Преподавание литературы Урок литературы в 6-м классе "Истинная красота и благородство героев Юрия Яковлева"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2846 Зимина Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: урок – беседа, урок внеклассного чтения. Цели урока: подвести учащихся к пониманию истинной красоты человека, обсуждая рассказы Юрия Яковлева «Игра в красавицу» и «Рыцарь Вася», научить детей ценить духовную красоту человека. Оформление: рассказы Ю.Яковлева, портрет писателя, высказывания великих людей о красоте, рисунки учащихся к рассказам «Игра в красавицу» (приложение 1) и «Рыцарь Вася» (приложение 2), эпиграф к уроку (отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого). … что есть красота,
Ход урока 1. Слово учителя. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, - писал Ю. Яковлев, - а мои герои – люди, для которых читатель переступает порог моего дома». «Я буду очень рад, - говорит писатель, приглашая нас в гости, - если ты, мой читатель, на этот раз застал в моём доме своих старых добрых знакомых… Ты даже встретишь здесь друга своего раннего детства медвежонка Умку. Может быть, не все обитатели моего дома оказались твоими знакомыми, возможно, что с некоторыми из них ты встретишься впервые. Надеюсь, они станут твоими друзьями». Итак, писатель Юрий Яковлев приглашает нас, читателей, в свой дом – в книгу. Вперёд… 2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке, как вы уже поняли, мы будем говорить о творчестве писателя Ю. Яковлева, обратимся к его рассказам «Игра в красавицу » и «Рыцарь Вася» и вместе с героями этих произведений попытаемся ответить на вопрос поэта Н. Заболоцкого:
А урок наш называется так: «Истинная красота и благородство героев Ю. Яковлева» 3. Работа со словом. – Знакомы ли вам слова красота и благородство? – Объясните их значение. –Прочитаем, какое толкование данных слов дает словарь С.И. Ожегова. Красота – 1. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 2. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях.) Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность. 4. Краткое сообщение о жизни и творчестве Ю. Яковлева. 5. Беседа по рассказу «Игра в красавицу». Счастливая, невозвратимая пора детства… Сколько замечательных страниц написано о нём, Удивительное, прекрасное время… Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и добрые или равнодушные и злые. В детстве всё происходящее запечатлевается в памяти не событиями, а, скорее, переживаниями. Именно о детстве и о своих детских воспоминаниях и впечатлениях пишет Юрий Яковлев в рассказе «Игра в красавицу». – Как вспоминает Ю.Яковлев своё детство? – Почему ребятам никогда не было скучно? – Какая игра считалась во дворе любимой? – Кого чаще других выбирали красавицей? – Была ли Нина на самом деле красавицей? (Чтение эпизода со слов «Теперь мы вспоминаем…» до «…а некрасивым – дрянной».) – Как вы думаете, почему дети не замечали недостатков Нины? – Попробуем и мы поиграть в красавицу. (Заранее подготовленные ученики читают сцену игры по ролям.) – Расскажите о появлении новенького мальчика во дворе. – Как изменилась Нина? (Чтение отрывка со слов «С появлением новенького…» до слов «…шла за ним до школы».) – Как вы думаете, почему она изменилась? – Как ответил новенький Нинке, когда заметил, что она ходит за ним, как тень? – Юрий Яковлев пишет: «Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. И Нинка знала только то зеркало, которым били для неё мы, когда играли в красавицу. Она верила нам. Этот тип с родимым пятном на щеке разбил наше зеркало. И вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него - зеркало убило красавицу». – Как вы понимаете эти слова? – Вспомните разговор Нины с мамой. Что пытается доказать она дочери? – Что, глядя на мать, вдруг поняла Нина? – Что она предлагает маме? – Как вы думаете, почему? – Что Ю.Яковлев пишет о дальнейшей судьбе Нины? – Можно ли назвать Нину красивой и почему? 6. Работа с цитатами, записанными на доске. – Действительно, наряду с внешней красотой существует духовная красота, и именно о ней писали и пишут, говорили и говорят лучшие люди мира.
– Согласны ли вы с тем, что духовная красота должна в человеке преобладать? 7. Стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка». – Прежде чем закончить разговор о рассказе «Игра в красавицу», мне хотелось бы прочитать стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка». (Учитель читает стихотворение.) Некрасивая девочка
– Как вы думаете, почему я выбрала для урока именно это стихотворение? 8. Беседа по рассказу «Рыцарь Вася». – Кто герой рассказа? – Каким был Вася? – Но никто не догадывался, что скрывается под этой толстой оболочкой. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. – О чём мечтал Вася? – Когда рушились его мечты? Что возвращало его к действительности? – В чём вы видите его сходство с Ниной? – И всё-таки Вася был благородным рыцарем не только в мечтах. Докажите это. – Как это произошло? – Как вы оцениваете поступок Димы Ковалёва, который «присвоил себе» спасение малыша? – Прав ли Вася, что промолчал? 9. Выводы. – Чему же нас учат рассказы Юрия Яковлева? – Можете ли вы теперь ответить на вопрос Н.Заболоцкого, поставленный в начале урока? 10. Заключительное слово учителя. – Заканчивая урок, мне хотелось бы вновь обратиться к словам Ю.Яковлева. «Мои книги, – писал он, – не только мой дом, но и моя душа. Всё, что я пережил, перестрадал сам, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах моих героев – мои мысли и чувства. Они сокровенные… Может быть, они помогут тебе в жизни. И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь». – Я надеюсь, что вы будете частыми гостями в доме Ю.Яковлева. Советую вам прочитать и другие рассказы писателя: «Мальчик с коньками», «Багульник», «Реликвия», «Он убил мою собаку», «Гонение на рыжих» и другие. 11. Итоги урока (Выставление оценок за работу на уроке, иллюстрации детей к рассказам Ю.Яковлева). 12. Домашнее задание: Сочинение-миниатюра на тему: «Каким я представляю себе красивого человека?» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |