Преподавание русского языка Формирование у учащихся навыков грамотного письмаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1166 Воронцова Татьяна Николаевна, директор школы, учитель русского языка и литературы Одной из важнейших задач школы является развитие интеллектуальных и творческих способностей. Серьезная работа в этом направлении на уроках русского языка значительно облегчает формирование у учащихся навыков грамотного письма. В процессе работы необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Уроки должны быть уплотненными, проводить их надо в темпе, успевать закреплять только что пройденный материал на уроке, чтобы не было надобности учить его дома. Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик чувствовал ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабоуспевающими учениками; а для хорошо успевающих учеников на каждом уроке вводить элементы проблемного и развивающего обучения. И вот я стала искать, пробовать, как добиться, что ученик не только заучивал правила, но и видел орфограммы. Моя система работы. Особое внимание уделяю словарной работе и работе над ошибками. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся. Каковы же виды проводимых мною упражнений?
Беру 3-5 предложений, записанных на доске или на полосках бумаги (иногда использую кодоскоп). Эти предложения поочередно демонстрирую учащимся по 10-30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложения про себя и запомнить их, затем молча записать в тетрадь.
Словарь ведется учениками с 5-го по 9-й класс.
В отличие от работы с настоящим кроссвордом он не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершении любой темы. Суть кроссвордного диктанта очень проста – я диктую толкование слова, а ученики записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом, проверяется и знание грамматического раздела, и усвоение терминов, и их написание. Например:
На большой таблице написаны орфограммы, которые нужно повторить. У учеников есть наборы карточек маленького формата с написанными словами. Я указываю (или ученик- ведущий) на ту или иную орфограмму, а ученики должны подобрать подходящее слово. Например, при изучении орфограммы “Чередующиеся гласные в корне” предлагается карта
и набор карточек со словами: загар, растирать, коснуться, стереть, перегореть и т.д. Возможен обратный вариант: на большой таблице помещены слова с пропущенными орфограммами, а в наборе карточек – сами орфограммы.
Она приучает к точности мысли, четкости в употреблении слов, различении явлений и понятий ими обозначаемых. Начинать лучше с легких слов, позже – усложнить задачу и предложить литературоведческие, лингвистические понятия, можно и на материале фразеологических оборотов. Вся эта тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывает орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку. Работа над ошибками. Я считаю, что стандартная работа над ошибками создает психологический дискомфорт, поскольку не учитывает сомнения и вопросы, нередко возникающие у детей. Г.Г. Воробьев подчеркивает: “Когда учитель не совсем уверен, что получит нужный ему ответ, он …. дарит идею. Дарить в данном случае означает, что получивший не догадывается о дарении, что это его собственная идея. Как известно, свои идеи больше волнуют, увлекают и побуждают к реализации”. Эта мысль дала мне толчок к творчеству в данном направлении. Во-первых, система работы над ошибками из года в год (по мере взросления детей, от 5 к 9 классу) усовершенствуется; использую более интересные формы, каждый год привлекая к этой работе самих детей (они предлагают свою систему работы). Все предложения обсуждаем, фильтруем, составляем алгоритм работы над ошибками и записываем его в тетрадь-справочник (ведется учениками с 5 класса). Итак,
Например, 5 класс
6 класс-7 класс
Примечание: из года в год работа над ошибками усложняется; но всегда, в любом классе, используются дифференцированные, разноуровневые, индивидуальные задания с учетом уровня подготовленности детей.
Например, в 5-м классе после написания контрольного диктанта: Выписываем слова и подбираем к ним по 5 слов в таком порядке:
В шестом классе система работы над ошибками усложняется.
Тетрадь учета ошибок ученика(цы) (образец)
Примечание. Тетрадь учета ошибок ведется учениками с 5 класса. Формы работы самые разнообразные и виды контроля со стороны учителя за написанием учащимися слов с данными орфограммами. Цель ведения такой тетради:
Цель:
Тетрадь учета ошибок, допущенных учениками (образец) (приложение 1) Примечание: в каждой графе указывается количество ошибок. Тетрадь ведется мною, начиная с 5 класса. Ежегодно только пополняю дополнительными записями графы: “Орфограммы”, “Пунктограммы”. В конце каждого года прослеживаю, анализирую работу каждого ученика, составляю диаграмму, которая отражает уровень грамотности учащихся (каждого в отдельности и класса в целом) и результативность обучения за год.
Этот тип урока – один из самых трудных именно потому, что он рутинный, однообразный. Меня давно занимал вопрос, как сделать его интересным, а значит – эффективным. Попробовала так. Проверяя работу (диктант), составляю на отдельном листе список слов, в которых были допущены ошибки, и группирую их по типам орфограмм (результаты заносятся в тетрадь учета ошибок). Перед уроком на доске выписываю в столбик под порядковыми номерами по одному слову с каждой орфограммой, оставляя пустой следующую строку. После того, как ребята ознакомились со своими ошибками, я даю тем, кто получил “5”, индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта (например, найти слова с непроверяемыми орфограммами, выписать их, а затем составить с ними связный текст на любую тему). Остальные учащиеся находят орфограммы в указанных на доске словах и устно подробно объясняют их, вспоминают соответствующее правило и обозначают графически. После того, как все орфограммы разобраны, ученики должны найти в тексте диктанта слова с аналогичными орфограммами и дописать их в соответствующую строчку. Следующий этап – повторная работа над текстом диктанта, спроецированным на экран. В нем нет пропущенных букв и знаков препинания, но орфограммы и пунктограммы, на которые были допущены ошибки, выделены красным цветом. Текст ребята читают вслух, начиная с первой парты, все сомнительные места в нем анализируют. Вот как проходит эта работа. Первый ученик читает всё предложение, затем – только слово с выделенной орфограммой, объясняя ее. Его сосед по парте комментирует ответ, отмечая, правильный он или нет, и, если нужно, дает верное объяснение. И так далее. Таким образом, текст комментируется еще раз. Причем в работе участвует весь класс. Иногда в середине урока провожу игру-пятиминутку. Делю класс на 6 команд (по рядам), каждой команде отведено на доске по 1 столбику. Дети выходят к доске поочередно из каждой команды одновременно. Задание: например, в диктанте много допущено ошибок на правописание безударной гласной в корне слова, поэтому дети должны записывать по одному слову на данное правило. Затем проверяем, оцениваем, находим ошибки, исправляем, отмечаем лучшую команду. Домашнее задание тоже связано с текстом диктанта. Те, кто получил “4” составляют словарный диктант, но не из тех слов, в которых они сделали ошибки, а подбирают 2-3 слова с аналогичными орфограммами и составляют с ними предложения. Ученикам, получившим “3”, представляется право выбора: либо они выполняют такое же задание, как и получившие “4”, либо составляют предложения со словами, где допущены ошибки. Получившие “2” подбирают материал для диктанта из соответствующих слов и вводят их в словосочетания. Иногда, если диктант трудный и допущено много ошибок, я отвожу на работу над ошибками два урока. Все виды работ как будто традиционны, но их организация вносит в класс живинку. И всем на таких уроках интересно: и учителю, и детям. Таким образом, был найден тот своеобразный подход к практической направленности урока, который в итоге дает наилучшие результаты. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |