Преподавание литературы План-конспект урока "Театр Островского продолжает жить в XXI веке"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1503 Бурлака Маргарита Васильевна, преподаватель литературы Цели урока:
Оборудование:
Место проведения: Бийский драматический театр, малая гостиная. Приглашенные: заведующая литературной частью театра Шарабарина Н.Я, артисты театра. ХОД УРОКА Вступительное слово учителя: «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво» – эти строки А.С. Пушкина всегда вспоминаются мне, когда я переступаю порог Театра. Беседа со студентами: – Как вы себя чувствуете в этой обстановке? Что вам нравится в здании театра? Слово учителя: Строгий, чёткий мир урока в учебной аудитории и прекрасный, величавый, высокий мир театра…Неужели это два параллельных мира, которые не пересекаются? Мы назвали наш урок театральным, давайте подумаем вместе, совместимы ли два этих слова, два мира: мир Урока и мир Театра? Мои помощники, работавшие в составе творческих групп, подготовили для вас, юные зрители, особенные подарки. Сотрудники театра, вместе с Н.Я.Шарабариной, предложили вам перед нашей встречей осмотреть специально для нас подготовленные выставки. Мне очень хочется, чтобы сегодня вы вспомнили и то, что узнали о мире театра в школе, и то, что узнали самостоятельно. Наш театральный урок откроет вам новое из истории театра, это и будет главным содержанием нашей встречи. Итак, ставлю вопрос, к которому мы вернёмся в конце встречи: что нового вы узнали о русском театре, о жизни и творчестве «отца» русского театра А.Н.Островского? Всё в театре красиво и загадочно, вот мы и начнём наш разговор с загадки. Её зададут вам наши юные «театроведы»: 4. Работ с программой спектаклей по проблемным вопросам продолжают студенты 1-й творческой группы: – Какую эмблему вы видите на театральной программе? Что она означает? Студентам предлагается прослушать творческий отчёт 1-й группы. Звучит музыка из спектакля Бийского драмтеатра «Игра любви и случая» по пьесе П.Мариво. Девушка-студентка выразительно читает отрывок из древнегреческого мифа: «Весной и летом у чистых вод златокудрый Аполлон водит хороводы с юными и прекрасными дочерьми Зевса и Мнемозины (богини памяти). Каждая олицетворяла тот или иной вид искусства или науки. Под звуки кифары светозарного Аполлона и пение муз, залитые потоками золотого света, плясали боги, внимая прекрасной музыке. Слово учителя: Вы уже поняли, что у театра своя история, свои традиции, свой словарь. Много встреч с загадками театра у нас впереди. История Бийского театра неразрывно связана с историей русского театра. Вот ещё одна загадка, теперь уже из истории Бийского театра: Знаете ли вы, в чём эта связь, если датой основания нашего театра считается 1887 год? (Студенты высказывают свои предположения). Мы предлагаем открыть страницы «Исторического календаря», приготовленные ребятами 2-й творческой группы. (Звучит сообщение студентов – «Открываем исторический календарь») На первой страничке календаря дата 2 июня 1886 года В конце 20 века русское общество бьётся в поисках новых путей развития России, ищет новые ориентиры в политике, в экономике, в науке, и, конечно же, в культуре. В эти годы один из московских чиновников пишет доклад царю: « Театр ближе к народу, чем все другие виды искусства; все другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии для всего народа. Я хочу исполнить не только свой личный долг относительно призвания, то есть не зарыть свой талант в землю, но и послужить ещё обществу и государству как горячий патриот ». В центре всего этого был необычный, щедро одаренный талантами от природы человек. Он знал несколько языков, писал и стихами, и прозой, написал 47 пьес, и навсегда заслужил почетное имя Русского Шекспира, Колумба Замоскворечья. Вопрос учителя:О ком прозвучал рассказ? Кто так много сделал для культуры России 19 в., для русского театра и его актёров? Что знаете вы о нём и его творчестве? (Показывается портрет А. Н. Островского.) Слово учителя:Итак, 2июня 1886 на 63-м году жизни не стало заведующего репертуарной частью императорских театров, председателя Общества драматических писателей, одного из руководителей Артистического кружка, знаменитого и любимого Россией при жизни драматурга Александра Николаевича Островского. Его мечта о Народном театре в Москве не исполнилась, но… в 1887 году очень далеко от Москвы, в городе Бийске появился новый житель, – это Леонид Петрович Ешин, политический ссыльный из Петербурга, попавший Бийск на вечное поселение. В купеческом Бийске в этот же год происходит невероятное: любительская труппа ставит классические спектакли, собирается зритель, не желающий тратить время на игру в карты, сплетни и обеды. (Студенты получают чистые листы с заданием написать названия пьес, их авторов, имена героев пьес). Театральная Викторина «История русского театра»1) Из какой пьесы 1781г. взяты эти диалоги. Знаете ли вы её название и героев: 1-й: Любопытен бы я был послушать, чему его выучили. Ответ: Пьеса «Недоросль» диалог Митрофанушки со Стародумом. Герои пьесы: 2) Из какой пьесы эти отрывки: «Эх, Петербург, что за жизнь право!» С хорошенькими актрисами знаком. Литераторов часто вижу. … С Пушкиным на дружеской ноге . Бывало часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – Да, так, брат отвечает, бывало, так – то всё. Большой оригинал. Ответ: Пьеса «Ревизор» Н. В. Гоголя. 3) Узнайте историческую пьесу, названную именем царя. Он получил престол не по наследству, но завоевал его хитростью, умом и энергией, в результате искусной политической игры. Ответ: А. С. Пушкин. «Борис Годунов» 4) Из какой пьесы эти монологи: Жених: «Вот как начнёшь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что, наконец, точно нужно жениться! Живёшь, да такая, наконец, скверность становится три месяца сваха ходит. Право, самому как – то становится совестно. Невеста: «Право, такое затруднение выбор! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько – нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча» Ответ: Н. В. Гоголь. «Женитьба» Слово учителя:
Сейчас вам предстоит ненадолго стать зрителями и в театре Островского. После каждой инсценировки нужно назвать героев пьесы и название самой пьесы. Узнайте пьесу и героев пьесы А.Н. Островского 1) Девушка читает книгу, затем начинает вальсировать с книгой: «Раз-два-три, раз-два-три; Ах, какое прекрасное занятие эти танцы! » Ответ: Липочка Большова, «Банкрут» 2) Герой надевает очки, открывает газету, просматривает, читает медленно: – Контора Вдовьего дома приглашает. Пущай приглашает, а мы не пойдём. Ответ: Купец Большов, «Банкрут» 3) Женщина держит в руках коробочку: « Какие вещи! Рублей 500 стоят». Ответ: Харита Игнатьевна Огудалова, «Бесприданница». 4) Чьи это слова? – «А было-то как? Взял я одно дело из суда домой, да дорогой-то и завернули, человек слаб, ну понимаете…, в погребок хоть бы, там его я оставил, да хмельной-то, должно быть и забыл-с. Ответ: Рисположенский, «Банкрут» 5) Чьи это слова? «Дай-ка мне чайку моего… понимаешь (разливает по стаканам). Ответ: Вожеватов, «Бесприданница». 6) Чьи это слова? Он: «Как же, помним-с, помним-с. (Вынимает бумажник и достаёт 100 рублей ассигнациями) Ответ: Подхалюзин и сваха Устинья Наумовна, «Банкрут» Рефлексия: Вопросы к студентам-актерам: – Что вы чувствовали накануне выхода к зрителям? В момент игры и после окончания эпизода? Награждение участников и победителей викторины. Слово учителя: Театр Островского продолжается в 21 веке. Продолжают его мы, зрители, читая пьесы. Продолжают его режиссёры, актёры, коллективы театров в целом. А ведь именно этого и хотел Александр Николаевич – единения зрителей и актёров в поиске ответов на вечные вопросы. Вы сами станете свидетелями этого единения, если посмотрите спектакли по пьесам А.Н. Островского, идущие в нашем театре. Задание студентам: Посмотрите в программу театрального сезона с репертуаром и назовите спектакли А. Н. Островского. Ответ: «Женитьба Бальзаминова» (1862); «Птицы небесные»(1883) (по пьесе «Без вины виноватые») Слово учителя:
– Наша театральная гостиная закрывается. Но вслед за этим открываются двери зрительного зала, где вас ждёт ещё один сюрприз – встреча с актёром Владимиром Юрьевым. Поздравляем вас с открытием нового театрального сезона и желаем замечательных впечатлений. Благодарим за помощь в проведении урока зав. литературно – художественной частью Шарабарину Наталью Яковлевну и директора театра Нечай Галину Николаевну. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |