводом к написанию письма послужила междукняжеская распря, во время которой был убит сын Мономаха – Изяслав. Владимир, верный принципам братолюбия, находит в себе силы выступить не как противник и мститель, а, наоборот, обратиться к Олегу с призывом к благоразумию и примирению. А теперь познакомьтесь с отрывком из “Письма к Олегу Святославовичу” Владимира Мономаха. На партах текст “Письмо к Олегу Святославовичу” Владимира Мономаха. О, я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не примирившись между собою. Ибо кто молвит: “Бога люблю, а брата своего не люблю”,- ложь это. И еще: “Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит отец ваш небесный”. Пророк говорит: “Не соревнуйся лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие”. “Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе”. (…)Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя; прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: “договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед богом; а Русскую землю не погубим”. И я видел смирение сына моего, сжалился и я, Бога устрашившись, сказал: “Он по молодости своей и неразумию так смиряется, на Бога возлагает; я же – человек, грешнее всех людей”. (…) Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери слезы!” (…) Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего. На Страшном суде без обвинителей сам себя уличу. И прочее. (…) “…Во имя Христа Иисуса, Господа нашего, которому и подобает честь и слава. Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда и ныне и вечно во веки!” Задания для групповой работы.
Подведем итоги. “Письмо” поражает великодушием и государственной мудростью князя. Нас удивляет его высокая образованность, он свободно цитирует священное Писание. Нас трогает в князе его искренняя религиозность, простая человеческая душевность. Итак, жанр письма помогает увидеть историческое лицо эпохи Древней Руси. 7. Работа с текстом. Литература XIX века.Знакомство с отрывком из письма И.С.Тургенева к Полине Виардо. Вступительное слово ученика-комментатора. Нам известна любовь И.С.Тургенева к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из "Севильского цирюльника" покорила Тургенева. В письме к ней читаем: "Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; - день, когда мне не светили Ваши глаза - день потерянный!” На партах текст письма И.С.Тургенева Полине Виардо. “Браво, сударыня, браво! Я не могу начать моего письма иначе. Еще одна большая победа! Вы совершили в Дрездене и Гамбурге то, что сейм только что совершил против Зондербунда: разбив оба крыла. Вы готовы нанести полное поражение центру (Берлину). А затем Вы, подобно Цезарю, отправитесь на завоевания Великобритании…(…) К сожалению, я вынужден заявить Вам, сударыня, что на сей раз не могу сообщить решительно никакой интересной новости. Всю эту неделю я почти не выходил из дома; я работал усиленно; никогда еще мысли не приходили ко мне в таком изобилии; они являлись целыми дюжинами. Я чувствовал себя, как бедняк-трактирщик в маленьком городке, на которого вдруг наваливается целая лавина гостей; он наконец теряет голову и не знает, куда размещать своих постояльцев. Третьего дня я прочел одну из только что оконченных мною вещей двум русским друзьям; они хохотали до упада… Это произвело на меня весьма странное и очень приятное впечатление…Я никак не подозревал в себе такой способности смешить – и затем недостаточно окончить вещь, надо её еще переписать (вот мука-то!) и отправить…(…) Я обещал отнести мое письмо вашей матушке… Надо ей оставить место. Мне следовало об этом подумать раньше и немного сжать строчки. Вы имеете право назвать меня болтливым…(..) Да хранит Бог вас всех! Желаю Вам всевозможного счастия; крепко жму Вашу руку, поздравляю Вас и остаюсь преданный Вам друг Иван Тургенев. Беседа с классом по тексту:
8. Работа с текстом. Литература XIX века. Задания для групповой работы.1 группа. 1.Из письма А.С.Пушкина из Болдина своей будущей жене Н.Н.Гончаровой. 9.09.1830г.. “Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна – я у ваших ног, чтобы благодарить и просить вас о прощении за беспокойство, которое я вам причинил. Ваше письмо прелестно и вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может продолжиться вследствие обстоятельства совершенно непредвиденного…(..) Я постараюсь устроить все как можно скорее…” 2 группа. 2. Из письма А.С.Пушкина жене из Москвы. 8.12.1831г. “Тоска без тебя; к тому же, с тех пор, как я тебя оставил, мне все что-то страшно за тебя. Дома ты не усидишь…(…) душа моя, женка моя, Ангел мой! Сделай мне такую милость: ходи 2 часа в сутки по комнате и побереги себя. Вели брату смотреть за собою и воли не давать…Если поедешь на бал, ради Бога, кроме кадрилей не пляши ничего… 3 группа. 3.Из письма А.С.Пушкина жене из Болдина. 6.11.1833г. “Женка, женка! Я езжу по большим дорогам, живу по три месяца в степной глуши – для чего?- для тебя, женка: чтоб ты была спокойна, и блистала себе на здоровье, как прилично в твои лета и с твоею красотою. Побереги же и ты меня. К хлопотам, неразлучным с жизнью мужчины, не прибавляй беспокойств семейственных, ревности…Привезу тебе стишков много, но не разглашай этого: а то альманашники заедят меня”. 4 группа. 4. Из письма А.С.Пушкина жене из Петербурга. 18.05.1834г. “Мой Ангел! Поздравляю тебя с Машиным рождением, целую тебя и её. Дай Бог ей зубков и здоровья. Того же и Саше желаю, хоть он и не именинник…Дай Бог тебя мне увидеть здоровою, детей целых и живых!” Подведем итоги. Письма известных русских писателей любимым и близким людям помогают увидеть авторов посланий (И.С.Тургенева, А.С.Пушкина) с неизвестной для нас стороны: заботливыми, любящими и влюбленными, нежными и чувствительными мужчинами. Письма покоряют своей нежностью и любовью. В письме человек может выразить словами свои чувства. Такие письма можно перечитывать много-много раз. Особенно они близки тем, кому адресованы. А разве вам не хотелось бы получать такие письма? 9. Работа с текстом. Литература XIX века.В письме можно рассказать о своих впечатлениях, поразмышлять о жизни, вспомнить прошлое, попросить совета: Из письма Л.Н.Толстого из Ясной Поляны своей жене в Москву. 3.05.1887г. “…Необыкновенная красота весны нынешнего года в деревне разбудит мертвого. Жаркий ветер ночью колышет молодой лист на деревьях, и лунный свет и тени, соловьи пониже, повыше, подальше, поближе, и вдали лягушки, и тишина, и душистый, жаркий воздух – и все это вдруг, не вовремя, очень странно и хорошо. Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берез по высокой уже темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива и все – главное, маханье берез такое же, как было, когда я 60 лет тому назад в первый раз заметил и полюбил красоту эту…”
10. Домашнее задание.1) Напишите письмо близким о том, что для вас в жизни самое главное. 11. Подведение итогов урока.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |