Преподавание литературы Добро и зло в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. ПушкинаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1705 Руденко Римма Васильевна, учитель русского языка Цели:
Эпиграф:
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение. Оборудование: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, мультипликационный фильм по сказке. Ход урока 1. Организационный этап. 2. Слово учителя. Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы познакомились на прошедших уроках? Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях” Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее героях? (Учащиеся рассказывают о сюжете, главных героях, о противоположных образах царицы и царевны. ) Учитель: Сегодня на уроке мы будем беседовать о героях “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”; Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Проверка индивидуального домашнего задания. Учитель: Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов.(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря ) “Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь) “Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля) Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Ученик: Да, добро и зло – противоположные понятия. Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”. На первом уроке по этой сказке мы с вами сделали вывод, что она близка к народным (фольклорным ) сказкам. 4. Этап проверки знаний. Беседа Учитель: В народных сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных. Назовите положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло). Ученик: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.Учитель: Можем ли мы так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”? (Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным ) Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? Ученики: Царевны и царицы. Учитель: Для того, чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы. (Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы ) Учитель: Необходимо было также выписать определения, характеризующие героинь. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей. (Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде слайда)
Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она. Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? Ученики: Ненависть, зависть. Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами? Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей. Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают. 5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ текста) Учитель: Мы составили словесные портреты героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям сказки и сравним образы Царицы и Царевны. (Показ иллюстраций, комментарии) К сказке Пушкина созданы не только иллюстрации, но и фильмы. Сейчас мы посмотрим эпизоды из мультипликационного фильма “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Просмотр эпизодов 1. “Царица и зеркало”(комментарии ) 2. “Но царевна молодая Тихомолком расцветая”(комментарии. ) Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза. Учитель: Как вы считаете, правильно ли представил режиссер образы Царицы и Царевны? (Учащиеся сравнивают свои представления об образах героинь с представлением режиссера фильма) А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая характеристика образов героинь. Выразительное чтение. . Анализ эпизодов Анализ эпизода “Но невеста молодая До зари в лесу блуждая” (Выразительное чтение) Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”? Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло. Учитель: Что сделала героиня в доме? Ученики: Зажгла свечу, затопила печь. Учитель: Как это характеризует героиню? Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая. Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность. Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая? Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой. Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая” Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее? Ученики: Царица, переодетая монахиней. Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему? Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной. Учитель: Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это? Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту. Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни. Учащиеся зачитывают строки:
Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. А сейчас обратите внимание на эпиграф. Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”? Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит добро победило. 6. Закрепление изученного материала. Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос. 7. Информация о домашнем задании. Выберите для чтения наизусть понравившийся отрывок. (Границы отрывка определите самостоятельно). Выучите его. 8. Итог. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |